Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Одно из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в организации при хорошем микроклимате возникает качественный производственный процесс, что позволяет компании расти. И эта работа направлена на то, чтобы найти теоретический и практический выход из конфликтов основанный на российском и мировом опыте действия при конфликтах.
Разъяснение требований и задач деятельности групп как метод профилактики межгрупповых конфликтов предполагает разъяснение особенностей решаемых задач, определение системы показателей групповой оценки результатов деятельности, распределения заданий, ответственности между группами, информационных потоков.
Структурные методы включают комплекс мер воздействия по изменению структуры управления группами, информационных потоков, действующих в подразделениях, организации труда, применяемой системы стимулирования. Приведенный пример фабрики по производству мебели показывает, что изменение системы оценки деятельности подразделений, введение единого оценочного показателя может снизить уровень конфликтного противостояния и повысить объем реализации продукции (рис 1.3.1)
Рис. 1.3.1. Методы управления конфликтами
Постановка комплексных целей перед подразделениями, достижение которых невозможно без их взаимного сотрудничества, позволяет существенно сплотить группу, способствует устранению конфликтной ситуации на период совместной работы.
Устранение объекта конфликта предполагает подведение одной из конфликтующих групп под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.
Методы управления конфликтами включают три разновидности: административные, межгрупповые формы взаимодействия и переговоры.
Административные методы включают использование ресурса власти руководителя для изменения состава групп, вхождения в одну из конфликтующих групп в качестве наблюдателя либо проведение переговоров с противоборствующими сторонами в качестве посредника.
При начале развертывания конфликта его участникам необходимо выбрать форму межгруппового взаимодействия, с тем чтобы это в наименьшей степени отразилось на интересах группы. Возможно несколько вариантов взаимодействия.
Уклонение (уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда группа не хочет (не может) отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. При выборе такой формы поведения у группы остается возможность выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако и без разрешения самого конфликта.
Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой группы за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны.
Уступчивость (приспособление). Действия группы направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что группа активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором стороны идут на взаимные уступки.
Универсальным методом решения межгрупповых конфликтов являются переговоры – набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемого решения для конфликтующих сторон. Применение переговоров как метода управления конфликтами требует высокого уровня подготовки участников – представителей групп и соблюдения ряда условий. К условиям возможности ведения переговоров относятся: существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствие значительного перевеса в сяиле; соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Переговоры при решении конфликта начинаются с признания наличия самого факта конфликта и прекращения «боевых действий», т. е. осознания неизбежности переговоров. Далее необходимо определить оппонентов и объект конфликта. Следующим шагом является определение возможностей контактов представителей обеих групп и выявление того общего, что есть у них между собой и в чем
Рис. 1.3.2. Алгоритм решения конфликта методом переговоров
они расходятся (рис 1.3.2). Потом происходит процедура подготовки к переговорам: где, когда, как можно начать переговоры, необходим ли посредник, если да, то кто. Важным моментом является подготовка вариантов решений, которые могут устроить, а также те, которые вообще недопустимы с точки зрения интересов группы. Подготовительный период крайне важен для успешного решения конфликта, каждая группа проводит его самостоятельно. При этом разрабатываются варианты решения, наиболее благоприятные и недопустимые для каждой из групп, определяется, на какие уступки может пойти группа при совместном обсуждении вопроса (по срокам, затратам). Просчитываются возможные затраты на реализацию вариантов решения. Заключительным этапом являются сами переговоры, при завершении которых необходимо добиться принятия совместного с оппонентом решения, при необходимости зафиксировать это решение письменно
Всеобщность группового (межгруппового)
конфликта обусловлена тем, что человеческие
сообщества, за исключением самых примитивных,
функционируют на основе разделения на
различные социальные слои и группы по
роду их деятельности, занятиям, экономическому,
политическому статусу и т.п. Причины социального
расхождения в обществе нужно искать в
интересах групп и индивидов, и прежде
всего в интересах по поддержанию своих
доминирующих позиций или уклонения от
доминирования других.
Формы проявлений межгрупповых конфликтов
столь же разнообразны, как разнообразны
цели, интересы, ценности, которые объединяют
различных людей в группы, как разнообразны
условия существования этих групп, способы
их взаимодействия с другими группами
и обществом в целом, как разнообразен
состав этих групп (профессиональный,
этнический, возрастной, территориальный
и т.п.), и сколь различны способы их организации
и функционирования. [11] Поэтому и диапазон
таких конфликтов почти безграничен: от
семейных распрей до межгосударственных
столкновений.
Само понятие «межгрупповой конфликт»
предполагает, что конфликтный процесс
возникает во взаимодействии между различными
группами и осуществляться он может по
различным причинам, в различных условиях,
в различных формах, с различной степенью
напряженности. Фактически там, где имеет
место межгрупповое взаимодействие, могут
возникать и, как правило, возникают межгрупповые
конфликты. Но межгрупповое взаимодействие
присутствует во всех сферах общественной
жизни – экономической, социальной, политической,
духовной, во всех социальных институтах
и в большинстве организаций, следовательно,
конфликты могут возникать повсеместно.
Многообразие межгрупповых конфликтов
ещё более велико, чем многообразие внутригрупповых,
т.к. в случае межгрупповой вражды присущие
любой группе внутригрупповые конфликты
как бы наслаиваются на межгрупповые взаимодействия,
взаимно усиливая либо, напротив, ослабляя
друг друга, существенно осложняя тем
самым общую панораму противоречий, соперничества,
столкновений и т.п. между конфликтующими
группами или организациями. И все же,
если из общей причин, приводящих к межгрупповым
конфликтам, то их можно объединить в три
основных группы:
Наглядно эта панорама детерминации
межгруппового конфликта изображена на
схеме:
Типология межгрупповых конфликтов. На основании вышеизложенного можно
осуществить типологизацию всего многообразия
межгрупповых конфликтов. Их разнообразные
формы и проявления можно свести к следующим
основным типам:
Соперничество – такой вид межгруппового взаимодействия,
в котором социальные группы - коллективы
предприятий, учреждений, спортивные команды
и т.п. – состязаясь друг с другом, добиваясь
одной цели, стремятся в чем-то превзойти
соперника. Например, основными соперниками
советских, а затем российских хоккеистов
в борьбе за мировое первенство обычно
выступают канадские, шведские, финские
американские хоккейные клубы.
Столкновение – такой вид межгруппового взаимодействия,
при котором соперничающие группы стремятся
(или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый,
а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров
в своем знаменитом произведении «Фрегат
«Паллада» пишет: «Столкновение двух судов
ведет за собой неминуемую гибель одного
из них».
Доминация (господство) – такое межгрупповое взаимодействие,
при котором одна группа имеет преимущество
в самом важном, в силу чего господствует
над другой в экономическом, политическом,и
т.д. отношении. В.В.Короленко описывал
соответствующую ситуацию в отношении
использования языка: «В первые годы моего
детства в нашей семье польский язык господствовал,
но наряду с ним я слышал еще два: русский
и малорусский».
Уклонение – такой вид взаимодействия между группами,
в процессе которого одна из них или обе
стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться
от другой, чтобы избежать столкновения,
удара, нападения и т.п. Типичным примером
такого взаимодействия являлись действия
русских войск во время Отечественной
войны 1812 года до знаменитого Бородинского
сражения, а отступающих французских –
после сражения под Малоерославцем.[13]
Избегание – такое межгрупповое взаимодействие,
при котором одна из конфликтующих групп,
стремится отделиться, удалиться от другой,
избежать встречи с ней, сулящей за собой
неприятные, нежелательные последствия.
Так, обычно, поступают группы контрабандистов,
избегающие встреч с таможенниками.
Аккомодация – такой вид межгруппового взаимодействия,
в процессе осуществления которого одна
группа (как правило, уступающая в могуществе,
силе, богатстве и т.п. другой) стремится
приспособиться к давлению более сильной
социальной группы.
Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики,
характерный тем, что одна группа уподобляется
другой в каком-либо важном отношении
усваивая ее существенные особенности,
нормы поведения и т.п. Таким путем происходит
слияние народа или его определенной части
с другим путем усвоения его языка, культуры,
обычаев и т.д.
Подавление – вид межгруппового взаимодействия, при
котором одна из конфликтующих групп получает
решающее преимущество, в силу чего оказывается
в состоянии насильственно, часто при
помощи вооруженной силы положить конец
существованию враждебной группы, ярким
примером чего может служить подавление
советской властью, ее карательными органами
Кронштадского мятежа в 1921г.
Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики,
в ходе которой соперничающие группы (чаще
их представители) обмениваются мнениями,
сближают свои позиции и достигают соглашения
о способах урегулирования конфликта
путем взаимных уступок друг другу.
Компромисс – такое межгрупповое взаимодействие,
которое позволяет достичь соглашения
между группами путем взаимных уступок
друг другу.
Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики,
позволяющий конфликтующим группам придти
к взаимной договоренности, к соглашению
по какому-либо важному для них вопросу.
Сотрудничество – такой вид межгруппового взаимодействия,
при котором дружественные или соперничающие
друг с другом группы начинают заниматься
совместной деятельностью в важной для
них сфере общественной жизни.
Все многообразие причин (источников) конфликтных ситуаций, возникающих в ходе совместной трудовой деятельности, можно свести к следующим:
Во-первых, это распределение ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и т.д.) в условиях их ограниченности. Необходимость делить ресурсы ведет к различным видам конфликтов. Соревнования, конкуренция в деловой активности переходят в конфликт, когда одна группа людей или личность получает возможность воспользоваться ресурсами других или воздействовать на выполнение их задач. Особенно ярко это проявляется, если отсутствуют четкие правила, исключающие такие случаи.
Конфликты усиливаются и разрастаются в тех случаях, когда их участники не согласны с процессом распределения ресурсов, содержанием выполняемой работы, со своим положением и взаимосвязями в организации, ощущают нестабильность своего организационного статуса.
Во-вторых, взаимосвязанность решаемых задач (когда деятельность группы зависит от другой группы) на фоне жесткой специализации (если каждое подразделение ориентировано на различные цели или показатели эффективности функционирования) при невыраженности общих целей организации (отсутствует осознание места собственной деятельности в решении общих задач). Возможность конфликтов уменьшается, когда основой организационной схемы являются отделы вне зависимости от признаков их создания. В этом случае руководители подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, уменьшая возможность структурных конфликтов.
В-третьих, несбывшиеся ожидания, обусловившие различия в представлениях о ценностях, когда, вместо того чтобы объективно и системно оценить возникшую ситуацию, люди рассматривают только те варианты ее решения, которые, по их мнению, благоприятны лично для них или для их группы.
В-четвертых, различия в жизненном опыте, манере поведения или доминирование несовместимых социально-психологических особенностей у взаимодействующих людей или групп. Эта причина конфликтов зависит от характеров и темпераментов отдельных личностей. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем авторитарности и догматичности и низким уровнем самоуважения в структуре личности быстрее вступают в конфликт. Возможность конфликтов увеличивается, если между людьми существуют различия в жизненном опыте, образовании, возрасте и социальных характеристиках.
В-пятых, различия в целях. Чем выше уровень специализации в подразделениях организации, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Это происходит потому, что специализированные подразделения, имея собственные цели, уделяют их достижению больше внимания, чем достижению целей организации в целом.