Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.

Содержание

Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 88.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Дезинтеграционные процессы  в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика  проблем национализма и сепаратизма,  причины их возникновения

1.2 Национализм, как один  из основных факторов, вызывающих  дестабилизацию внутреннего положения  в Российской Федерации

2 Влияние сепаратизма  на политическое положение Российской  Федерации

2.1 Характеристика сепаратизма  как одной из главных проблем  в новейшей истории России

2.2 Анализ современного  положения в России и оценка  деятельности государства по  решению проблем национализма  и сепаратизма

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как национализм  и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем не только в России, но и  во всём современном мире, которые  приводят к возникновению военных  конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.

Объектом работы является российское государство.

Предмет - национализм и  сепаратизм, как основные составляющие дезинтеграционных процессов в  Российской Федерации.

Цель научной работы заключается  в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и  внешнюю политику, а также определении  роли указанных процессов в формировании современного российского государства.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:

оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся  научных исследований в этой области;

детальный анализ национализма в современной России и тенденций  его развития, как важного фактора  внутренней политики.

характеристика сепаратизма  и сепаратистских тенденций в  России в 1992-2010 гг. и их влияния на внутриполитическое и внешнеполитическое положение Российской Федерации;

последствия внутренней политики российского государства по решению  национальных и сепаратистских проблем, оценка современного положения дел  в Российской Федерации;

роль национализма и сепаратизма  в процессах дезинтеграции и  дестабилизации на территории России.

1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения

XX век стал для России  веком двух мировых войн, двух  государственных переворотов и  трёх различных режимов власти.

Распад СССР, великой ядерной  державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение  на международной арене и, в первую очередь, изменил положение субъектов  союза.

После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию  не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990 - 1991 гг. провозгласили  свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.

Существовали объективные  причины для роста напряженности  между центром и регионами. В  начале 90-х годов ХХ века Россия, хоть и называлась федерацией, в  действительности оставалась унитарным  государством. Огромная страна по-прежнему управлялась из одного центра. Средства, заработанные наиболее развитыми областями  Центрального региона - Урала и Поволжья, а также сверхдоходы нефтедобывающих  регионов Западной Сибири, уходили  в федеральную казну, и только малая часть, величина которой не имеет связи с результатами производственной деятельности региона, возвращается назад  в регионы. Реально крупнейшими  получателями государственных субсидий были парадные витрины социализма - столичные города Москва и Ленинград (Санкт-Петербург). Неэффективность  такого управления проявилась еще в  советские времена, а после распада  Союза она превратилась в анахронизм. Через федеральный бюджет крайне неэффективно перераспределялось между  регионами около 10 % валового внутреннего  продукта [24, с. 34]. Старые экономические связи между территориями разрушились, централизованная система управления ослабела, вся сфера хозяйственной деятельности фактически сосредоточилась в руках местных властей, хотя юридически они по-прежнему были лишены властных полномочий. Нарастало недовольство регионов. Не только республики, но и русские края и области, прежде всего богатые сырьевые регионы, добивались большей самостоятельности, особенно во внешнеэкономической деятельности.

Межнациональная напряженность  начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического  самосознания. Характерна в этом плане  волна переименований республик  России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и других. Новые названия отражали рост этнической идентификации. В районах Кавказа начались вооруженные конфликты, последствия которых не преодолены и по сей день.

Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС) протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около  двух десятков новых независимых  государств Европы). Существуют объективные  и субъективные причины происхождения  указанных процессов.

Причинами дезинтеграционных  процессов в СССР были следующие:

несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация  с четырьмя неравноправными уровнями - союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ);

неоднородность государства  по причине огромной территории, исторического, социального и экономического развития;

крушение коммунистической идеологии и административно-командной  системы управления.

Кроме этих причин существовало ещё множество других, побуждавших  бывшие советские республики выйти  из состава СССР. В ходе перестройки  руководство СССР столкнулось с  огромными трудностями: падение  авторитета коммунистической партии, кризис доверия к власти, социальная напряженность, многолюдные митинги  протеста, выступления шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии. Слабость горбачевского правительства, его  неспособность обеспечить интересы номенклатуры и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах, привели к усилению стремлений республик  выйти из состава СССР. СССР вступил  в полосу дезинтеграции и в 1990 году Латвия, Литва и Эстония в  одностороннем порядке объявили о суверенитете. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты (в Фергане, Нагорном Карабахе, Киргизии).

По стране в 1990 - 1991 гг. прокатился «парад суверенитетов», «война законов», формирования собственных органов  власти и новых названий республик (Кыргызстан и т.д.). Тогда почти  все субъекты Федерации приняли  резолюции о суверенитете, близкие  к тем, которые до этого приняли  союзные республики, ставшие вскоре независимыми государствами. «Пионерами»  борьбы за суверенитет еще в советское  время стали Татарстан, Якутия и  Чечено-Ингушетия. О серьезности  их намерений обрести полную независимость  могли свидетельствовать принятые в этих республиках законодательные  акты. Например, Конституция Татарстана определяла республику как «суверенное государство, субъект международного права»; конституционный закон «О недрах» отнес всю государственную собственность на территории Татарстана, его недра с их содержимым к исключительной собственности республики, а постановление «О воинской обязанности и воинской службе граждан Республики Татарстан» обязал граждан республики проходить военную службу только в границах Татарстана [25, с. 163 - 168]. Россия приняла Декларацию о суверенитете 12 июня 1990 года.

В 1990 - 1991 гг. активизировались сепаратистские настроения на Украине и в других союзных республиках, обострилось противостояние союзного центра и Российской Федерации.

Попытка президента СССР Горбачев сохранить СССР в обновленном  виде путем заключения нового Союзного договора была сорвана путчем 1991 года. Процесс распада СССР завершился в декабре 1991 года объявлением роспуска СССР и оформлением договора о  Содружестве Независимых Государств главами трех бывших славянских республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии («Беловежское соглашение»). Позже к Содружеству Независимых Государств присоединились остальные бывшие республики СССР, кроме стран Балтии.

Крушение жестко-централизованного  государственного образования, каким  был СССР, неизбежно сопровождалось продолжением центробежных процессов  уже на территории новых государств. Это было обусловлено следующими причинами:

политика государственного строительства основывалась на принципе права наций на самоопределение. Национально-культурная автономия, принятая во всем мире, была отвергнута;

при проведении национальной политики в СССР границы национальных образований устанавливались без  учета исторических и этнических особенностей;

последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых  народов и рассеяние их среди  других национальностей, с великими стройками, освоением целины и т.д.

демократизация политического  устройства государств на постсоветском  пространстве и формирование открытой экономики, в ходе чего неизбежно  происходили процессы децентрализации.

Децентрализация в России, прежде всего, характеризовалась перераспределением полномочий между различными уровнями власти: федеральной властью, властью  субъекта федерации и местного самоуправления. Желание национальных меньшинств получить больше прав, улучшить материальное и  социальное положение привело к  развитию процессов дезинтеграции  и суверенизации на постсоветском  пространстве. Республики и автономии  решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных  государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и  стремление обеспечить приоритетные права  коренной нации за счет других национальностей.

Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации  усугублялись следующими причинами:

экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание масс);

социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);

территориальными и другими.

Пик развития этих процессов  в России пришелся на 1991 - 1993 годы. Сколько  раз приходилось слышать, что  фраза, брошенная Ельциным в Татарстане в 1991 году: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», - привела, чуть ли ни к дезинтеграции России [26, с. 1]. Республики, входившие в ее состав, объявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чеченская республика (Ичкерия) взяли курс на выход из Российской Федерации. Отчисления, производимые ими в федеральный бюджет, задерживались или прекращались.

Силы, заинтересованные в  сохранении единства России, в то время  были крайне слабы. Лидеры национальных движений нерусских народов добивались суверенитета для «своих» республик, а русские националисты не способствовали укреплению общероссийского единства, поскольку мечтали о восстановлении СССР. Лидер российских коммунистов  и так называемых «национально-патриотических сил» Геннадий Зюганов в те годы не уставал повторять, что «...нынешняя Российская Федерация - это еще не вполне Россия, а обрубок с кровоточащими  разорванными связями» [8, с. 202]. Еще  определеннее высказывался на эту тему Владимир Жириновский: «Россия», - по его  мнению, - «это страна в границах как  минимум СССР, либо Российской Империи» [7, с. 4].

Развернувшаяся в 1992 - 1993 гг. борьба за власть между двумя «центрами  силы» в России (президентом и  парламентом) существенно ослабляла  Федерацию. В этой борьбе обе стороны  пытались заручиться поддержкой региональных лидеров, а те, в уплату за свою поддержку, требовали все больших привилегий для своих регионов. Но уже к  концу 1993 года ситуация стала меняться: заметно понизился уровень активности национальных движений, выступавших  с откровенными сепаратистскими  лозунгами. Прошедшие в 1994 году и  позднее выборы в органы власти субъектов  Федерации показали, что и эти  лозунги и сами национальные движения почти полностью лишились поддержки  населения.

В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных  связей, обнищания населения и  разжигания элитой национальных республик  националистические чувства, в 1992 году был подписан Федеративный договор.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принципы федеративного  договора и подтвердила принцип  смешанной федерации. Появилась  возможность выстроить новую  конституционную систему власти и федеративных отношений, которая  положила бы конец процессу дезинтеграции. Для этого необходимо было создать  механизмы реализации, т.е. конституционные  законы - о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации, и об организации власти в регионах. Однако сепаратистские настроения в  регионах и собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло. Полномочия разграничивались не на основе конституционных законов, а в соответствии с договором. В феврале 1994 года был подписан отдельный договор с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные субъекты федерации инициировали подписание таких же договоров с центром.

Одновременно с процессами дезинтеграции обостряются межнациональные  отношения в некоторых регионах - конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году, фактическое отделение  Чечни и вооруженный конфликт с центром.

Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации