Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа
Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика
проблем национализма и
1.2 Национализм, как один
из основных факторов, вызывающих
дестабилизацию внутреннего
2 Влияние сепаратизма
на политическое положение
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как национализм и сепаратизм - одни из наиболее значимых проблем не только в России, но и во всём современном мире, которые приводят к возникновению военных конфликтов, страданиям гражданского населения и нарушениям прав человека.
Объектом работы является российское государство.
Предмет - национализм и сепаратизм, как основные составляющие дезинтеграционных процессов в Российской Федерации.
Цель научной работы заключается
в исследовании влияния национализма
и сепаратизма на проводимую властями
Российской Федерации внутреннюю и
внешнюю политику, а также определении
роли указанных процессов в
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.
характеристика сепаратизма и сепаратистских тенденций в России в 1992-2010 гг. и их влияния на внутриполитическое и внешнеполитическое положение Российской Федерации;
последствия внутренней политики российского государства по решению национальных и сепаратистских проблем, оценка современного положения дел в Российской Федерации;
роль национализма и сепаратизма в процессах дезинтеграции и дестабилизации на территории России.
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
XX век стал для России веком двух мировых войн, двух государственных переворотов и трёх различных режимов власти.
Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене и, в первую очередь, изменил положение субъектов союза.
После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990 - 1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.
Существовали объективные
причины для роста
Межнациональная напряженность начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и других. Новые названия отражали рост этнической идентификации. В районах Кавказа начались вооруженные конфликты, последствия которых не преодолены и по сей день.
Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС) протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около двух десятков новых независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные причины происхождения указанных процессов.
Причинами дезинтеграционных процессов в СССР были следующие:
несовершенство
неоднородность государства по причине огромной территории, исторического, социального и экономического развития;
крушение коммунистической
идеологии и административно-
Кроме этих причин существовало
ещё множество других, побуждавших
бывшие советские республики выйти
из состава СССР. В ходе перестройки
руководство СССР столкнулось с
огромными трудностями: падение
авторитета коммунистической партии,
кризис доверия к власти, социальная
напряженность, многолюдные митинги
протеста, выступления шахтеров, противостояние
консервативных лидеров партии. Слабость
горбачевского правительства, его
неспособность обеспечить интересы
номенклатуры и подавить сепаратистские
тенденции в национальных регионах,
привели к усилению стремлений республик
выйти из состава СССР. СССР вступил
в полосу дезинтеграции и в 1990
году Латвия, Литва и Эстония в
одностороннем порядке объявили
о суверенитете. В некоторых регионах
вспыхнули межнациональные
По стране в 1990 - 1991 гг. прокатился
«парад суверенитетов», «война законов»,
формирования собственных органов
власти и новых названий республик
(Кыргызстан и т.д.). Тогда почти
все субъекты Федерации приняли
резолюции о суверенитете, близкие
к тем, которые до этого приняли
союзные республики, ставшие вскоре
независимыми государствами. «Пионерами»
борьбы за суверенитет еще в советское
время стали Татарстан, Якутия и
Чечено-Ингушетия. О серьезности
их намерений обрести полную независимость
могли свидетельствовать
В 1990 - 1991 гг. активизировались сепаратистские настроения на Украине и в других союзных республиках, обострилось противостояние союзного центра и Российской Федерации.
Попытка президента СССР Горбачев
сохранить СССР в обновленном
виде путем заключения нового Союзного
договора была сорвана путчем 1991 года.
Процесс распада СССР завершился
в декабре 1991 года объявлением роспуска
СССР и оформлением договора о
Содружестве Независимых
Крушение жестко-
политика государственного строительства основывалась на принципе права наций на самоопределение. Национально-культурная автономия, принятая во всем мире, была отвергнута;
при проведении национальной
политики в СССР границы национальных
образований устанавливались
последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых народов и рассеяние их среди других национальностей, с великими стройками, освоением целины и т.д.
демократизация политического устройства государств на постсоветском пространстве и формирование открытой экономики, в ходе чего неизбежно происходили процессы децентрализации.
Децентрализация в России,
прежде всего, характеризовалась
Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации усугублялись следующими причинами:
экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание масс);
социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);
территориальными и другими.
Пик развития этих процессов в России пришелся на 1991 - 1993 годы. Сколько раз приходилось слышать, что фраза, брошенная Ельциным в Татарстане в 1991 году: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», - привела, чуть ли ни к дезинтеграции России [26, с. 1]. Республики, входившие в ее состав, объявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чеченская республика (Ичкерия) взяли курс на выход из Российской Федерации. Отчисления, производимые ими в федеральный бюджет, задерживались или прекращались.
Силы, заинтересованные в
сохранении единства России, в то время
были крайне слабы. Лидеры национальных
движений нерусских народов добивались
суверенитета для «своих» республик,
а русские националисты не способствовали
укреплению общероссийского единства,
поскольку мечтали о
Развернувшаяся в 1992 - 1993 гг.
борьба за власть между двумя «центрами
силы» в России (президентом и
парламентом) существенно ослабляла
Федерацию. В этой борьбе обе стороны
пытались заручиться поддержкой региональных
лидеров, а те, в уплату за свою поддержку,
требовали все больших
В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения и разжигания элитой национальных республик националистические чувства, в 1992 году был подписан Федеративный договор.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принципы федеративного договора и подтвердила принцип смешанной федерации. Появилась возможность выстроить новую конституционную систему власти и федеративных отношений, которая положила бы конец процессу дезинтеграции. Для этого необходимо было создать механизмы реализации, т.е. конституционные законы - о разграничении полномочий между центром и субъектами федерации, и об организации власти в регионах. Однако сепаратистские настроения в регионах и собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло. Полномочия разграничивались не на основе конституционных законов, а в соответствии с договором. В феврале 1994 года был подписан отдельный договор с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные субъекты федерации инициировали подписание таких же договоров с центром.
Одновременно с процессами
дезинтеграции обостряются
Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации