Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.

Содержание

Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 88.47 Кб (Скачать файл)

Не обошли процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации  и другие новые государства на территории бывшего СССР, что было обусловлено теми же причинами.

Вполне естественно, что  попытки продолжить дезинтеграцию  на постсоветском пространстве предприняли  лидеры «двойных меньшинств» - армяне в Азербайджане, абхазы и южные  осетины в Грузии. Эти попытки  встретили жесткий отпор со стороны  властей новых государств. В результате конфликты переросли в вооруженные  конфликты. Такие конфликты затронули  Азербайджан, Молдову, Грузию.

Власти одних государств втягивались в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны (Азербайджан - конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе; Грузия - конфликт между грузинами и осетинами в Южной Осетии, между грузинами и абхазами в Абхазии; Молдова - конфликт молдаван с русскоязычным населением в Приднестровье). Власти других государств в таких случаях воздерживались от эксцессов, которые могли послужить поводами для насилия.

Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются  в Эстонии, Латвии и Казахстане между  коренным и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение.

На сегодняшней день процессы дезинтеграции и децентрализации  не остановлены, они усиливаются  в условиях экономического кризиса, в котором находится Российская Федерация и многие постсоветские  государства. Россия оказалась в  списке тех пятнадцати стран, которые  наиболее сильно пострадали от кризиса. Естественно, что неудачи Правительства  Российской Федерации усилили неприятие  проводимой центром политики, они  стимулируют центробежные процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие региональные интересы, толкающие руководителей  на решения, нарушающие единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции); правовое (несоответствие законов субъекта Конституции Российской Федерации). Субъекты Федерации требуют  от федерального центра все большую  часть налоговых поступлений  и расширения прав. Открытая экономика  способствует расширению внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения о передаче властям субъектов федерации  полномочий федеральных судов и  силовых ведомств.

Существует мнение, что  вертикаль государственной власти ослаблена и все три уровня власти (федеральный, региональный и  местное самоуправление) существуют как бы параллельно. Во многом это  связано с отсутствием законодательно закрепленного разграничения полномочий и обязанностей, а также с отсутствием  отрегулированных взаимоотношений, особенно бюджетных. Главным фактором влияния  центра на регионы является распределение  финансовых ресурсов через трансферты. Если учесть, что регионов-доноров  в России всего шестнадцать (преимущественно  из-за неравномерного распределения  сырьевых ресурсов на территории страны), то сокращение федерального финансирования усугубляет положение.

Процессы дезинтеграции  можно остановить с помощью правильной региональной и национальной политики, при стабильной экономической ситуации и постепенном выравнивании социально-экономического состояния регионов, при четком законодательно закрепленном порядке распределения  полномочий между центром и регионами, учете всех специфических моментов национального и конфессионального  своеобразия регионов.

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени  схожа с ситуацией в СССР: кризисные  явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма  и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.

Проявление в Российской Федерации национализма и сепаратизма  обусловлено следующими причинами:

проведение политики основанной на принципе права наций на самоопределение, с отвержением национально-культурной автономии;

установление границ национальных образований без учета исторических и этнических особенностей;

ущемление национальных меньшинств, связанное с последствиями огромной миграции при депортации целых народов  и расселении их среди других национальностей  при проведении в бывшем СССР великих  строек и освоением целины и т.д.;

неизбежное проявление сепаратизма  при проведении процессов децентрализации  в ходе демократизации политического  устройства, формирования открытой экономики  и политической свободы;

реализация идеи национального  возрождения, которая нередко перерастает  в национализм, в результате чего возникают сепаратистские тенденции  в субъектах федерации.

Источниками национализма и  сепаратизма являются представления  об ущемлении национальных интересов  и претензии наций на приоритетные права.

Проблемы национализма и  сепаратизма усугубляются экономическим  кризисом, безработицей, обнищанием населения, межнациональными барьерами общения, негативными формами национального  самоутверждения, открытым национализмом, амбициями национальных вождей, территориальными и другими причинами.

Неудачи экономических реформ и экономический кризис, особенно сильно затронувший Россию, усиливают  неприятие проводимой государством политики, что стимулирует национальный и региональный сепаратизм, создающий  угрозу единству и целостности российского  государства. Таким образом, когда  национально-этнические проблемы не находят  своего разрешения, то возникают сепаратистские тенденции и даже конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Не редко такие конфликты приводят к вооруженному столкновению представителей национального меньшинства и  титульного народа, или национального  меньшинства и власти. Власти втягиваются  в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности  страны, как это наблюдалось в  Чечне (конфликт между чеченскими сепаратистами  и центральной властью).

В Пригородном районе Северной Осетии конфликт возник между осетинами  и ингушами. В сложном положении  российские власти вынуждены были пойти  на применение силовых методов, что  естественно усилило негативное отношение к центру и вызвало  рост антирусских настроений.

Разгорающиеся и тлеющие  очаги межнациональной конфронтации на Кавказе создают опасность  ее распространения вглубь страны. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят политический характер. Классическим примером является успешно урегулированный благодаря  переговорам и заключению договора «О разграничении предметов ведения  между органами власти Российской Федерации  и органами власти Татарстана» конфликт между федеральным центром и  Татарстаном.

Существует и региональный сепаратизм в более мягкой форме  проявления, причем усиливающийся с  ухудшением экономической ситуации (финансовый или налоговый сепаратизм). Региональному сепаратизму зачастую способствуют узкие региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие единое пространство: введение запрета на вывоз продукции, принятие законов несоответствующих Конституции  Российской Федерации.

Кроме внутренних причин развития сепаратизма существуют и внешние  причины, особенно в регионах, вошедших в состав России не так давно.

Не исключена вероятность  потери ряда окраинных регионов - «осыпания  России по краям». С этой точки зрения такими территориями могут стать  территории, присоединенные после Второй Мировой войны, где внешнее дезинтеграционное давление максимально - острова Курильской гряды, Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия). По степени внешнего влияния далее следуют исламский Северный Кавказ и регионы, тяготеющие к буддизму - Тува, Бурятия, Калмыкия.

Существует угроза сепаратизма  связанная с исламским фактором на Кавказе, например в Дагестане, который  был очень легко дестабилизирован со стороны Чечни. У руководства  чеченских сепаратистов существовал  план «Большой Чечни», включающей значительную часть территории Дагестана с  выходом к Каспию.

Менее вероятно отделение, но сохраняются сепаратистские настроения в регионах Поволжья - Башкортостан, Татарстан. Стратегическая линия этих субъектов федерации ведет к  наращиванию региональной автономии  и возможно к трансформации России в конфедерацию. Хотя не исключается, что использование исламского фактора  в качестве плацдарма для влияния  на исламизированные республики и регионы  Татарию, Башкирию, Нижнее Поволжье при  определенных неблагоприятных условиях может инициировать их соединение с  исламскими республиками СНГ через, так называемый, «Оренбургский коридор» и рассечение России по меридиану  Предуралья. Так, например, лидеры Ингушетии  и Татарстана ранее выступали  против равноправного воссоединения  с Белоруссией, угрожая выходом  из Российской Федерации.

На процессы дезинтеграции  не могут не оказывать влияние  и огромная территория России, удаленность  некоторых регионов от Центра и близость к экономическим и культурным центрам соседних государств. Сибирь и Дальний Восток находятся от центра на тысячи километров и непосредственно  граничат со Средней Азией, Японией, Кореей, Китаем.

Наиболее обостренная  обстановка сложилась на сегодняшний  день на Северном Кавказе, где до сих  пор сильны сепаратистские тенденции  в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии, в некоторой степени  в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии. Существует угроза отделения этих регионов (особенно Чечни) от Российской Федерации. Основными  причинами такой обстановки являются:

сильные этнические противоречия между местными народами и  
русскими из-за исторических событий (покорение в 1817 - 1864 гг. Российской империей Кавказа, репрессивные меры советской власти в  
1918 - 1922 гг., проведение в 1927 году реформы административно-территориального деления, длившейся 30 лет, принудительная депортация народов Северного Кавказа в 1944 году в Среднюю Азию и Сибирь. После освобождения от немецко-фашистских войск Советской Армией юга России, началась политика выселения целых народов. Гонениям подверглись корейцы, курды, греки, другие народы. Начинался очередной этап перекройки административных границ страны, который на много лет определил напряженную ситуацию в таких национальных окраинах, как Кавказ, Поволжье и Средняя Азия, и оказал отрицательное воздействие, как на распад СССР, так и на современные дезинтеграционные процессы в России.);

проявление сильного национального  самосознания у местных жителей  проявилось указанных регионов;

желание за счёт обретения  национальной независимости получить в своё распоряжение природные богатства  Чечни, особенно нефть Грозненского нефтяного района и тем самым  поднять уровень жизни чеченцев, а не «кормить Россию»;

отрицательное отношение  к федеральной власти ввиду многочисленных эксцессов, связанных с боевыми  действиями российской армии в 1994 - 1996 гг. и 1999 - 2001 гг. в отношении местного населения.

Управление и само обустройство северокавказского региона во многом зависело от исторических условий, типологии  политической системы, формационного  уровня развития конкретного общества. Однако на деле при создании РСФСР  и Союза ССР этническая специфика  не учитывалась в должной степени. Из сообщений Краевой комиссии по учету опыта районирования при  Северо-Кавказском крайисполкоме в 20-е годы: «приходилось (!) объединять в одну автономную единицу несколько национальностей, ибо они были малочисленны, чтобы образовать собой административное целое, и слишком отстали в культурно-хозяйственном отношении, чтобы иметь свой аппарат власти» [32, с. 190]. «Необычная пестрота» этнической карты России не смутила большевиков, хотя, «национально-территориальное размежевание народов было делом искони безнадежным» [10, с. 259].

Новая власть вначале на словах и на деле декларировала, что верования  и обычаи мусульман, их национальные и культурные учреждения неприкосновенны  и провозглашала право трудящихся свободно и беспрепятственно устраивать национальную жизнь. Советские и  партийные органы проводили гибкую политику в отношении исламских  духовников и их окружения, не допуская проведения каких бы то ни было мероприятий, которые могли бы ущемить или  оскорбить сокровенные чувства  верующих.

Повсеместно, а тем более  в Средней Азии и на Кавказе, сформировались традиционалистски-этатистские навыки и стереотипы управления и взаимодействия систем органов власти, когда исполнительная ветвь органов власти фактически включила в свой состав представительские, демократические и другие институты самоуправления и народной власти. Еще в 1920 году И. Сталин при открытии Первого Всероссийского совещания ответственных работников РКИ говорил: «Страной управляют не те, которые выбирают своих делегатов в парламент при буржуазных порядках или на съездах Советов при Советских порядках. Нет, страной управляют фактически те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами. Для этого необходимо иметь опытных агентов не только в тех местах, где обслуживаются и решаются вопросы, но и в тех местах, где решения проводятся в жизнь» [33, с. 366].

Со временем партия полностью  подмяла под себя Советские органы власти и самоуправления, и это  наиболее ярко проявилось именно на Северном Кавказе и Средней Азии, где  кроме рекомендаций от партийных  органов, национальная (этническая) принадлежность имела значимое значение при назначении на руководящие должности.

Чеченская проблема самая  острая в современной российской истории - уже дважды чеченский кризис перерастал в вооруженные действия федерального центра против незаконных военных формирований Чечни. Корни  чеченского кризиса уходят в глубь веков. В начале 40-х гг. XIX века складывается единое государство народов Чечни и Дагестана - имамат Шамиля, просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 году. Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война явились продолжение национально-освободительной борьбы против российского колониализма. Ленин и большевики, обещавшие горцам землю и национальную государственность, получили в Чечне безусловную поддержку. Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922 года, в условиях победившей советской власти оказалась фикцией.

С середины 20-х годов XX века против Чечни была по существу развязана  новая война. В 1934 году Чеченская  и Ингушская автономные области  объединились в одну Чечено-Ингушскую  автономную область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Чечено-Ингушскую  АССР.

Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации