Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:52, контрольная работа
Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи научной работы:
оценка проблем национализма и сепаратизма в период 1992-2010 гг., характеристика ранее проводившихся научных исследований в этой области;
детальный анализ национализма в современной России и тенденций его развития, как важного фактора внутренней политики.
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализма и сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическое положение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблем в новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельности государства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Не обошли процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации и другие новые государства на территории бывшего СССР, что было обусловлено теми же причинами.
Вполне естественно, что
попытки продолжить дезинтеграцию
на постсоветском пространстве предприняли
лидеры «двойных меньшинств» - армяне
в Азербайджане, абхазы и южные
осетины в Грузии. Эти попытки
встретили жесткий отпор со стороны
властей новых государств. В результате
конфликты переросли в
Власти одних государств втягивались в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны (Азербайджан - конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе; Грузия - конфликт между грузинами и осетинами в Южной Осетии, между грузинами и абхазами в Абхазии; Молдова - конфликт молдаван с русскоязычным населением в Приднестровье). Власти других государств в таких случаях воздерживались от эксцессов, которые могли послужить поводами для насилия.
Аналогичные формы латентного
межнационального конфликта пока наблюдаются
в Эстонии, Латвии и Казахстане между
коренным и русскоязычным населением,
которое сохраняет
На сегодняшней день процессы
дезинтеграции и
Существует мнение, что
вертикаль государственной
Процессы дезинтеграции
можно остановить с помощью правильной
региональной и национальной политики,
при стабильной экономической ситуации
и постепенном выравнивании социально-экономического
состояния регионов, при четком законодательно
закрепленном порядке распределения
полномочий между центром и регионами,
учете всех специфических моментов
национального и
Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Проявление в Российской Федерации национализма и сепаратизма обусловлено следующими причинами:
проведение политики основанной
на принципе права наций на самоопределение,
с отвержением национально-
установление границ национальных
образований без учета
ущемление национальных меньшинств,
связанное с последствиями
неизбежное проявление сепаратизма при проведении процессов децентрализации в ходе демократизации политического устройства, формирования открытой экономики и политической свободы;
реализация идеи национального возрождения, которая нередко перерастает в национализм, в результате чего возникают сепаратистские тенденции в субъектах федерации.
Источниками национализма и сепаратизма являются представления об ущемлении национальных интересов и претензии наций на приоритетные права.
Проблемы национализма и
сепаратизма усугубляются экономическим
кризисом, безработицей, обнищанием населения,
межнациональными барьерами общения,
негативными формами
Неудачи экономических реформ и экономический кризис, особенно сильно затронувший Россию, усиливают неприятие проводимой государством политики, что стимулирует национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского государства. Таким образом, когда национально-этнические проблемы не находят своего разрешения, то возникают сепаратистские тенденции и даже конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Не редко такие конфликты приводят к вооруженному столкновению представителей национального меньшинства и титульного народа, или национального меньшинства и власти. Власти втягиваются в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны, как это наблюдалось в Чечне (конфликт между чеченскими сепаратистами и центральной властью).
В Пригородном районе Северной Осетии конфликт возник между осетинами и ингушами. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов, что естественно усилило негативное отношение к центру и вызвало рост антирусских настроений.
Разгорающиеся и тлеющие
очаги межнациональной
Существует и региональный
сепаратизм в более мягкой форме
проявления, причем усиливающийся с
ухудшением экономической ситуации
(финансовый или налоговый сепаратизм).
Региональному сепаратизму
Кроме внутренних причин развития сепаратизма существуют и внешние причины, особенно в регионах, вошедших в состав России не так давно.
Не исключена вероятность потери ряда окраинных регионов - «осыпания России по краям». С этой точки зрения такими территориями могут стать территории, присоединенные после Второй Мировой войны, где внешнее дезинтеграционное давление максимально - острова Курильской гряды, Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия). По степени внешнего влияния далее следуют исламский Северный Кавказ и регионы, тяготеющие к буддизму - Тува, Бурятия, Калмыкия.
Существует угроза сепаратизма
связанная с исламским фактором
на Кавказе, например в Дагестане, который
был очень легко
Менее вероятно отделение, но сохраняются сепаратистские настроения в регионах Поволжья - Башкортостан, Татарстан. Стратегическая линия этих субъектов федерации ведет к наращиванию региональной автономии и возможно к трансформации России в конфедерацию. Хотя не исключается, что использование исламского фактора в качестве плацдарма для влияния на исламизированные республики и регионы Татарию, Башкирию, Нижнее Поволжье при определенных неблагоприятных условиях может инициировать их соединение с исламскими республиками СНГ через, так называемый, «Оренбургский коридор» и рассечение России по меридиану Предуралья. Так, например, лидеры Ингушетии и Татарстана ранее выступали против равноправного воссоединения с Белоруссией, угрожая выходом из Российской Федерации.
На процессы дезинтеграции не могут не оказывать влияние и огромная территория России, удаленность некоторых регионов от Центра и близость к экономическим и культурным центрам соседних государств. Сибирь и Дальний Восток находятся от центра на тысячи километров и непосредственно граничат со Средней Азией, Японией, Кореей, Китаем.
Наиболее обостренная обстановка сложилась на сегодняшний день на Северном Кавказе, где до сих пор сильны сепаратистские тенденции в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии, в некоторой степени в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии. Существует угроза отделения этих регионов (особенно Чечни) от Российской Федерации. Основными причинами такой обстановки являются:
сильные этнические противоречия
между местными народами и
русскими из-за исторических событий (покорение
в 1817 - 1864 гг. Российской империей Кавказа,
репрессивные меры советской власти в
1918 - 1922 гг., проведение в 1927 году реформы
административно-
проявление сильного национального самосознания у местных жителей проявилось указанных регионов;
желание за счёт обретения
национальной независимости получить
в своё распоряжение природные богатства
Чечни, особенно нефть Грозненского
нефтяного района и тем самым
поднять уровень жизни
отрицательное отношение к федеральной власти ввиду многочисленных эксцессов, связанных с боевыми действиями российской армии в 1994 - 1996 гг. и 1999 - 2001 гг. в отношении местного населения.
Управление и само обустройство северокавказского региона во многом зависело от исторических условий, типологии политической системы, формационного уровня развития конкретного общества. Однако на деле при создании РСФСР и Союза ССР этническая специфика не учитывалась в должной степени. Из сообщений Краевой комиссии по учету опыта районирования при Северо-Кавказском крайисполкоме в 20-е годы: «приходилось (!) объединять в одну автономную единицу несколько национальностей, ибо они были малочисленны, чтобы образовать собой административное целое, и слишком отстали в культурно-хозяйственном отношении, чтобы иметь свой аппарат власти» [32, с. 190]. «Необычная пестрота» этнической карты России не смутила большевиков, хотя, «национально-территориальное размежевание народов было делом искони безнадежным» [10, с. 259].
Новая власть вначале на словах
и на деле декларировала, что верования
и обычаи мусульман, их национальные
и культурные учреждения неприкосновенны
и провозглашала право
Повсеместно, а тем более в Средней Азии и на Кавказе, сформировались традиционалистски-этатистские навыки и стереотипы управления и взаимодействия систем органов власти, когда исполнительная ветвь органов власти фактически включила в свой состав представительские, демократические и другие институты самоуправления и народной власти. Еще в 1920 году И. Сталин при открытии Первого Всероссийского совещания ответственных работников РКИ говорил: «Страной управляют не те, которые выбирают своих делегатов в парламент при буржуазных порядках или на съездах Советов при Советских порядках. Нет, страной управляют фактически те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами. Для этого необходимо иметь опытных агентов не только в тех местах, где обслуживаются и решаются вопросы, но и в тех местах, где решения проводятся в жизнь» [33, с. 366].
Со временем партия полностью подмяла под себя Советские органы власти и самоуправления, и это наиболее ярко проявилось именно на Северном Кавказе и Средней Азии, где кроме рекомендаций от партийных органов, национальная (этническая) принадлежность имела значимое значение при назначении на руководящие должности.
Чеченская проблема самая острая в современной российской истории - уже дважды чеченский кризис перерастал в вооруженные действия федерального центра против незаконных военных формирований Чечни. Корни чеченского кризиса уходят в глубь веков. В начале 40-х гг. XIX века складывается единое государство народов Чечни и Дагестана - имамат Шамиля, просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 году. Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война явились продолжение национально-освободительной борьбы против российского колониализма. Ленин и большевики, обещавшие горцам землю и национальную государственность, получили в Чечне безусловную поддержку. Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922 года, в условиях победившей советской власти оказалась фикцией.
С середины 20-х годов XX века
против Чечни была по существу развязана
новая война. В 1934 году Чеченская
и Ингушская автономные области
объединились в одну Чечено-Ингушскую
автономную область, которая 5 декабря
1936 года была преобразована в Чечено-
Информация о работе Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации