Занятость населения и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Содержание

Введение 3
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура 4
Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда 14
Тема 3. История развития сферы занятости населения в России 22
Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения 30
Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения 35
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения 39
Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской
Федерации 42
Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения 47
Список источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

_Шевчук А.Ю._Занятость населения и ее регулирование - Лекции.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

1. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе существующей на рынке информации об уровне заработной платы, имеющихся вакансиях, требования к качественным характеристикам человеческих ресурсов и т.д.

Рынок как механизм выступает  в форме модели «спроса-предложения» и функционирует на основе конкуренции  и информации, поступающей в виде изменяющихся цен.

Элементы механизма  рынка труда:

  • Спрос на труд выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг.

На конъюнктуру спроса на рынке труда значительное воздействие  оказывают научно-технический прогресс, структура промышленного производства, товарные рынки и совокупный спрос  на них, соотношение в структуре  затрат материальных составляющих и расходов на персонал 3.

  • Предложение труда выражает определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.

Предложение определяется социально-демографическими характеристиками человеческих ресурсов, их мобильностью, возможной величиной заработной платы, соотношением рабочего и свободного времени. Население страны, являющееся основой для формирования предложения труда, определяется демографическими факторами, в краткосрочном периоде является заданной величиной и в значительной мере поддается прогнозированию4.

  • Цена труда — это стоимость жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства человеческих ресурсов. Она является предметом договора, между работниками и работодателями5.

Цена труда не ограничивается заработной платой, это система вознаграждения, включающая в себя наряду с оплатой труда иные издержки, связанные с развитием человеческих ресурсов, социальные гарантии, выплаты и льготы6.

2. Рынок труда следует рассматривать как совокупность социально-трудовых отношений в сфере оплачиваемой занятости по поводу условий найма и использования человеческих ресурсов. Данное определение мы примем за базовое.

Рынок труда, как любая  система, имеет свою структуру. В  структуре отношений на рынке  труда выделяют субъекты, институты, инфраструктуру.

На рынке труда наблюдается особая, нехарактерная для других рынков закономерность. Здесь меняются ролями экономические субъекты. Как правило, действуя на рынке товаров и услуг, индивид выступает покупателем, то есть изъявляет спрос, а организация или предприниматель являются продавцами, предлагая результаты производственно-хозяйственной деятельности. На рынке труда индивид предлагает свой труд, а организации и предприниматели изъявляют на него спрос.

Субъекты рынка. Основными субъектами рынка труда являются наемные работники (занятые и безработные, находящиеся в поиске вакансий), а также работодатели, предлагающие рабочие места или уже заключившие договоры с наемными работниками. Работодатели могут быть собственники средств производства, владельцы и управляющие организаций, индивидуальные предприниматели, государственные органы в лице различных управляющих структур, где также необходимы работники. Безработные и работодатели с вакантными рабочими местами являются активными субъектами рынка труда, а наемные работники и работодатели, состоящие в продолжительных стабильных отношениях — пассивные участники, потенциально способные в любой момент активизироваться. Наибольшая вероятность переместиться в число активных субъектов у тех работников, которые трудятся в режиме неполного рабочего времени или чьи профессиональные характеристики не соответствуют выполняемым работам и занимаемой должности (скрытая безработица).

Кроме отмеченных непосредственных участников, на рынке труда действуют  специфические субъекты: государство, устанавливающее официальные правила на рынке, и профсоюзные организации, объединяющие наемных работников для совместного представления своих прав и интересов.

В узком смысле рынок  труда можно рассматривать как  систему отношений между активными  субъектами —  безработными и работодателями, предлагающими вакантные рабочие места. В широком понимании рынок труда — это система общественных отношений между активными и пассивными субъектами. Рассматривая проблемы занятости населения, мы будем обращаться к широкой точке зрения на сущность рынка труда.

При широком понимании  рынка труда к его воспроизводственным  функциям можно отнести: информирование работников об уровне спроса и предложения, ориентация работников и работодателей  на развитие человеческого потенциала, стимулирование движения трудовых ресурсов между отраслями, регионами, формами собственности, формирование уровня оплаты труда; стимулирование через конкуренцию работодателей улучшения условий труда.

Современный рынок труда  неоднороден. Он представляет собой  многослойную структуру, характеризующуюся соотношением государственных и рыночных механизмов регулирования, территориальным границами, профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками наемных работников, качеством рабочих мест, соотношением спроса и предложения и т.д. Все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами и в зависимости от социально-экономических, политических, исторических условий находятся в различном сочетании. Эти различия привели к формированию разных сегментов рынка труда.

Теория сегментированного  рынка труда опирается на существование  неконкурентных групп работников, которые  привязаны к определенным рабочим  местам при ограниченной мобильности  между этими группами. Каждый сегмент играет свою заданную роль в механизме функционирования рынка труда.

  1. По степени гибкости

а) гибкий рынок труда  — это современная форма функционирования рынка труда, которая включает комплекс мер социально-экономического, производственного  и юридического характера для быстрого приспособления к изменяющимся условиям хозяйствования. Концепция гибкого рынка труда (Р.Буае, Г Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов в связи с переходом развитых капиталистических стран к постиндустриальному обществу7. Гибкость подразумевает высокую территориальную и профессиональную мобильность работников, дифференциацию заработной платы, свободные условия найма, увольнения, перемещения, варьирующийся график рабочего времени и т.д.;

б) жесткий рынок труда  — предполагает обязательную гарантированную занятость, преимущественно тарифные формы оплаты труда, строгим режим труда и отдыха, нормирование всех видов трудовой деятельности. Как показывает мировой опыт, жесткая регламентация условий труда у работников при стандартных режимах занятости препятствует росту производительности труда, не позволяет предприятию своевременно реагировать на меняющиеся условия, снижает конкурентоспособность предприятия.

Известный польский исследователь  проблем развития общества в условиях глобализации Зигмунт Бауман считает, что «гибкость» применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в привычном виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до «очередного уведомления»8.

  1. По степени конкурентности

а) Рынок совершенной (свободной) конкуренции – Конкуренция  возможна внутри каждого сегмента рынка  труда. Основные субъекты конкурентной борьбы на рынке труда — наемные  работники и работодатели. Наемные работники конкурируют между собой за рабочие места и должности; работодатели — за работников, особенно высококвалифицированных и продуктивных; работодатели и профсоюзы — за условия найма. Объектом соперничества иногда оказывается доступ к привлекательным сегментам рынка труда, информация о вакантных рабочих местах и т.д. Конкуренция позитивно меняет структуру занятости, побуждая участников следовать прогрессу и запросам рынка. Соперничество между работниками стимулирует их индивидуальную трудовую мобильность, стремление повышать квалификацию и т.д. Конкуренция между работодателями вынуждает их повышать зарплату, предлагать работникам весомый социальный пакет, предоставлять возможности для развития, улучшать рабочие места. В итоге повышается эффективность использования человеческих ресурсов9.

б) Рынок несовершенной  конкуренции - ограничение конкуренции  возможно в условиях монопольной  власти одной из сторон. Когда крупная  фирма нанимает большинство специалистов какой-либо профессии или трудоспособных граждан на какой-либо территории (из-за невозможности переобучения, социальных условий, географических факторов и т. п.), возникает монопсония. Для некоторых категорий работников, например военнослужащих, монопсонией является государство. В случае наличия на определенном сегменте рынка труда сильного профсоюза, возможна монополия со стороны предложения. В исключительных случаях возможна двусторонняя монополия, когда рыночная власть профсоюза сочетается с монопсонией нанимателя.

  1. По уровню квалификации

Возможно выделение  сегментов в соответствии уровнем  квалификации работников, сложности  работ, которые они выполняют, качеством  рабочих мест. Например, английский экономист, сотрудник Международной  организации труда Гай Стэндинг на основе анализа рынка труда Великобритании выделяет пять основных сегментов10:

а) рынок специалистов наиболее высокой квалификации –  высокооплачиваемые работники, представляющие профессиональную элиту, высшее руководство  организаций, уникальные специалисты  в области новых технологий, интеллектуального и управленческого труда и т.д.;

б) рынок квалифицированных  кадров – основная масса специалистов с высшим и средним профессиональным образованием со стабильной занятостью и уровнем доходов;

в) рынок труда рабочих  профессий – здесь действуют работники, имеющие профессиональное образование, не стремящиеся к курьерному росту и повышению квалификации, заработные платы стабильны или возрастают на уровне темпов роста цен.

г) рынок труда малоквалифицированных  работников – предложение традиционно превышает спрос ан труд, доходы и гарантии занятости невысоки;

д) остаточный рынок труда  – доминирует предложение труда  со стороны лиц, утративших связь  с рынком труда, либо впервые ищущих работу: длительное время безработных, женщин после длительного отпуска, молодежи.

  1. По профессиональному критерию — объединение в один сегмент за счет общности профессиональной подготовки, интересов, например, рынок труда врачей, учителей, инженеров, ученых и т.д. На рынках отдельных профессий наиболее обостряется конкуренция между участниками, колебания спроса и предложения, как правило, незначительны, но возможно повышение диспропорций в связи с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.
  2. По степени эластичности

Эластичность на рынке  труда характеризует степень реакции спроса или предложения под влиянием социально-экономических факторов (в первую очередь, уровня заработной платы, цен на потребительских рынках). По данному критерию рынки обычно подразделяются на эластичные, неэластичные, с единичной эластичностью. В относительно коротких периодах спрос на рынке труда нельзя считать эластичным. Это объясняется тем, что в развитых странах отношения занятости регулируются системами индивидуальных контрактов и коллективных договоров, которыми определены уровни оплаты труда и гарантии сохранения рабочих мест на срок не менее одного года. Кроме того, надо учитывать зависимость спроса на труд от конъюнктуры, как общей экономической, так и на отраслевых рынках11.

По социально-демографическим  признакам, носители которых различаются степенью мобильности, уровнем трудоспособности, активности и прочим характеристиками.

а) рынок труда молодежи – лица, впервые вступающие на рынок  труда или находящиеся на нем  непродолжительное время. Они обладают низкой конкурентоспособностью из-за отсутствия или недостаточной квалификации и необходимости адаптации к труду в силу отсутствия трудового стажа. В то же время, данный сегмент рынка труда характеризуется наибольшей мобильностью;

б) рынок труда женщин – его особенность состоит в том, что женщины менее мобильны и конкурентоспособны по сравнению с мужчинами в связи с выполнением репродуктивных функций;

в) рынок труда трудоспособных инвалидов - наиболее узкий и слабозащищенный  сегмент рынка труда, предложение  на котором обеспечивается через создание специальных субсидируемых рабочих мест или через механизм квотирования рабочих мест, предполагающий штрафные санкции за несоблюдение квот и стимулирование найма путем возмещения части издержек на заработную плату за счет государства;

г) рынок труда граждан  старшего возраста – объединяет наемных  работников предпенсионного и пенсионного  возраста, которые имеют высокую  квалификацию, связи, но менее мобильны и конкурентоспособны по состоянию  здоровья12.

Выделенные сегменты могут преобладать в отдельных отраслях и профессиях, образуя замкнутые рынки труда. Перспективы на рынке труда для представителей каждой из выделенных групп населения существенно различаются.

  1. По уровню дискриминации – по мере ограничения прав и возможностей трудоустройства наемных работников на основе различных социально-демографических критериев:

а) элитарный - высокооплачиваемые профессионалы, как правило, в возрасте до 35-40 лет, в областях менеджмента, маркетинга, финансов, юриспруденции  и др., связанных с крупным и средним бизнесом;

Информация о работе Занятость населения и ее регулирование