Занятость населения и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Содержание

Введение 3
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура 4
Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда 14
Тема 3. История развития сферы занятости населения в России 22
Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения 30
Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения 35
Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения 39
Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской
Федерации 42
Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения 47
Список источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

_Шевчук А.Ю._Занятость населения и ее регулирование - Лекции.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

Учет, проводимый службами занятости позволяет получить максимально  точное представление об уровне безработицы, границах открытого рынка труда и соотношении на нем официальной и неофициальной частей.

При том, что страховые  взносы в фонд занятости в Скандинавских  странах находятся примерно на уровне других Европейских стран, скандинавскую  модель отличает наиболее высокий коэффициент  замещения заработка (около 80% - в Швеции) и продолжительность выплаты (до 104 недель - в Норвегии)30.

  • Мощное профсоюзное движение

В скандинавской модели членами профсоюзов являются более 50% работающего населения. Деятельность профсоюзов позволяет эффективно решать проблемы в социально-трудовой сфере в результате коллективных переговоров и развития социального диалога. Их функции в значительной мере расширены по сравнению с профсоюзами в других странах. Так, в Швеции правительство предоставило профсоюзам право назначать директоров правлений всех корпораций, насчитывающих свыше 100 занятых31.

  • Политика солидарности в заработной плате

Политика солидарности в заработной плате основана на принципе равной оплаты за равный труд на территории всего государства, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные — сокращать число занятых или прекращать свою деятельность32.

Вторым принципом является сокращение разрыва между минимальной  и максимальной заработной платой. Так, система налогообложения в Швеции построена таким образом, что после уплаты налогов разрыв в заработной плате между различными категориями рабтников оказывается минимальным. Однако шведские специалисты по проблемам занятости и безработицы отмечают негативное влияние высоких прогрессивных ставок налогов. Так, по мнению А. Линдбека, высокие налоги на заработную плату наносят ущерб народному хозяйству, перераспределение ресурсов оказывается малоэффективным33.

5. Транзитивная  модель рынка труда – характеризует специфику рынков труда стран с переходной экономикой (Страны Центральной и Восточной Европы, СНГ). Отличительной особенностью экономического механизма функционирования транзитивного рынка труда является ассиметричность и деформированность составляющих его сторон.

В зарубежных исследованиях  присутствует тезис о существовании  двух альтернативных моделей «переходного»  рынка труда: первая модель распространена в странах Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ), вторая — в России и  других республиках бывшего СССР. При этом страны Балтии обычно рассматриваются в качестве особого промежуточного случая34.

Трансформация экономических  отношений на рынке труда в  странах ЦВЕ в период начала рыночных реформ в целом соответствовал исходным ожиданиям специалистов, предполагавших постепенный переход к западноевропейской модели. В то же время транзитивные рынки труда столкнулись с новыми проблемами, которые не характерны для развитых капиталистических отношений.

  • Ориентация на открытый внешний рынок труда

Все транзитивные рынки труда характеризуются повышением роли внешнего рынка труда в связи с возможностью самостоятельного перехода работников с одного предприятия на другое. Открытость означает проявление безработицы в противовес административной системе «скрытой безработицы». Открытыми становятся границы для территориальной мобильности работников. Усиливаются миграционные процессы, в первую очередь, из стран с переходной экономикой в более благополучные государства.

  • Создание новых институтов, регулирующих рынок труда

Страны с переходной экономикой предпринимали попытки копирования рыночных институтов западноевропейских стран: законодательный минимум заработной платы и его индексация, система страхования по безработице, легализация забастовочной деятельности, система коллективных переговоров, установление налогов на фонд оплаты труда. При ограниченных финансовых ресурсах и системных проблемах при трансформации экономики, процессы создания новых институтов сопровождались негативными социально-экономическими явлениями.

Самый яркий пример последствий прямого копирования – Восточная Германия, где ориентация на экономику Западной Германии привела к возникновению крайне высокой и продолжительной безработицы, обострению неонацистских настроений и др.35

  • Перемещение наемных работников из государственного сектора в частный

В целях создания эффективных  рыночных механизмов, при трансформации  экономики предполагался переход  от тотальной государственной собственности  и занятости в государственном  секторе к преимущественной роли частного предпринимательства через приватизацию действовавших и создание новых предприятий.

Две наиболее динамичные категории работающих в частном  секторе - занятые на малых предприятиях и самозанятые. Во всех переходных экономиках к концу 1990-х гг. в частном секторе были заняты уже более 50% работников, в том числе 15-20% - самозанятые36.

  • Резкое возрастание уровня безработицы

Во всех странах старт  рыночных реформ характеризовался резким возрастанием безработицы до уровня не менее 10%. В ряде случаев (Болгария, Польша, Словакия) этот показатель превысил 15-20%37.

Существенно, что в  странах ЦВЕ и Балтии наблюдались  высокие показатели официально регистрируемой безработицы, а в странах СНГ  данные официальной статистики были на порядок ниже, чем уровень безработицы, оцениваемый по методологии МОТ (См.: Приложение …). При этом в странах ЦВЕ значительное сокращение занятости произошло в первые годы рыночных реформ, а в странах бывшего СССР сокращение происходило в течение более длительного периода.

Ситуация стабилизировалась  к концу 90-х гг., когда большинству стран удалось преодолеть переходный кризис. Между тем, перепады экономической конъюнктуры продолжают вызывать повышение безработицы.

  • Изменение профессионально-квалификационной сегментации рынка труда

В транзитивной модели рынка труда наблюдаются структурные сдвиги в профессионально-квалификационной структуре. При ориентации многих работников на промышленные профессии, увеличился спроса на труд информационного типа и на работников сферы обслуживания. Возросла потребность в работниках по актуальным рыночным профессиям38.

 

Тема 3. История развития сферы занятости  населения в России

История развития сферы  занятости населения в Российской Федерации может быть представлена следующей периодизацией.

Первый этап. С XVII века до 1860-х гг. – трудовые отношения в условиях зарождения капиталистического хозяйства. До отмены крепостного права в России в 1861 году работники промышленных предприятий чаще всего были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур. Работники не обладали юридической свободой, лишены возможности профессиональной и территориальной мобильности. Такие трудовые ресурсы в основном характеризовались низкой квалификацией, отсутствием мотивации к продуктивному труду и повышению его эффективности.

Второй этап. С 1860-х по 1917 гг. – возникновение рынка труда в связи с разложением феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. С момента отмены крепостного права они становились свободными людьми, не связанными с общиной, имеющими возможность переехать из сел в города. Получив личную свободу, крестьяне и ремесленники оказались лишены средств производства и не имеют средств к существованию. В результате работник вынужден вступать в экономические отношения с собственниками средств производства (капиталистами) и реализовывать свою способность к труду. Так появился особый товар, который дал название рынку труда.

Отмена крепостного  права стала причиной возникновения  безработицы в значительных масштабах. В целях ее устранения открывались временные и общественно полезные работы.

Работники, вступившие на рынок труда, заметно отличались от феодально зависимых более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от них умения обслуживать технику и оборудование. Квалифицированные кадры особенно были нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865-1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в России насчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемных сельскохозяйственных работников, 1 млн. – занятых в строительстве, 2 млн. – так называемых «чернорабочих», 2 млн. – занятых надомной работой39.

Третий этап. С 1917 по 1929 гг. – регулируемая сфера занятости в первые годы советской власти. Его отличительной чертой являлась массовая безработица в связи с послереволюционной и послевоенной ситуацией. В целях ликвидации безработицы по всей стране в течение короткого времени открылись биржи труда, которые, помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Биржи труда не зависели от государства, находились в ведении профсоюзов, в управлении биржи участвовали рабочие и предприниматели.

С началом Гражданской  войны, объявлением военного коммунизма, национализацией и тотальным  привлечением к труду занятость  в экономике стала поддерживаться неэкономическими методами: созданием  трудовых армий, принудительной мобилизацией, милитаризацией труда, принудительным распределением работников по рабочим местам, организацией концлагерей. В период военного коммунизма квалифицированные рабочие, чтобы прокормить семьи, переехали в деревню, а на их места были военными методами загнаны малоквалифицированные люди, поэтому требовалась переквалификация рабочих, экспертиза их профессиональной трудоспособности.

Во время проведения нэпа всеобщую принудительность сменила  рыночная система. На биржах труда трудоустраивали  городских обывателей, белогвардейских  офицеров, представителей господствовавших классов. Организовывали общественные работы. В некоторых городах успешно работали артели безработных.

Четвертый этап. С 1930 по 1991 гг. – ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости. В течение всего периода проводилась политика абсолютно полной занятости, во главу угла которой ставились административные методы, методы принуждения к труду как экономическими, так и внеэкономическими способами. Летом 1930 г. был реорганизован Наркомат труда и его органы на местах. Индустриализация внедрила в жизнь идею, что все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей, должны работать как части отлаженного механизма, единого завода в масштабах страны, по единой программе.

В годы первой пятилетки  в стране были учреждены отделы рабочего снабжения и закрытые распределители на предприятиях. Несанкционированное увольнение сопровождалось для рабочего серьезными материальными лишениями.

В годы индустриализации появились трудовые книжки, где фиксировались  все перемещения человека. В конце 1930-х гг. рабочих бессрочно прикрепили к предприятию, как несколько раньше колхозника пожизненно прикрепили к плантации. Указ И. Сталина 1940 года запретил самовольный переход с одного предприятия на другое и ввел уголовное наказание за нарушение дисциплины труда40. Самостоятельную перемену места работы разрешили только в 1955 году.

В Уголовном кодексе  РФ существовала статья, предусматривающая  наказание в виде лишения свободы  за тунеядство41.

В 1970-1980 гг., несмотря на общий  прирост трудовых ресурсов, их дефицит стал одной из главных проблем социалистической затратной экономики. Постоянно нараставшие потребности народного хозяйства в рабочей силе привело к тому, что подготовка кадров превратилась в ресурсную отрасль командно-административной экономики. Сфера занятости расширялась за счет вовлечения в общественное производство все новых контингентов трудящихся, в том числе пенсионеров, инвалидов, учащихся, женщин, занятых в домашнем хозяйстве. В СССР женская занятость достигала 90%. В условиях товарного дефицита женщинам приходилось на нормальную организацию быта тратить больше времени, чем на работу. Все это подрывало семейные ценности (средняя продолжительность брачных отношений достигла в конце 80-х гг. срока менее четырех лет) и породило предпосылки депопуляции российского населения.

Закрепление молодых  работников на предприятиях проводилось  с путем экономического и социального  стимулирования. Работники многих предприятий  получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию.

Через бесплатную систему подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях осуществлялось планомерное централизованное распределение молодых специалистов по всей территории страны со стимулированием заработной платы и представлением других льгот. Как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. Имело место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда переставали удовлетворять людей, например, с Дальнего Востока в Европейскую часть42.

Информация о работе Занятость населения и ее регулирование