Идеология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Философские основания идеологии социальной работы………………………….4
2.Социологические аспекты исследования процесса становления и функционирования идеологии социальной работы………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Дорофеев.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим модель идеологии социальной работы, воспроизводящую ее наиболее типичные, существенные характеристики и структурные компоненты. В модели идеологии социальной работы следует прежде всего выделитьядро, состоящее из базовых идей, ценностей, ценностных ориентаций. Ядро любой идеологии составляют социально обусловленные способы отражения действительности, поэтому необходимо обозначить субъект, интересы которого выражают идеи, образующие его. Особенность идеологии социальной работы в том, что ее ядро составляют идеи общечеловеческого характера, гуманистические ценности, разделяемые социальными субъектами вне зависимости от той социальной позиции, которые они занимают в структуре общества. Они приобретают форму философских, религиозных, этических концепций, апеллирующих к ценности человеческой жизни, свободе и достоинству человека, его активности, к неотъемлемым правам, эволюционируя в представления о социальных правах человека и социальной справедливости. Социальная справедливость присутствует так или иначе в любой идеологии на определенных этапах функционирования, но в идеологии социальной работы она выступает системообразующей идеей, что и позволяет включить ее в ядро модели наряду с идеей личной ответственности и активности человека, верой в его способность к изменениям. Базовые идеи и ценности, образующие ядро идеологии социальной работы, выражают не групповой, но общий интерес, в котором в конечном счете воплощается объективная потребность в поддержании и воспроизводстве общественной целостности. Практика социальной работы через разнообразные формы помощи и поддержки связана с интеграцией тех, кто в силу определенных причин оказался в ситуации затруднения социального функционирования или социального исключения. Отражая данную практику, идеология социальной работы демонстрирует свою интегративную, объединительную природу. Ее носителем выступает государство.

Затем следует выделить систему  идей, воплощающих программы, определяющие цели, вектор, направление общественных преобразований в соответствии с базовыми ценностями (как правило, выраженные в политической форме, поскольку главным субъектом данных преобразований выступает государство наряду с другими политическими субъектами). К ним относятся и идеи, закрепляющие способы реализации базовых ценностей в правовой форме, то есть способы реализации социальных прав граждан и достижения социальной справедливости. Под влиянием данных представлений формируются программы создания систем социальной защиты, формирования систем социального обеспечения и социального обслуживания и форм социального страхования как способов их организации. В выделенном ракурсе рассмотрения модели идеологии наблюдается дифференциация в представлениях различных социальных субъектов о целях и способах достижения социального идеала, что неизбежно, поскольку восхождение к общечеловеческим ценностям происходит через конкретные социальные интересы. Программы, таким образом, образуют идеи и ценности, обусловленные актуальным взаимодействием социальных акторов – государства, гражданского общества, образующих его социальных групп.

Следующий компонент в модели составляют, на наш взгляд, идеи, инициирующие модернизацию институционального регулирования в направлении, определенном идеологической программой. Их можно представить как своеобразную оболочку идей, расположенных вокруг ее ядра, регулирующих отношения, приводящие к изменениям в деятельности институтов социального обеспечения и социального обслуживания. К ним относятся идеи и ценности, образующие макроконцепцию актуальной социальной политики, в контексте которой осуществляется практическая социальная работа. В связи с этим следует подчеркнуть, что вопрос о том, признавать ли социальную работу в качестве социального института, может быть решен положительно в том случае, если существующие институты помощи и поддержки не в состоянии обеспечить выполнение идеологической программы социальной работы. В России весь аппарат идеологического обеспечения, унаследованный от прежнего этапа общественного развития, носил ярко выраженный патерналистский характер. Особенно отчетливо он обнаруживался в системе социального обеспечения и социального обслуживания. Сказанное означает, что следование идеологии неизбежно сопровождается формированием потребности в институционализации социальной работы, впоследствии подчиняющей себе социальное обеспечение и социальное обслуживание.

Применение уровневого подхода к моделированию идеологии социальной работы позволяет представить следующие компоненты. На «низовых» уровнях ее функционирования – общественной психологии, обыденного, массового сознания – это ожидания, оценки, стереотипы, установки, реакции, верования, образы, мифы, связанные со способами достижения социальной справедливости, перераспределения социальных благ. На уровне «верхов» – идеи, ценности, имеющие концептуальное или образное, символическое выражение, социальные программы, официальные решения, проекты, планы, доктрины, лозунги, посвященные проблеме создания систем социальной защиты. Развитие модели в данном аспекте позволяет представить идеологию социальной работы как официальную (господствующую) идеологию, реализуемую государством посредством социальной политики через управленческие и организационные структуры и профессиональную деятельность субъектов социальной работы. В последнем случае речь идет о профессиональнойидеологии социальных работников. В то же время существуют и неформальные представления, отражающие ценности гражданских, общественных инициатив в развитии форм помощи и поддержки социальных групп или отдельных людей, испытывающих затруднения в социальном функционировании. Индивидуальный уровень идеологии социальной работы выступает в форме ценностей, ценностных ориентаций, представлений, убеждений, мотивов деятельности профессионалов и получателей социальных услуг.

Модель процесса развития идеологии социальной работы воспроизводит движение от утопии к идеологии, так что его, с одной стороны, можно представить как поэтапное развитие идеологии, но с другой – как смену исторически устаревшей идеологии новой. В утопии заключен сконструированный вне прямой связи с реальным бытием идеал, своеобразная мысленная социальная гипотеза, идеальная картина, привлекательный образ справедливого общественного порядка, отличающегося от существующего. Утопия всегда революционна, ее смысл в инициировании изменений, она выступает ориентиром социального творчества. В социальной работе таким идеалом выступали гуманистические представления о социальной справедливости и правах человека. Переход от идеала (утопии) к идеологии обусловлен потребностью смены приоритетов в выполнении идеологических функций, когда весь комплекс идей, включая проекты и программы социальной работы, начинает использоваться для поддержания пришедшего к власти класса.

Модель процесса функционирования идеологии социальной работы дает представление о том, как идеология выполняет свойственную ей роль в системе отношений социальной сферы, как происходит ее «идеологизация» с точки зрения распространения, проникновения в систему отношений субъектов социальной работы, принятия и усвоения ими ценностей и следования таким ценностям. Важнейшими среди них являются ценность любого человека как неповторимой и уникальной личности, право каждого на помощь и поддержку, заботу со стороны общества при наступлении определенных обстоятельств, человеческое право на самореализацию, способность к изменениям, право выбора и другие.

Используя уровневый подход, процесс  идеологизации в данном аспекте  можно представить как движение в направлении сверху вниз и снизу вверх. В первом случае происходит продвижение идеологии в массы со стороны официальных структур, идеологов, лидеров и т. п. Во втором – в направлении движения со стороны воспринимающей идеологию масс – в действие вступают социально-пихологические механизмы. В процессе идеологизации содержится потенциальная возможность «консервации», «замораживания» идеологии. Выделяя данную черту процесса, Е. С. Баразгова пишет, что «идеологизация создает определенные стереотипы, соответствующие интересам класса – субъекта идеологии. Бытие класса в социальном взаимодействии объективно развивается, интересы меняются, идеология призвана следовать их движению. Созданные стереотипы выступают значимым препятствием актуальному отражению» . Такая стереотипизация общественного сознания особенно очевидна в сфере социальной работы – это иждивенчество, патерналистские ожидания, эгалитаристские настроения и др. Деидеологизация предстает как процесс вытеснения из системы общественных отношений идеологии, вступившей в противоречие с тенденциями развития общества. Появление новой идеологии следует рассматривать как программу разрешения назревших противоречий. Идеологизация и деидеологизация, таким образом, выступают как стороны идеологического процесса.

 

Заключение

Идеология по своей природе динамична, поскольку обращена к существующему  общественному порядку, указывая направление  движения, проектирует будущее, но исходит при этом из актуальных общественных потребностей. Утрачивая способность отвечать на жизненные запросы, она отмирает, вытесняется новой идеологией. Происходит процесс «деидеологизации» прежней идеологии, сопровождаемый процессом «идеологизации» как утверждением нового идеала и новой идеологии. Указание на механизм утраты такой способности содержится в законе продолжающегося действия идеологии, сформулированном К. Манхеймом: пришедший к власти класс не вырабатывает новые идеи, а приспосабливает их к существующим условиям . Консервативные, охранительные функции зрелой идеологии рано или поздно входят в противоречие с реальной общественной динамикой.

В качестве идеологии социальной работы выступают программы, которые привели  к созданию социальных государств с  присущими им перераспределительными системами общественных благ в виде систем социального обеспечения, социального обслуживания, в целом систем социальной защиты.

Выделенные процессы преломляются в деятельности субъектов социальной работы, реализуясь посредством определенных механизмов. К субъектам социальной работы относятся профессиональные группы, занятые организацией и управлением социальной работой, специалисты различных областей социальной работы, группы людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Механизм продвижения идеологии социальной работы может быть религиозным (система различных церквей), образовательным, семейным, юридическим, политическим (политическая система, включая политические партии), профсоюзным, коммуникационным (пресса, радио, телевидение и др.), культурным (литература, искусство, спорт и др.). Профессиональное образование, предполагающее идеологическое воспитание будущих специалистов, выступает одним из наиболее действенных способов распространения идеологии социальной работы, трансляции ее в профессиональную сферу.

Таким образом, предложенная модель процесса развития и функционирования идеологии социальной работы может служить целям экспертизы при анализе практики ее становления в условиях современного российского общества.

 

 

Список литературы:

  1. Авцинова, Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления [Текст] // Социально-гуманитарные знания. 2000. № З.С. 90- 104.
  2. Агапов, Е. П. Социальная работа как феномен культуры: Автореф. дис. д-ра. филос. Наук [Текст] / Е. П. Агапова; Рост. Гос. ун-т. Ростов-н/Д, 1999
  3. Баталов, Э. Я. От тоталитарной идеологии к идеологическому плюрализму [Текст] // Общественные науки и современность. 2011. № 3. С. 78 -80.
  4. Дорофеев, В. А.  Идеология и факторы социального развития в условиях научто-технического прогресса: учебное пособие [Текст] /В. А. Дорофеев. – Барнаул: Азбука, 2008
  5. Старшинова, А. В. Общественные науки. Социальные институты и процессы [Текст]/ А. В. Старшинова,  № 5. – 2007
  6. Старшинова, А. В. Общественные науки. Социальные институты и процессы [Текст]/ А. В. Старшинова,  № 42. – 2006
  7. Холостова, Е. И. Социальная работа: время парадоксов и компромиссов[Текст] // Работник социальной службы. 2002. № 2. С. 7 12.

 

 

 

 




Информация о работе Идеология социальной работы