Изучение уровня удовлетворенности работой и зарплатой учителями средней школы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 22:19, курсовая работа
Краткое описание
Удовлетворенность работой и заработной платой является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом слагается из следующих компонентов: · удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ, управление рабочим процессом, защищенность работника и уверенность в будущем); · удовлетворенность содержательными условиями труда (важность и содержательность работы, результативность работы, условия для профессионального роста и развития, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).
Содержание
Введение .................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы исследования………………………………….5 1.1 Основные черты качественного исследования...............................................5 1.2 Опросные методы исследования....................................................................13 1.3 Полуформализованное интервью..................................................................20 Глава 2. Исследование степени удовлетворенности работай и зарплатой учителей средней школы……………………………………………………….28 Заключение ………………………………………………………………………31 Приложение………………………………………………………………………32 Список используемых источников……………………………………………..
Существование близких отношений
между интервьюером и интервьюируемым
означает не только то, что информанту
вверено приоткрыть свой частный мир наблюдателю,
но также и то, что наблюдателю подспудно
вверено наблюдать этот мир в сочувствующем
свете.
Итак, познавательные возможности
класса техник полуформализованного интервью
обусловлены равноудаленностью от полюсов
("крайностей") континуума формализации
и проявляются в специфическом преломлении
его характеристик, благодаря которому
достигается высокая степень коммуникативной
адекватности. Это особенно актуально
при изучении высокодинамичных процессов,
острых, деликатных тем - там, где жестко
формализованные методы не работают. Методические
основания полуформализованного интервью
находятся в процессе становления и предоставляют
широкое поле для дальнейшей разработки
и апробации в различных тематических
областях.
Выделение категории полуформализованного
интервью направлено, таким образом, на
решение двух задач:
-привлечение внимания к
середине континуума формализации, выявление
потенциала познавательных возможностей
класса "срединных" техник;
-упорядочивание, систематизация
базовых принципов "срединных" техник,
что позволит исследователю располагать
не рядом отдельных методик, но их системой.
Глава 2 Исследование степени удовлетворенности
работай и зарплатой учителей средней
школы
Нами был проведен опрос при
помощи метода полуформализованного интервью.
Опрос проведен в 29 школе города Самара.
Сегодня школа находится на очередном
этапе поисков, педагоги стремятся сделать
каждый шаг ребенка творческим самоутверждением.
С этой целью на новый уровень выведена
инновационная деятельность. Создано
ученическое научное общество, на базе
которого развивается научно-исследовательская
деятельность учащихся. Школа лидирует
в районе по числу призеров олимпиад, научно-творческих
конференций, и результатам ЕГЭ. [9] При
школе работает центр внешкольной работы
«Поиск».
Учитель русского языка и литературы.
Окончила Самарский государственный педагогический
университет, ее стаж работы составляет
более 10 лет. Высказала удовлетворенность
своим трудом в школе. Удовлетворенность
выражена в желании усовершенствовать
свою работу, в творческом отношение к
труду, в отсутствие боязни трудностей.
На вопрос о заработной плате ответила,
что полностью удовлетворенна оплатой
своего труда. В отношении с коллегами
– стремится иметь партнерские отношения,
не желает участвовать в интригах и возможных
противостояниях. Отношение деятельности
руководства и организации в целом оценивает
позитивно. Так же активно занимается
внеурочной работа с учащимися, ведет
кружок «Школьная газета». Много внимания
уделяет работе со своим классом: регулярно
организует походы, различные викторины.
Часто контактирует с родителями. Полностью
удовлетворенна статусом в коллективе.
Поддерживает начинания администрации
школы, сама нередко высказывает предложения
по совершенствованию работы всего коллектива.
Учитель физики окончила Самарский
государственный технический университет.
В школе преподает 3 года. На вопрос удовлетворена
ли она своей работой в школе ответила
отрицательно. Свою неудовлетворенность
объясняет недостатком материальных ресурсов,
недовольством позиции руководителей
школы и коллег, плохими условия труда.
Действия руководителей школы по отношению
к себе оценивает как несправедливые,
считая, что могла бы работать в школе
эффективнее. По ее мнению, она не всегда
может рассчитывать на взаимопонимание,
высокий профессионально-этический уровень
управленческой культуры руководителя
школы, на его готовность создавать приемлемые
социально-психологические и удовлетворительные
организационные условия для успешного
труда учителя. Довольна отношениями с
учениками. Взаимоотношения в коллективе
считает конфликтными, сама участвует
в конфликтах, отстаивая свою точку зрения.
Учительница математики
отучилась в Самарском государственной
педагогическом университете. Стаж ее
педагогической деятельности более 5 лет.
На вопрос по поводу удовлетворенности
работой в школе ответила, что полностью
удовлетворенна. Она довольна отношением
к себе со стороны коллег и администрации
школы. Так же высказала полную удовлетворенность
взаимоотношениями с учениками.
Учитель истории окончил
Самарский государственный университет.
В школе преподает менее одного года.
Выразил недовольство предвзятым
отношением к себе директора школы и его
заместителей, большими требованиями
к нему. Так же недоволен своими взаимоотношениями
с учениками. Большую часть своих учеников
он считает неспособными к изучению истории.
Как классный руководитель он общается
с родителями учеников, но только в
случае крайней необходимости. Выразил полную неудовлетворенность
оплатой своего труда, объясняя это тем,
что на мужчинах лежит основная нагрузка
в материальном обеспечении семьи. Неудовлетворен
условиями труда, своим статусом учителя
средней школы. На вопрос – «Посещали
ли вас мысли, что бы уйти из школы?» ответил
положительно.
Преподаватель музыки отучилась
в Тольяттинском социально- педагогическом
колледже, факультет начальных классов,
специализация музыка- ритмика. Стаж работы
– 8 лет. Свою неудовлетворенность работой
в школе объясняет, во – первых, недовольством
самим статусом учителя, отношением к
учителям в обществе. Это связанно со сложившимся
в 90-е годы двадцатого века стереотипом:
«учитель = нищий». Во – вторых, отсутствием
помощи от родителей. И в – третьих, завышенными
требованиями к учителям. Оплата труда
неустраивает преподавателя. Взаимоотношения
в коллективе оценивает в целом положительно,
но все же не устраивает отношения с более
взрослыми коллегами.
Учитель трудового обучения
и рисования учился в Самарском государственном
профессионально – педагогическом колледже,
и отработал в школе около 2 лет. На вопрос
об удовлетворенности работой в школе,
ответил что полностью удовлетворен, он
его не устраивает оплата труда., хотя
получает дополнительные выплаты, как
руководит кружка, который называется
«резьба по дереву». Взаимоотношения в
коллективе считает нормальными. Доволен
взаимоотношениями с администрацией школы.
Таким образом, можно сделать
выводы, что, удовлетворенность профессией
учителя средней школы была высказана
тремя учителями женщинами, с наибольшим
стажем работы. Эти данные могут быть объяснены
двояко. Во-первых, молодые учителя, неудовлетворенные
своей профессией, могли уйти из школы.
Во-вторых, с увеличением стажа и приобретением
опыта профессия раскрывается учителю
с разных сторон, полнее, становится более
привлекательной.
Следует отметить, что удовлетворенность,
в нашем случае, в наибольшей степени выражается
у учителей стаж работы, которых составляет
более 5 лет.
Реже всего учителя средней
школы бывают удовлетворены заработной
платой – 2 учителя из шести опрашиваемых.
Оплата труда у учителя складывается из
таких параметров, как стаж трудовой деятельности,
наполненность классов, количество учеников,
количество часов, классное руководство,
а так же ведением дополнительных кружков.
Из опрошенных нами учителей, двое занимаются
внеклассной работой с детьми. Учитель
труда руководит кружком, который называется
«резьба по дереву», а преподаватель русского
языка – редакцией газеты. Здесь так же
можно проследить тенденцию, что учителям
со стажем свыше 10 лет, как и учителям
с высшим образованием начисляется большая
заработная плата. Интересно, что учителя-женщины
больше довольны своей заработной платой,
чем мужчины.
Удовлетворенность учителей
средней школы взаимоотношениями с учащимися,
коллективом учителей и администрацией
школы наблюдается у абсолютного большинства
учителей.
Так же из опроса очевидно, что
молодые учителя несколько реже удовлетворены
взаимоотношениями с администрацией школы,
чем учителя со стажем 6-10 лет. Это можно
объяснить как жесткостью требований
администрации к молодым учителям, так
и нежеланием, с точки зрения учителей,
администрации удовлетворить законные
требования об улучшении материальной
базы и так далее. Больше всего тревожит
их равнодушие к их профессионально-личностным
проблемам со стороны руководителей школ.
Однако на вопрос: «Хотели бы
вы, что бы ваш ребенок учился в этой школе?»
все учителя ответили положительно. Так
же один из опрашиваемых учителей признался,
что у него возникают такие мысли, что
бы уйти из школы.
Заключение.
Итак, в нашей работе мы изучили
удовлетворенность работой и зарплатой
учителей средней школы, путем опроса
учителей.
В первой главе мы изучили теоретические
основы исследования. Рассмотрели основные
черты качественного исследования, изучили
опросные методы исследования и непосредственно
полуформализованное интервью, которым
и воспользовались впоследствии, при изучении
уровня удовлетворенности работой и зарплатой
учителей средней школы во второй главе.
В нашей работе нам удалось
достигнуть поставленной нами цели –
изучить степень удовлетворенности работой
и зарплатой учителей 29 школы, и выполнить
задачи нашего исследования. Следует отметить,
что более всего учителей не устраивает
оплата труда, удовлетворенность же работой
высказана половиной опрашиваемых учителей,
больше всего удовлетворенны учителя
– отношением в коллективе и взаимоотношениями
с администрацией в школы.
В ходе исследования, наша гипотеза,
о том, что степень удовлетворенности
работой и зарплатой у учителей с наибольшем
стажем работы выше, чем у учителей с малым
стажем.
Список используемых источников:
1.Веселкова Н. В. Методические
принципы полуформализованного интервью//
Социология – 4М.1995
2. Гирц К. С. С точки зрения
туземца: о природе понимания о культурной
антропалолии //Девятко И..Модели объяснения
и логика социологического исследования.
М.:ИСАН, 1996
3. Готлиб А. С. «Введение в социологическое
исследование», Самара, 2002г.
4.Маслова О. М. Качественная
и количественная социология: методология
и методы // Социология – 4 м. 1995
5.Ньютмон Л. В. Социальные
методы исследования. Качественные и количественные
подходы. Лондон, Новое дели, 1998г
6.Кузьмина Н.В. Методы исследования
педагогической деятельности. Л., 1984.
7. Риссман C.K. описательный
анализ. Лондон, Новое дели, 1993
8.Ядов В. А. Социологическое
исследование: методология, программа,
методы, Самарский университет, 1995
9.http://mou29.samara.rosshkola.ru
Приложение №1
1.Какой предмет Вы ведете?
2.Какое учебное заведение Вы
заканчивали?
3.Стаж работы?
4.Удовлетворенны ли Вы
своей работой?
а) если да, то чем
именно?
б) если нет, что
вас не устраивает?
5.Удовлетворенны ли Вы
вашим социальным статусом?
6.Как Вы оцениваете свою
профессиональную подготовку?
7. Удовлетворенны ли Вы
атмосферой в школе?
8.Как Вы относитесь к оплате
своего учебного труда?
9. Есть ли у Вас дополнительные
гранты?
10. Есть ли у Вас мысль
уйти из школы?
11. Хотели бы Вы, что бы ваш ребенок
учился в той школе?