Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема…………………………..
1.1 Понятие и признаки инвалидности………………………………..
1.2 Социальные проблемы детей-инвалидов………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области……………………………………..
2.1 Социальные технологии реабилитации детей-инвалидов………..
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области………….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема………………………….. |
5 | |
|
5 | |
1.2 Социальные
проблемы детей-инвалидов……………… |
14 | |
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области…………………………………….. |
21 | |
2.1 Социальные
технологии реабилитации детей- |
21 | |
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области…………. |
22 | |
Заключение …………………………………………………………………… |
31 | |
Библиографический список………………………………………………….. |
33 |
Введение
По данным ООН,
в мире насчитывается примерно 450
миллионов человек с
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.).
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы
в работе с детьми с
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.
Объектом исследования являются люди с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – технология социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема
Основная цель любого экономически и социально развитого общества – обеспечение определенного уровня качества жизни населения. Качество жизни группа экспертов ВОЗ определила как способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей физической среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения (3).
Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье – заболеваемость» и «больной – инвалид». Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной».
Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.
Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.
В начале 90-х годов положение в области социальной политики было более чем плачевное. Поэтому нужно было срочно создавать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.
Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция РФ, провозгласила, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41). Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Медицинская помощь
включает профилактическую, лечебно-диагностическую,
реабилитационную, а также меры социального
характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и
Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.
Социальное обеспечение – это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию. Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, нашла дальнейшее отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее закон о Социальной защите).
Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Этот закон устанавливает
систему гарантированных
Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.
В соответствии со статьей 1 Закона о Социальной защите, – инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Расшифровка данного определения происходит через его структурные элементы:
1 Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.
2 Нарушение здоровья – физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
3 Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
4 Степень ограничения жизнедеятельности – величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
5 Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.
6 Социальная защита – система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Эти структурные элементы позволяют раскрыть сущность причин инвалидности и понятие реабилитации инвалидов. Признание лица инвалидом в Российской Федерации осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ.
«Инвалид, – говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Из определения следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, однако объем, характер мероприятий и сроки их предоставления определяются конкретно для каждого индивидуума и имеют существенные особенности у разных контингентов больных.
В зависимости
от степени расстройства функций
организма и ограничения
Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам (13).