Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
На рубеже XX - XXI вв. проблемы преобразования отечественной высшей школы становятся предметом пристального внимания всевозрастающего числа исследователей. Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования. Так же, актуальность и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы в институциональной структуре общественного воспроизводства обусловлены возрастанием роли образования и воспитания на их завершающих ступенях, определяющих духовно-нравственный, интеллектуальный, культурный и социально-профессиональный потенциал современного общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социальный анализ институтов………………………………………………….4
Особенности анализа трансформационных изменений………………………...6
Основные положения и идеи……………………………………………………16
Характеризация институтов…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………41
Система образования во всех своих звеньях и целостности формирует образ жизни и закрепляет основы общественного строя. В современных условиях высшая школа является одним из важнейших социальных институтов общественного воспроизводства, человекосозидания.
В отечественном
Высшая школа представляет собой расширяющийся и углубляющийся спектр общественно-полезной деятельности, выступает особым и целостным комплексом общественных и социальных взаимосвязей и отношений. На их основе вырастает специфическая формальная и неформальная структура организаций и учреждений. В сфере высшего образования складываются определённые нормы, принципы, обычаи, традиции и особая духовно-нравственная атмосфера, соответствующие административно-правовые установления. Высшая школа выполняет всё возрастающие социально-ролевые функции по подготовке высококвалифицированных кадров, трансляции духовно-нравственного опыта прошлых поколений, стабилизации и гармонизации общественных отношений.
Философия исследует онтологические и субстанциональные основания социального института, его аксиологические предикаты, социально-ролевой потенциал и сам способ социального воспроизводства новых генераций высококвалифицированных специалистов. В поле философского анализа входит изучение определяющего воздействия фундаментальных факторов общественной системы на социальный институт высшей школы.
Со всей мировоззренческой глубиной и ответственностью следует задаться основополагающим вопросом: какое основание имеет то или иное человеческое сообщество, та или иная социальная общность, тот или иной социальный институт, во имя чего они образуются и свидетельствуют о себе? Пусть медленно, но неуклонно приходит понимание и признание теоретического и практического первенства духовной жизни общества и человека над внешними, материальными и социальными формами бытия.
Процесс образования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой в целом и со всеми аспектами жизни общества. В современных условиях такая взаимосвязь должна быть рассмотрена с позиций воздействия образования на становление инновационной и эффективной экономики с духовно-нравственным миропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, сбережения народа и территории страны, экологии, обороны и национальной безопасности, важнейшими направлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социального жизнеобеспечения людей.
Созидание нового технико-
Профессор Принстонского университета Ф. Махлуп ввёл специфическое понятие «сфера производства и распространения знания». А высшее образование он рассматривал как крупнейшую из отраслей производства и распространения знания.
Образование как социальный институт выражает целостную совокупность отношений, удовлетворяющих общественные потребности и личностные запросы. Правомерно рассматривать его как структуру и систему. В системном аспекте своего существования образование характеризуется устойчивостью, уровневостью, организованностью, способностью к саморегуляции, функциональностью, целеполаганием и целенаправленностью. Системообразующие факторы превращают несущие элементы всей образовательной совокупности высшей школы в качестве социального института как органично взаимодействующие и взаимообусловленные друг другом.
Существенными конституирующими признаками образовательной системы выступают многоуровневость, организованность, открытость/закрытость как варианты её существования во взаимодействии со средой. В структурном аспекте её отличает наличие взаимосвязей и взаимодействий между уровнями, целостность, наличие структурных единиц (компонентов), ограниченность в пространстве и времени, способность к саморегуляции, наличие актуальных признаков, ресурсов и потенциальных (скрытых, невыявленных) противоречий.
Можно рассматривать образование
как обобщение и актуализацию человеческого
опыта в самом широком аспекте. Образование
представляет собой идеально-материальную
систему. Уровни идеального характера
и материального порядка пронизывают
собой все структурные элементы и взаимосвязи
высшей школы как духовно-социальной профессионально-
Из общественного блага с низкой коммерческой привлекательностью и потенциального средства социальной сегрегации, так как в современном обществе большая часть классовых различий обусловлена разницей полученного образования (Ф. Фукуяма), высшее образование должно превратиться в интегрирующее начало, посредством которого молодое поколение приобщается к нравственным ценностям, духовным идеалам, культурным практикам и мировоззренческой общности своего народа. Однако ряд подходов к определению общественной природы высшего образования, складывающихся в последнее время в научной среде, указывают на такие аспекты рассматриваемого феномена, которые не укладываются в рамки привычных представлений. Обращает на себя внимание статья директора Центра социологических исследований Министерства образования и науки Ф.Э. Шереги «Дисфункциональность российского высшего профессионального образования». Автор выделяет онтогенетическую составляющую (источник внутреннего развития) высшего профессионального образования как противоречие между его функциями - интегрирующей и дифференцирующей. «Интегрирующая функция образования реализуется в процессе приобщения молодого поколения к культурным ценностям, нравственным идеалам и принципам мировоззрения, тем самым формируя социальную общность. Дифференцирующая функция образования реализуется в потенциальном «рассредоточении» молодого поколения по пирамидальным ячейкам социально-профессиональной структуры, внося в социальную общность противоречия, выраженные в различии экономических интересов элементов (групп) социальной структуры». «Таким образом, воспроизводство социальной структуры общества и тем самым существующих социально-классовых и социально-профессиональных противоречий есть прямая функция профессионального образования».
По мнению Ф. Шереги, существующая структура и система высшего профессионального образования в России воспроизводит консервативную социальную структуру. Он считает, что «порождённые этой социальной структурой распределительные отношения, естественно, сформируют у большой части молодёжи иждивенческую психологию, ориентированную на попечительскую роль государства, как это было в советский период». Центральная мысль автора - существующая система высшего профессионального образования России дисфункциональна, поскольку воспроизводит советскую структуру экономики и общества. Современной же России попросту не требуется такое количество профессионально образованных молодых людей. «Если молодёжь не захочет воспроизводить подобную консервативную социальную структуру, то неизбежно обострение противоречия между поколениями, вплоть до конфликтов».
Таким образом, по мнению Ф. Шереги, нынешняя структура и система высшего профессионального образования есть потенциальный источник конфликта. «Разрешение этого противоречия имеет две формы. Пассивную - эмиграцию молодёжи в государства, где социальная структура более прогрессивная и их интеллектуальный и энергетический потенциал, вероятно, будет востребован. Активную, нежелательную форму разрешения межпоколенческого конфликта - широкое распространение асоциального поведения....». По сути, здесь предлагается программа переустройства высшего профессионального образования страны, которое приведёт к его максимальному свёртыванию. Вместо полноценных, но «ненужных» экономике специалистов и аспирантов вузы будут готовить бакалавров, а введение ЕГЭ позволит «выкачивать» способную молодёжь из сёл и малых городов с их последующим трудоустройством в крупных городах, без перспективы возвращения на малую родину, где они попросту не нужны. Именно в этом и состоит истинная цель реформ в высшем образовании, она подразумевает изменение сознания народа, а отнюдь не пресловутую «интеграцию» в мировое сообщество и повышение качества образования посредством ЕГЭ. Статья Ф. Шереги - выражение программы определённых сил, осуществляющих сегодня вполне целенаправленную и последовательную политику в сфере образования. Цель её вполне понятна - это уничтожение качественного образования в России, низведение его до уровня суррогата, годного для страны-колонии. Отсутствие полноценной доктрины развития высшей школы и образования в целом обусловлено отсутствием стратегии развития самого государства. Двадцатилетний опыт реформирования и модернизации высшей школы убеждает в том, что все преобразования в ней соответствуют задачам «Русского проекта», разработанного американскими спецслужбами и утвержденного Конгрессом США еще в 1987 году.
Духовно-нравственная методология, методология идеал-реализма, позволяет понять, что образовательный продукт имеет всеобщую ценность, в нем воспроизведен опыт человечества, который не может быть присвоен одним социальным слоем.
Имеет место воспроизводство
личностью общества в процессе образования
и обществом личности. В процессе освоения
знаний и получения образования личность
воспроизводит в своем опыте опыт общества
во всей его полноте и исторической протяженности.
Не только родовой и племенной, не только
национально-государственный, а всеобщий
опыт человечества через образование
становится достоянием личности и в ней
воспроизводится в полном своем объеме.
И только через образование воспроизводится
личность в полноте своих духовно-интеллектуальных,
моральных и иных аспектов. Всеобщий опыт
человечества усваивается личностью.
Личность находит себя в образовании и
воспроизводится им. Образование личностно,
персонально, его целью в конечном итоге
является исторически определенная личность
человека, проектируемая общественными
целями. Происходит воспроизводство профессионально-
Высшая школа в формировании духовно-нравственного вектора социально-экономического развития современного российского общества
Духовно-нравственный вектор социально-экономического и в целом общественного развития непосредственно обусловлен и сопряжен с формированием образовательного потенциала современной России. Образование всех ступеней и уровней - это поистине сфера всеобщих интересов. В ней учится и занято до четверти всего населения нашей страны - учащихся детей и подростков в общеобразовательной школе и системе начального профессионального образования, студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждениях вместе с учительским и профессорско-преподавательским составом и штатом сотрудников. Образование в целом есть важнейший социальный институт и специфическая сфера общественного воспроизводства, призванная обеспечить всем гражданам равных возможностей для получения высокого уровня подготовки как основы благосостояния личности и ее социальной мобильности. Образование, особенно, на завершающих ступенях профессиональной подготовки будущих специалистов выступает стратегическим ресурсом стабильного развития страны и формирования социокультурного и духовного единства общества, зоной гражданского согласия, обеспечивающего гармонизацию социальных и межнациональных, местных и региональных, общероссийских и международных интересов. Сфера образования работает на все общество, здесь закладывается и формируется духовно-нравственный вектор общественного развития, определяется будущее страны.
Человек выступает решающей силой и важнейшим фактором достижения поставленных целей. А это предполагает постижение и осмысление экономики не только со стороны технико-технологических, конкретно-хозяйственных позиций, а прежде всего со стороны интересов самого человека, с социальных позиций. Необходимо, чтобы за каждым хозяйственным актом виделся человек с его потребностями, его мотивация, стремление создать достойные условия жизни людей, поднять уровень и качество жизни.
Многие экономические теории, концепции и принимаемые на их основе решения нежизнеспособны, когда в центр их внимания ставится не сам человек. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает уродливый характер. Она закладывает мины замедленного действия под свой собственный экономический фундамент. Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека.
Властным императивом современной социально-экономической теории и практики выступает необходимость и потребность социально-гуманитарного, системного подхода к экономике. Как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов - предприятий, фирм, корпораций, так и на макроуровне функционирования социально-экономической системы и общества в целом. На первое место выступает проблема капитализации вложений и инвестиций в самого человека, гуманизации сферы производства, очеловечивания всей инфраструктуры социального воспроизводства личности.
Заключение.
Высшая школа является важным стратегическим ресурсом осуществляемых в российском обществе изменений. С ее деятельностью связаны ускорение процессов обновления, экономического «прорыва», стабилизации общественной жизни. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что преобразования отечественной высшей школы осуществляются крайне медленно и неэффективно, на ее функционировании продолжают отражаться кризисные процессы, наблюдаемые в обществе.
Подводя итоги исследования и обобщая некоторые выводы, следует особо отметить, что трансформационным процессам в высшей школе до недавнего времени не уделялось должное внимание, что в значительной степени и определило затруднения и неудачи ее реформирования. Трансформация отечественной высшей школы как любой социокультурный процесс во многом носит перманентный и латентный характер и осуществляется под влиянием разнообразных факторов: социальной динамики, информационной революции, глобализации, регионализации общественной жизни, системного кризиса и т.д.
Информация о работе Институты высшей школы в России. Общий социологический анализ