Использование визуальной наглядности на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на достаточную, на наш взгляд, исследованность проблемы использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях нам представляется возможным показать свое видение данной проблемы, разработать способы применения наглядности в классной и внеклассной деятельности учащихся при изучении английского языка. Поэтому цель нашей работы – состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Место наглядности в коммуникативном методе обучения.
1.2.Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий …………………….…………………………16
Выводы по главе I…………………………………………………..………….21
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения…………………………………………………………..……………25
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках английского языка в средней школе…….…………..33
2.3.Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка…………………………………………………………………..………….39
Выводы по главе II……………………………………………………..………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Использование визуальной наглядности в развитии устной речи на английском языке.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Использование внешней наглядности предполагает работу по овладению элементами речи, использование внутренней. – развитие речи. При переходе от использования одной наглядности к другой необходимо, по нашим наблюдениям, применять неразвернутые ситуации, т.е. такие ситуации, в которых только намечено какое-либо действие, совершаемое говорящим или неопределенно очередным лицом.

Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены  учащимся в вербальной, письменной формах или же в виде картинок.

Примеры неразвернутых  ситуаций, предъявляемых в письменной форме:

Очень важно  использовать на уроке конкретные формы  из жизни  страны,  школы, самих  учащихся. Если кто-то из ребят отметил  день рождения или чья-то семья получила (купила) новую квартиру, можно поговорить на эту тему, если в школе проведено какое-то удачное мероприятие, обсудить его.

Для развития инициативной речи школьников на уроках иностранного языка используются реальные события. Для нас важен тот факт, что в течение урока целью занятия для учеников стало не создать свое высказывание по заданной теме, а решить важную проблему молодого поколения. Таким образом их внимание было направлено не столько на отбор языковых средств, сколько на выражение собственного мнения.

Итак, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что при  помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Работа с  ситуациями дает следующие положительные  результаты:

  1. Значительно повышается речевая активность учащихся, так как развитие навыков иноязычной речи осуществляется на основе ситуаций.
  2. В речевую активность  вовлекаются все ученики (даже самые слабые), т.к. упражнения, стимулирующие их самостоятельные высказывания, дают возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с языковыми возможностями каждого из них.
  3. В условиях речевой активности всех учеников усиливается степень тренировки их в усвоении грамматического структурного языкового материала.
  4. Более прочным становится запоминание лексического материала. При работе с творческими упражнениями учитель может «подбрасывать» учащимся неизвестные им, но необходимые для выражения мысли слова и словосочетания, которые запоминаются непроизвольно в том состоянии, когда ученик испытывает острую необходимость в употреблении новой для него лексики.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе  I

В данной главе  мы проанализировали учебник « Английский язык 10-11 класс» авторов В.П. Кузовлева, Н.М.Лапы и др. В учебнике используется много наглядного материала,  выполненного в виде картинок. Но к ним не прилагается специально организованных упражнений.

Для модели использования  наглядности нами был отобран  ряд картинок по теме: Приоритеты молодого поколения, работа с которыми подтолкнет учащихся к высказыванию. Эти комплекты наглядных пособий раздаются ученикам, предварительно разделенным на группы. Далее последовательно даются задания. Задание№1 Рассмотрите картинки. Согласны ли вы с утверждением, что представители различных субкультур и люди, упорно работающие и счастливые в семейной жизни, относятся к разным социальным группам.. Задание№2 Выразите, используя слова и фразы, написанные на доске, мнение своей группы по данным картинкам. После выполнения каждого задания, учитель предоставляет возможность высказаться учащимися. Задание№3 Это задание на дом. Подготовьте свое собственное высказывание по данной теме.  Если необходимо подберите дома дополнительный иллюстративный материал.

Мы считаем,  что предъявив специально разработанный  вид внешней наглядности, мы можем обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников. Они смогут научиться выражать свое мнение по заданной теме с использованием необходимой лексики при неподготовленной речи в ходе предъявления наглядных опор.

Мы провели  исследование в школе, в ходе которого опробовали предложенный нами способ формирования коммуникативной мотивации и выяснили что при помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Говоря о  роли принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку , мы пришли к выводу, что коммуникативная мотивация – это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу.

В основе коммуникативной  мотивации лежит потребность двух видов: общая коммуникативная и ситуативная мотивация.  Ситуативная  мотивация  воспитывает у учащегося потребность  общении, создает мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении.

Наглядность- это опора в процессе обучения на принцип наглядности, согласно которому обучение строится на образах, воспринимаемых учащимися, а так же показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, и использования речевой деятельности.

Обеспечить  создание коммуникативной мотивации  у школьников можно, предъявив в  начале урока или пред выполнением  какого – либо работы специально разработанный  вид внешней наглядности. Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание и логическое последовательность высказывания, тем самым создается смысловая опора говорения. Вызвать эмоциональный и нравственный отклик ученика можно, поставив его перед проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Но в современных учебниках очень небольшое количество картинок оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Внешняя наглядность прежде всего должна быть смысловой и проблемной, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию и создание внутренней наглядности.    

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ  ВИЗУАЛЬНОЙ  НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

2.1. Использование  наглядности при формировании  лексических навыков говорения.

На начальном  этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. «Детская природа требует наглядности. Учите  ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету» (В.Г. Белинский). Нужно, чтобы особенно на начальном этапе обучения иностранному языку предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами учащихся и сильно врезался в память. Такой способ семантизации лексических единиц от предмета, его изображения к слову соответствует возрастной психологии детей.

Использование картинной наглядности на уроках иностранного языка в средних  учебных заведениях очень эффективно. Она помогает учителю на начальном  этапе организовать работу по расширению словарного запаса учащихся, создать языковую атмосферу на уроке и вне его, использовать лексику для развития устной иноязычной речи. Наглядность на уроке иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности детей, расширению их кругозора, повышает интерес к изучаемому языку, значительно обогащает  лексический запас учащихся. Наглядность должна предполагать  овладение наиболее  употребительной лексикой английского языка, которая  предусмотрена программой для начального этапа обучения иностранному языку.

Отбор  картинок  наглядности  производится нами с учетом  специфики интересов учащихся. Это такие темы, как: “School”, “School – things”, “ At the dining – room”, “House”, “Flat”, “The Family”, “Clothing”, “Meals”, “Animals”.

Для учащихся, изучающих  два  иностранных языка преподавателями кафедры теории и методики обучения  иностранным  языкам  составлен

Картинный  словарь  английского, немецкого языков». Картинный  словарь не только способствует семантизации отдельных слов, но может быть использован  для сравнения значения слов в разных языках. Словарь может быть использован как в урочной, так и во внеурочной работе  по иностранному языку при  обучении  всем видам  речевой деятельности. Объем  картинного  словаря составляет около 450 лексических единиц по темам и подтемам школьной программы. Использование «Картинного словаря»  наиболее эффективно при отсутствии  соответствующей языковой среды. Он дает  возможность учителю иностранного языка  не только ввести и закрепить новые лексические единицы на уроке, но и реализовать принцип дифференцированного подхода к  каждому ученику,  сформировать у учащихся младших классов навыки самостоятельной  работы с книгой,  активизировать  познавательную деятельность  школьников, иметь у них  элементарные представления лексической  системе двух иностранных языков

Работа с  «Картинным словарем» побуждает  учащихся бережно относиться к слову,  воспитывает у них стремление употреблять лексические единицы  осмысленно, в точном соответствии с их значением.

У нас есть опыт постановки сказок английских писателей. Очень важным фактором для нас при выборе репертуара является соответствие предлагаемого английского текста языковым знаниям учащихся и возможность вовлечения школьников у постановочный спектакль. От участников, задействованных в спектакле мы требуем, прежде всего,  хорошего усвоения лексического материала. Поэтому все незнакомые слова и выражения вписываются отдельно и объяснения их значения главным образом, с  использованием главного инвентаря. Так расширяется потенциальный словарь учащихся  младших классов изучающих английский язык. После каждого сыгранного спектакля учащиеся готовят альбомы, в которые собирают рисунки детей, фотографии отдельных сцен с комментариями на английском языке. Привлечение учащихся  к такой работе, где у них есть  возможности проявить свои креативные способности: представить  рисунки или поделки  по инсценированной сказке имеют большое значение, так  как все их творчество может быть использовано в качестве наглядных пособий на уроке  иностранного языка или во внеурочной работе по предмету.

Так,  работая  над лексической темой «Животные», учитель, демонстрируя работы учащихся называет героев сказок Р. Киплинга.

Задание№1

This is a panther Bagira. This is a elephant Hatkhy. This is a tiger Sherkhan и т.д.  All of  them  are heroes of the story for children «Maugly».

Таким образом, наглядность  способствует формированию  лексических  навыков  у учащихся  младших  классов.

Задание№2. This is R.Kiplings tale/ What the animal is it? Идет игра в «Поле чудес». Развешены  картинки с изображением животных – героев известной сказки ( в том числе и носорога). Учащиеся должны назвать слова.

r

h

I

n

o

c

e

r

o

s


 

Задание№3 На доске “The dog that walked by himself”.  Учитель просит обратить внимание учащихся на то, правильно ли все в названии этой сказки Р. Киплинга. Учащиеся дают правильный ответ: “ The cat that walked by himself.” Так  на  уроках английского языка учащиеся при прохождении темы знакомятся не только с названиями  животных,  но и с популярными сказками Р.Киплинга.

Наглядность на уроке иностранного языка и вне  его способствует, прежде всего обогащению лексического запаса учащихся, совершенствует знания, умения, навыки детей в изучаемом иностранном языке, повышает заинтересованность школьников в данном предмете, помогает раскрытию более полного творческого потенциала  учащихся младших классов. Наглядность вызывает интерес к занятиям языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, расширяет объем материала, который подлежит усвоению, тренирует творческое воображение учащихся младших классов. Современная жизнь требует от людей знаний и владения иностранными языками. И поэтому проблема изучения иностранных языков актуальна сейчас как никогда.  Но недостаток словарного запаса – основная причина того, что учащиеся не владеют иностранным языком.

Проанализировав лексические упражнения, можно сделать  вывод, что структура лексического навыка говорения не всегда осознанно учитывается при построении комплекса лексических  упражнений, что отрицательно сказывается на уровне владения учащимися лексической стороной говорения. Для повышения этого уровня необходимо использовать различные средства обучения. Так как иностранный язык изучается в искусственных условиях, это требует широкого применения  наглядности в обучении, особенно на младшей и средней ступенях.

Информация о работе Использование визуальной наглядности на уроке английского языка