Использование визуальной наглядности на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на достаточную, на наш взгляд, исследованность проблемы использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях нам представляется возможным показать свое видение данной проблемы, разработать способы применения наглядности в классной и внеклассной деятельности учащихся при изучении английского языка. Поэтому цель нашей работы – состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Место наглядности в коммуникативном методе обучения.
1.2.Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий …………………….…………………………16
Выводы по главе I…………………………………………………..………….21
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения…………………………………………………………..……………25
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках английского языка в средней школе…….…………..33
2.3.Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка…………………………………………………………………..………….39
Выводы по главе II……………………………………………………..………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Использование визуальной наглядности в развитии устной речи на английском языке.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

В восемь – четырнадцать лет у школьников интенсивно формируется их самосознание, интеллект, расширяются кругозор и опыт. В этом возрасте совершенствуются все психические процессы: мышление, память, внимание. Подростки перестают быть достаточно внимательными, плохо слушают на уроке учителя.

Применение наглядности  помогает организовать деятельность учащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценность чувственно – наглядного  преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизует психическую активность учащихся:   вызывает интерес к занятиям иностранным языком, снижает утомление…

Характеристика памяти также  имеет важное значение в обучении иностранному языку. Развитие всех видов  памяти связано с использованием наглядности в обучении. Наглядность  обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в его понимании на слух и создает условия для его практического применения.

Принцип наглядности  обучения – это один из самых  интуитивно понятных  принципов  обучения, которой вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и  обобщения материала учащимися.

Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности обучаемого. Известно, что органы  зрения  обладают  большей  чувствительностью.   «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская пословица. «Пропускная» способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала.

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления,  памяти и  повышают  интерес к изучению иностранного языка.

Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним  видом  наглядности. Существует и  наглядность  внутренняя,  которая  вытекает из конкретного  контекста,  непосредственного  языкового  окружения. Наглядность  есть проявление психических образов этих предметов, изображенных на фотографиях, рисунках и т.д. когда говорят  о наглядности, то имеют в виду образы этих предметов. Яркая наглядность создает представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как  восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого. Существует слуховая, зрительная и предметная наглядность. Использование  предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке.

Например, используя  картины на уроках, можно заметить, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами  загораются  желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины.

Для  введения предлогов места можно использовать игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов.  После этого  закрепляем эти предлоги в словосочетаниях  и предложениях, описываем картинки. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением.

При объяснении материала можно размещать на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие  картинки.  Учащиеся  читают слова  и по картинке догадываются об их значении.  Пользуясь  картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.

Также  желательно  использовать  принцип  наглядности  и на начальном этапе урока (в фонетической  зарядке). Например, при работе со стихотворениями учащиеся имеют возможность наглядно представить, о чем идет речь. Помимо стихотворений, можно  проводить  игры, цель  которых – проверить на сколько хорошо учащиеся  знают слова  и могут составлять с ними предложения.  Для игр раздаются листки с изображением  маленьких  картинок,  размещенных так, что новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно раздать картинки, под которыми написаны  слова, задание учащихся составить как можно больше предложений с этими словами.

Основную трудность  при овладении иностранным языком представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Причем, говорению невозможно научиться без  аудирования. Они вместе  образуют один акт  устного общения. Аудирование  является производным, вторичным  в процессе  коммуникации, оно  сопровождает говорение  и синхронно ему. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Начинать  обучение аудированию следует с таких упражнений, когда учащиеся  не только  слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе они нацеливают на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Не всегда обязательно требовать ответную реакцию. Это даже может иногда  помешать обучению аудированию – ученик будет стараться  обдумать ответ вместо анализа услышанного и более глубокого его понимания. Воспроизведение речи – это уже конечный результат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления.

Говоря о  роли  технических средств в  обучении аудированию, преимуществах  одних и недостатках  других,  можно с уверенностью сказать, что  ни одно из них, взятое в отдельности, не может полностью обеспечить успех  обучения,   и только  правильное их сочетание, отвечающее особенностям  изучаемого вопроса  и  познавательной  деятельности  учащихся, дает возможность  достигнуть  оптимальных  результатов.

Применение  наглядности  помогает организовать деятельность  учащихся  так, чтобы  их  внимание  было  устойчивым  и сосредоточенным.  Ценность  чувственно – наглядного преподнесения  материала  состоит  в том,  что оно мобилизует  психическую активность  учащихся: вызывает интерес к  занятиям  иностранным языком, снижает  утомление…

Принцип  наглядности  обучения – это один из самых  интуитивно понятных принципов обучения, который  вытекает из сущности процесса  восприятия, осмысления  и обобщения  материала учащимися.

Средства  наглядности  помогают  созданию  образов, представлений, мышление же превращает эти  представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности,  эстетического вкуса,  культуры  мышления,  памяти  и повышают  интерес  к изучению иностранного языка.

 

 

2.2. Экспериментальное  обучение английскому языку  с использованием  наглядности на уроках в средней  школе

 

Экспериментальное  обучение нами было проведено   в  русле новых, нетрадиционных  методов  формирования  речевых  умений,  которые  и составляют  актуальность  нашей работы.

В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из  пяти  учебных уроков. Целью эксперимента являлось построение  процесса  обучения  английскому языку при формировании устно – речевых лексических  и грамматических навыков, в  основу  которого  был положен  ситуативный подход.

Обучение  устной  речи  в контрольной группе  происходило путем применения  традиционных методики преподавания, предлагаемой авторами УМК “English”  Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В.: языковой материал и упражнения по его овладению в контрольной группе  были  целиком взяты из урока 4 данного УМК.  Обучение же в экспериментальной группе было  построено на основе новаторского  подхода и для этой  цели  мы  привлекли наглядный материал  из дополнительных   источников.  Процесс  формирования  лексических  навыков, а именно  усвоение лексики  по теме  строился на базе  коммуникативного подхода, т.е. уроки  преимущественно  проводились  на  английском  языке. Учитывался  также  неодинаковый  уровень  развития способностей  учащихся – дифференцированный  подход. Основными  приемами  проведения эксперимента  явились  аудирование  тематического  текста,  использование   средств  наглядности. 

В  ходе  формирования   лексических  навыков  устно – речевого   общения  в контрольной  группе   ученики  овладевают  новым  материалом,  делая  только  те  упражнения,  что  предлагаются  в учебнике  Верещагиной  И.Н. и Афанасьевой О.В., в то  время  как  в экспериментальной  группе  проводился  и такой  вид  работы, как пение  песни “The Hot Dog Song”  из  Jazz Chants by Carolyn Graham.

Таким  образом,  принимая  во  внимание  все  выше  сказанное,  выделим  следующие  основные  задачи  эксперимента:

Коммуникативная реализация   введения, отработки  и  закрепления  языкового  материала  с   использованием наглядных  средств.

Новый  материал  должен  вводиться  постепенно, отдельными  порциями, при  учете  взаимосвязи  грамматической  и  лексической  сторон  говорения, что  приведет  к последующему  формированию  гибких  лексико – грамматических  автоматизмов,  т.е. способности к варьированию  и комбинированию.

Учитель  должен  приложить  все  усилия, организуя  интересный,  увлекательный  урок, с использованием  наглядности  который  развивал бы  познавательный  интерес,  креативную  и  мыслительную  активность учащихся.

Целью  проверочного  среза  знаний было  доказать, что  уровень  сформированности  устных  лексико – грамматических  навыков  при системном  подходе  к обучению  общению  с  использованием  наглядности на много выше, чем при  применении  обычных, традиционных методов; установить, что обучаемые  в экспериментальной  группе   лучше  усвоили  лексику  по теме,  научились  связно и варьировано  употреблять  ее  в различных  ситуациях  общения; и приобрели  навыки ее  активного использования в речи;  Учащиеся  научились  творчески  использовать  изученный  материал  в новых ситуациях, для  решения  новых  коммуникативных задач. 

В  результате  проведенного  эксперимента  было  установлено, что  работа  с  языковым  материалом  в  экспериментальной  группе, где  использовалась  наглядность  результативнее, благодаря  постоянной  атмосфере  речевого  взаимодействия,   созданного  учениками  с  помощью учителя  на  основе  ситуации, максимально  приближенным  к  естественным.

В результате  проведенного среза знаний  мы  доказали, что  объем  высказываний  учащихся  в экспериментальной  группе  в 2   раза  больше, чем  в контрольной, при том, что ошибок  в первой группе  совершено  2 раза  меньше.

Таким  образом, итоги  апробации ситуативного   подхода  к обучению  устной  речи  английского  языка  в  общеобразовательной  школе подтвердили  выдвинутую нами  теорию  о том, что  обучение  общению  при  данном  подходе  с  использованием  наглядности   развивает  у учеников  более  устойчивые, гибкие  автоматизмы  говорения (разговорные  лексико – грамматические  навыки),  чем  при  использовании  традиционных  методов. Наш  опыт  показал, что  обучаемые  в  результате  эксперимента научились  свободно   и варьировано  применять  приобретенные  ими навыки  в различных  речевых  ситуациях,  используя  средства  визуальной  наглядности.

В  работе  нам  удалось  рассмотреть  важную  для  методики  преподавания  иностранного языка  проблему -  системный  подход  к  обучению  устной  речи  на  английском  языке. Мы выдвинули  ряд  положений  о том, что  из  себя  представляет  системное  обучение  иноязычному  общению. Выдвинутые  нами  положения  заключаются  в  следующем:

Суть  ситуативного  подхода  к  обучению устной речи  заключается  в системной  организации  упражнений по  формированию  грамматических  лексических  навыков.

В основе  данной системы  лежат  речевые  ситуации.

Для  эффективного  обучения  общению  процесс приобретения  устно – речевых  навыков  должен  строиться  на  осуществлении деятельностного подхода, заключающегося  в том, что  учащиеся  действуют  в сфере  языка, т.е. говорят на иностранном языке.

Так  как  конечный  результат, которому подчинена  работа  над  устной  речью – овладение  навыками  общения, то  основным  приёмам  работы являются коммуникативные упражнения  в комплексе с  так  называемыми  вспомогательными видами учебной деятельности( языковыми, условно – речевыми и  речевыми упражнениями).

Ситуативно – тематическая  организация материала обучения  устной  речи  является методически целесообразной  и опирается на следующие лингвометодические  принципы: 

-принцип   коммуникативной  направленности;

- принцип   интернациональных  контактов;

- принцип дискретности;

- принцип ситуативной   обусловленности  речевого  контакта.

Мы  апробировали наши  положения в эксперименте, который  проводили в средней школе.

Обсужденные  нами  положения, а  также  результаты  проведенного  нами эксперимента  помогают  сделать нам следующие выводы:

Для  достижения  высокого  уровня  овладения  навыками общения, необходимо   строить  процесс  их  формировании так, чтобы  на всех  этапах  обучения  использовался  прием организации речевых  ситуаций.

Приведенное  нами разделение  ситуаций на  проблемные  и  не проблемные учебные  речевые  и  естественные речевые  показало, что  для  повышения  интереса  учащихся  к работе  над  устной  речью  следует  привлекать  проблемные  ситуации, направленные  на  развитие  продуктивного говорения, а  процесс  формирования  навыков  общения  строить   по  принципу  максимального   приближения  ситуаций к  естественным, реальным.

Тема - это не самодовлеющая, существующая  вне  общения коммуникативная  категория, а  учебная  единица  языка, тесно связанная  с  речевыми  ситуациями, которые  являются  стимулами  для  реализации  заданной  темы  говорения.

Информация о работе Использование визуальной наглядности на уроке английского языка