Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_sotsialogia.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Основные достоинства интервью: 1) респондент скорее соглашается рассказать, чем написать; 2) большая возможность установить  степень искренности каждого индивидуального ответа; 3) информация – более яркая, непосредственная, дополненная невербальной (несловесной информацией – жесты, мимика, голос и т.д.); 4) возможность  уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов; 5) возможность учесть изменившиеся обстоятельства. Основные недостатки интервью: 1) необходимость более квалифицированной подготовки интервьюеров; 2) большие затраты времени; 3) невозможность задать большее количество вопросов; 4) трудности в решении проблемы анонимности; 5) определенное влияние интервьюера на респондента, особенно если один человек проводит все интервью – в результате его характер и взгляды могут повлиять на итоги исследования.

Особую  роль при сборе информации играет опрос экспертов. Эксперты – наиболее компетентные (в той или иной области) люди, располагающие надежной профессиональной информацией, по необходимой исследователю теме, проблеме. Данный опрос, как правило,  проводится в разведывательном исследовании, для того, чтобы выяснить суть исследуемого явления и порождающие его причины.

Благодаря Джекобу Леви Морено широкое распространение в социологи получил социометрический опрос. Это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни членов группы. Этот вид опроса часто используется как средство активного управления деятельностью малых социальных групп.

2. Наблюдение и эксперимент

Важнейшими исследовательскими методами в социологии -  как и в научном знании в целом – являются  наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения основан на преднамеренном, систематическом восприятии и прямой регистрации социальных фактов с целью их последующего анализа и объяснения. Различают наблюдение сплошное и выборочное.  По положению наблюдателя наблюдение может быть: включенное,  или участвующее (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы людей, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми) и невключенное, или неучаствующее наблюдение (когда исследователь наблюдает объект со стороны и не участвует в деятельности группы).  Кроме того, включенное наблюдение может быть открытым и скрытым.

К достоинствам наблюдения можно отнести следующие: 1)наблюдение обычно дает более богатую и «углубленную» информацию, чем другие методы; 2) дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают. Недостатками являются следующие: 1) наблюдение может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ; 2) результаты наблюдения касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного  наблюдения весьма проблематично.

Эксперимент – это метод сбора информации, основанный на изучении поведения объекта исследования под влиянием ранее созданных и контролируемых факторов. Основные особенности эксперимента: исследователь сам вызывает изучаемое явление; исследователь может изменять условия протекания эксперимента; в эксперименте – возможно исключение влияния отдельных условий.

Достоинства эксперимента: 1) можно контролировать степень влияния тех или иных переменных; 2) эксперимент легче повторить другим исследователям. Недостатки эксперимента: 1) многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию или воспроизведены в экспериментальной ситуации; 2) на ответы  и поведение участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента. Кроме того, следует помнить об этических проблемах, иногда возникающих при экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. 

3. Анализ документов

Широко в социологической  практике применяется такой метод  как анализ документов. Документальной в социологии считают любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном листе, на магнитной ленте, фото – или кинопленке, на цифровых или электронных носителях. Документы могут быть официальные: законы, указы, решения, приказы и т.д., личные: дневники, автобиографии, переписка и т.д.  Для анализа документов могут использоваться как неформализованные (качественные) методы, так и формализованные (качественно-количественные методы). Качественный анализ сводится к чтению документа, пониманию и интерпретации его содержания. Благодаря качественному анализу можно проникнуть  в глубину содержания документа, однако, такой анализ субъективен.  Преодолеть этот субъективизм можно с помощью  формализованного анализа  — контент-анализа.  Контент-анализ  основан на выделении в документе (тексте) интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов, подсчете их и количественном представлении результатов.

В целом анализу документов присущи следующие плюсы: 1) исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов; 2) в особенности  это важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность. Существенными недостатками являются: 1) исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными; 2) трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики.

 

Тема 3. Социологическое  понимание культуры

  1. Культура и ее функции. Базисные элементы культуры
  2. Многообразие культур

 

1.Культура  и ее функции. Базисные элементы  культуры

Культура рассматривается  в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и  выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Одно из самых общепринятых и наиболее распространенных определений: культура есть, с одной стороны, целостная, системно организованная совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством в процессе его исторического развития, а с другой — совокупность самой деятельности. Из данного определения следует, что культура противоположна природе.

В соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них, можно выделить две основные сферы существования и развития культуры — материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Можно выделить наиболее важные функции культуры.

Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством.

Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.

Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.

Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.

Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.

К базисным элементам  духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Ценности являют собой абстрактные  идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила , которые как ожидается будут соблюдаться людьми. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе. Обряд — это совокупность  символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе  или социальной группе и является привычной для его членов (например, обычай встречать Новый год, праздновать день рождения и т.д.). Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени ( например, Рождество, Пасха, Радуница и т.д.)

В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных — «так себе». Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера  чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.  Такая точка зрения называется культурным релятивизмом (относительностью). Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Возможно, самый рациональный путь развития и восприятия культуры – сочетание черт этноцентризма и релятивизма, когда люди испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в тоже время способны понять другие культуры, поведение других социальных групп, признавая их право на существование.

 

2.Многообразие  культур

Существует  множество  культур,  реализовавшихся  в  человеческой   истории. Каждая  культура   порождает   свою   специфическую нравственность,  свое  искусство  и  выражается   в   соответствующих   себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества.

Сложность понимания  феномена культуры заключается в  том, что в любой культуре имеются  разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято  говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.

Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами.

С середины 20 века широкое  распространение получил термин «массовая культура» (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: «Публика желает — публика получит». Необходимым  свойством   продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой — подменяет подлинность копийностью, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино-и-телепродукции. Кич — это искусная подделка под искусство, в нем нет подлинных художественных открытий.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"