Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_sotsialogia.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Тема 6. Общество как основная категория социологии

1. Функционирование  общества и его отличительные  признаки

2. Типология  общества

 

1.Функционирование  общества и его отличительные  признаки

Общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

В современной западной социологии, при анализе проблем  развития и изменения общества сложились  два противоположных теоретических направления: теория конфликтов и структурно-функциональный анализ. Авторы структурно-функционального анализа подчеркивают значение согласия всех членов социума разделять общие ценности, в то время как последователи теории конфликтов уделяют основное внимание подавлению одних членов общества другими. Идеи функционализма разрабатывали О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и многие другие социологи. Современная теория структурно-функционального анализа развивалась в работах Т.Парсонса, Р.Мертона, К.Девиса, Р. Парка и др. Можно выделить следующие основные идеи современного функционализма: 1) общество - это система частей, объединенных в единое целое; 2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд; 3) дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или  укореняются в обществе; 4) изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер; 5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.  Эта система ценностей - самый устойчивый остов общественной системы.

Сторонники теории конфликтов описывают общество постоянно изменяющимся и подверженным конфликтам. Одной из влиятельных современных теорий конфликта является концепция немецкого социолога Р.Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Власть можно представить, как способность одних индивидов контролировать действия других. Её суть отражена в точке зрения Макса Вебера, который  считал, что власть есть возможность волевого преобразования социальных отношений одним субъектом вопреки сопротивлению  других. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта: 1) главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление; 2)общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.; 3) у каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; 4) когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, политической партии и т.д.; 5) классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

 Таким образом,  общество — это исторически развивающаяся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Общество как сложноорганизованная система обладает следующими специфическими чертами.

1.Общество отличается  большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.

2.Общество не сводимо  к людям, его составляющим,— это система социальных связей и отношений.

3.Важнейшей чертой  общества является самодостаточность, т.е. способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность, нелинейность, непредсказуемость развития.

5.Общество существует, функционирует и развивается  в социальном времени и социальном пространстве. По мнению известного белорусского социолога Е.М. Бабосова  в настоящее время в обществе активно формируются новые пространственно-временные характеристики, среди которых выделяется тенденция виртуализации.

6.Признаком общества  является наличие территории как той экологической ниши, на которой происходит консолидация социальных связей.

Сегодня можно говорить о единой мировой  системе в результате усиления экономических, социальных и политических взаимосвязей между странами. Усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества обозначается термином глобализация.

Глобализация мирового сообщества характеризуется следующими тенденциями: 1) производство принимает всемирные масштабы; 2) возрастает открытость мира; 3) происходит финансовая интеграция мира; 4) всемирные масштабы приобретает образование и наука; 5) человечество все больше принимает общие нормы и стандарты в области прав человека, независимости, агрессии, геноцида и т.д. 6) развивается глобальная информационная сеть; 7) окружающая среда требует общемирового подхода в ее использовании и защите; 8) созданы и успешно функционируют международные организации в области политики, экономики, окружающей среды, культуры; 9) спорт и культуру охватывает интернализация; 10) ядерный потенциал различных стран требует акций мирового масштаба.

Становление мировых  социальных отношений тесно связано  со значительными расхождениями в степени благосостояния и уровне жизни населения, политического и технического развития индустриальных стран и бедных стран третьего мира. И.Уоллерстайн разработал теорию мировой системы, представляющую собой попытку описания картины мирового неравенства. В своих работах Уоллерстайн прослеживал формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему, представляющую централизованную мировую экономику. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные и полупериферийные регионы, страны внешней арены, находящиеся в зависимом положении.

В современных концепциях глобализации сохраняется идея иерархичности  мировой системы. Деление мира на первый, второй, третий устарело. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный США, Европейскими странами и Японией. Страны ядра (США, Япония, Германия, Франция и т.д.) доминируют в мировой системе и в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Центр рассматривается как регион, контролирующий наиболее развитые технологии и производственные процессы, владеющий более совершенными формами организации труда и имеющий сильный идеологически обоснованный государственный аппарат. Периферии — регионы, в которых существует недостаток этих атрибутов, но есть много сырьевых ресурсов (развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки). Страны полупериферии (страны Восточной Европы, Испания, Португалия) играют роль своеобразного буфера между ядром и периферией. Странами внешней арены объявляется значительные регионы Азии и Африки, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями.

 

2.Типология  обществ

В ходе развития различаются разные этапы и  состояния общества. Поэтому  в научных исследованиях важное значение имеет типология обществ, т.е. отнесение их к определенным типам на основании существенных признаков и отличительных особенностей.

К. Маркс в середине 19 века предложил свою типологию общества на основе выделения общественно-экономичических формаций, главными критериями которого являются способ производства, форма собственности, социальная структура. К.Маркс выделял следующие этапы смены общественно-экономических формаций:

1.Период господства  архаической собственности. Этот  период Маркс называл первичной формацией или первобытным состоянием.

2.Господство частной  собственности или вторичная  формация. Сюда относятся азиатский,  античный, феодальный, капиталистический способы производства материальных благ.

3.Возврат к общественной  собственности, но уже на качественно  ином уровне. Это коммунистическая  формация, бесклассовое общество, начало подлинной истории человечества.

Последователи К.Маркса стали давать более упрощенную схему  глобального развития человечества, которая включала в себя пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Широко известным является предложенное немецким социологом Ф.Теннисом разделение обществ на два типа: допромышленную, традиционную общность (Гемейншафт) и современное промышленно-городское общество (Гезельшафт). В общности господствуют инстинкты, чувства; в обществе — расчетливый разум.

Наиболее устойчивой в современной социологии является типология, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и  аграрным)— это общество с аграрным  укладом. Для него характерны господство натурального хозяйства, крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям. Люди трудятся с помощью примитивной мускульной силы. Поведение индивидов строго регламентируется обычаями, нормами традиционного поведения. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты, сословия. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община.

Термин  «индустриальное общество» был  введен еще Сен-Симоном и использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы, становлением прав и свобод, ростом уровня потребления. Переход от аграрного к индустриальному обществу сопровождается изменением пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).

Таким образом, основу данного общества составляет производство, развитие промышленности, которые базируются на научной организации труда.

Процесс перехода от традиционного, аграрного  общества к обществу индустриальному  называется модернизацией. Модернизация – взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, бюрократией, открытой стратификационной системой (более подробно о стратификационных системах см. в теме 8), ростом индивидуализма, ослаблением традиционных ценностей: семьи, религии, морали.

В 60-е гг. две ступени  в развитии общества дополняются  третьей в рамках футурологической концепции постиндустриального общества, активно разрабатываемой в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турен) социологии. В постиндустриальном обществе происходит переход от производства товаров к экономике обслуживания: услуги приобретают производительную значимость, а промышленное производство географически перемещается в развивающиеся страны. Принципиально меняется социально-профессиональная структура, открываются новые возможности приложения знаний, умений и навыков в образовании, здравоохранении, сферах социальной работы и социальных услуг, анализа и планирования, дизайна и программирования, теории игр и моделирования. Одновременно значительно сокращается потребность в рабочих и служащих фабричного производства. Господствующее положение в управлении обществом занимает группа профессионалов — технократов и ученых. Важным признаком постиндустриального общества является качественное изменение роли науки в общественном производстве: усиливается внимание к фундаментальным инновациям в теоретическом знании. Экономический рост перестает выступать в качестве основной  цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Российский ученый В.Л. Иноземцев  считает, что в результате превращения  знаний в основной фактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить свое материальное благосостояние, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрывать свой потенциал и получать социальное признание. В новом — постэкономическом — обществе не объем богатства, а способности и ценностные ориентации будут дифференцировать людей. По мнению социолога, переход к постэкономическому обществу будет гораздо более масштабным, чем переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

 

Тема 7. Социальные группы и социальные организации

1.Социальные  группы и их разновидности

2. Социальные  организации и управление

 

1.Социальные  группы и их разновидности

Социальная  группа представляет собой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы. Социальные группы выделяются из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Наиболее распространено деление групп по размеру: большие  и малые группы. Большие группы могут быть реальными (контактными) — значительные сложноорганизованные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода, театра и т.д.). Большие группы могут быть и условными, представляющие собой совокупность людей, которые не связаны объективными  взаимоотношениями друг с другом и выделены в группу на основании некоторых общих социальных и психологических характеристик (например, национальные, возрастные, половые, профессиональные группы).

Малая группа — это совокупность контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс). Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малых группах являются подгруппы: диада, триада и квадра. Закон межличностных отношений диады — эквивалентность обмена и взаимность; триады — мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное; квадры — взаимодополнение друг друга, кооперация, максимальная продуктивность деятельности.

По формам образования  выделяются формальные и неформальные группы. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа — это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру и иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. Такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Характер официальных взаимодействий членов группы задан извне, в то время как неофициальные отношения регулируются структурными внутренними особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей. 

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"