Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии".
В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.
Тема 10. Социальные институты
1.Понятие и функции социальных институтов
2.Основные виды социальных институтов
1.Понятие и функции социальных институтов
Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. institutum — устройство, установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Базовыми социальными институтами принято считать государство, бизнес, семья, религия и образование.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Российский социолог С.С. Фролов считает необходимым выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним он относит следующие:
Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализация — это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»).
Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:
1.Предпосылкой появления
социальных институтов
2.Другой предпосылкой
процесса становления
3.В процессе
4.Формирование социального
института сопровождается созда
5.Окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.
Институты выполняют множество функций в социальной системе:
1)удовлетворение социальных потребностей;
2)закрепление социального
опыта, его трансляция от
3)регулирование деятельности людей согласно общим правилам;
4)интеграция и сплочение людей;
5)распространение информации
внутри института и между
Однако в деятельности социальных институтов могут наблюдаться и дисфункции — нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета. Так бывает, когда социальные институты не справляются со своими обязанностями. Например, школы и вузы выдают дипломы иногда невеждам и дилетантам. Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции — это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
2.Основные виды социальных институтов
Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных институтов детально регулируется предписаниями законов (например, президентство).
В социологии принято выделять следующие типы социальных институтов.
Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов: собственность, деньги, банки, рынок, конкуренция. Политические институты связаны с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием и распространением культуры. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство. Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У.Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).
Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практики. Например, государство как политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт выборной кампании, суд, армию, милицию, парламент и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Так, институт дуэлей потерял свою значимость в современном мире и остался только в коллективной памяти.
Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья — социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются:
1) вступление в брак — образование семьи;
2) начало деторождения — рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования
семьи — смерть одного из
супругов. На каждом этапе семья
обладает специфическими
Типы семейных структур многообразны, различаются в зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).
Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательно-регулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов).
Основная литература
1.Бабосов Е.М. Общая социология: Учебн. пособие / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн., 2004.
2.История социологии: Учебное пособие. / Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др. – Мн.,1993.
3.Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.Н. Кравченко. М., 2005.
4.Социология: Учебн. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – 4-е изд. Стер. – Мн., 2003.
5.Социология для технических вузов./Под ред. Яременко С.Н.- Ростов-н/Д., 2001.
6.Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. - М., 1998.