Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Это может касаться любых аспектов деятельности специалиста, в том числе и оказания платных услуг. Платные услуги все прочнее входят в обыденную жизнь человека и его профессиональную деятельность. В самой идее платных услуг нет ничего необычного: любая работа должна быть оплачена, в том числе и оказанная услуга. Однако в развитии сети социальных услуг населению всегда встают по меньшей мере два вопроса: кто именно будет оплачивать услуги: государство или клиент и какова должна быть цена услуги с учетом платежеспособности клиентов. В профессионально-этическом кодексе социальных работников содержится указание на то, что плата за услугу должна быть соразмерна с содержанием самой услуги и не превышать возможности клиента оплатить ее. В соответствии с социальным законодательством, значительная часть клиентов получает социальные услуги бесплатно: их оплату производят в опосредованной форме местные органы власти, обеспечивая финансирование социальных служб. Но в медицинских, юридических и иных учреждениях подход при расчете цен на услуги может быть иным: клиент в соответствии с прейскурантом может оплачивать полную стоимость услуги. Могут практиковаться и иные схемы оплаты работы специалистов. В такой ситуации социальному работнику следует учитывать требование профессионально-этического кодекса социальных работников и, с учетом системы взимания платы за услуги в данном учреждении, установить умеренную плату за свои услуги с учетом всех льгот по оплате, предусмотренных законодательством.
Конфликтные ситуации, возникающие в «пограничных» областях профессиональной деятельности, могут быть разрешены и с позиций общественной морали, которая, как говорилось ранее, по отношению ко всем видам профессиональной морали носит «рамочный» характер. Однако надо учитывать то обстоятельство, что в разные периоды времени мораль общества может быть более или менее гуманной, сближаясь с реально существующими нравами или, напротив, отдаляясь от них. При этом социальный работник, безусловно, должен уметь отделять мораль от нравов, знать их отличия. В случаях, если общественная мораль носит характер менее гуманный, нежели мораль профессиональная, она вряд ли может служить достаточным критерием для разрешения профессионально-этического конфликта. В конфликтной ситуации в данном случае целесообразно в качестве оценочного критерия использовать идеальные ценности и исходить при выработке решения в первую очередь из ценности человека и общества, их блага и коренных, сущностных интересов. Ценности человека и общества, являясь наиболее устойчивыми этическими ценностями, могут лечь в основу любого этико-аксиологического анализа ситуации, события, отношений, действий и т.п., позволяя социальному работнику, с одной стороны, преодолеть естественные различия профессионально-этических систем и кодексов, а с другой стороны, в необходимых случаях возвыситься над корпоративными интересами локальной профессиональной группы и иметь в виду лишь благо человека и общества. При этом, безусловно, собственную позицию нужно не только четко обозначать, но и обосновывать. В этом отношении социальных работник должен выступать как пропагандист не столько профессионально-этической системы социальной работы, сколько общесоциальных и общечеловеческих этических ценностей и норм, имеющих значимость как в обыденной, так и в профессиональной деятельности.
Перечень примерных
1.
Основные детерминанты
2. Взаимосвязь и взаимовлияние профессионально-этических систем.
3.
Особенности формирования и
Перечень
примерных заданий для
1.
Профессионально-этические
2.
Особенности формирования и
3.
Роль системы общественной
4.
Особенности профессионально-
Примерный перечень вопросов к экзамену
Профессионально-этические
Проблема морального выбора в социальной работе
Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системах философской этики и общественной морали
Место и роль профессионально-этической системы в системе социальной работы
Этика общения и взаимодействия с учреждениями и организациями
Основные этико-аксиологические противоречия в социальной работе
Этические принципы исследований в социальной работе
Взаимоотношения в коллективе учреждения социальной защиты: этико аксиологические аспекты
Этико-аксиологическое
Региональные особенности
Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983.
Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. - М.: Молодая гвардия, 1993.
Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.
Миренков В.И. Профессиональный долг. - Л.: Знание, 1986.
Миренков В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.
Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983.
Дополнительная
Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Наука, 1979.
Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992.
Выгорбина А.Е. Культура политического диалога и сотрудничества (социально-политический аспект). - М.: Вузовская книга, 1998.
Выгорбина А.Е. Этика внутриколлективных отношений. - М.: Вузовская книга, 1999.
Дробницкий О.Г. О нравственности. - М.: Наука, 1977.
Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева Г.И. - М.: Медицина, 1983.
Наука и этика. Реферативный сборник. Под ред. Горбовского А.А. - М.: 1979.
Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М.: Наука, 1988.
Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: «Народная асвета», 1977.
Строгович М.С. Проблемы судебной этики. - М.: Наука, 1974.
Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2000.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как специфический вид профессиональной социальной деятельности пока еще не так широко известна, популярна и престижна в нашем обществе, как во многих станах Европы и Америки. Для того, чтобы она действительно заняла в обществе и общественном сознании то место, которого заслуживает в соответствии со своим смыслом и содержанием, результатами деятельности, необходима длительная, кропотливая и каждодневная работа каждого из специалистов – теоретиков и практиков. Не столько декларации и призывы, сколько результаты деятельности должны демонстрировать социальную значимость профессии; не столько официальная информация, сколько мнения людей, получивших помощь в социальных службах, станут основой высокого статуса профессии в обществе. В этом отношении профессионально-этическая система социальной работы может стать одним из важнейших факторов утверждения профессии как деятельности социально необходимой, гуманной, способствующей достижению блага обществом и каждым человеком.
Профессионально-этическая компетентность в связи с этим должна рассматриваться специалистом как неотъемлемая компонента его профессионализма, глубокого проникновения в смысл профессиональной деятельности, понимания ее сущностных целей и задач. В реальной профессиональной практике специалиста ожидает бесчисленное множество ситуаций, проблем, конфликтов, каждый из который содержит в себе этико-аксиологическую компоненту, и навыки специфического этико-аксиологического анализа помогут социальному работнику разрешить их с позиций блага клиента, общества и профессии.
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988г.
Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983.
Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1985.
Бакштановский В.И. Культура
нравственного сознания и
Бассина Е.З., Насиновская Е.Е.
Роль идентификации в
Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. - М.: Молодая гвардия, 1993.
Белякова Г.И.
Бербешкина З.А. Этика
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
Данакин Н.С. Смысл и
Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.
Козлов А.А. Социальная
Котов Д.П. Профессиональный долг. - М.: Мысль, 1979.
Лаврененко И.М. Личность
и профессиональная
Медведева Г.П. Этика
Медведева Г.П. Проблемы формирования ценностного сознания специалиста в области социальной работы. // Ученые записки МГСУ: научно-теоретический сборник. М.: изд-во МГСУ «Союз», №3, 2000.
Миренков В.И.
Миренков В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.
Профессионально-этические
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
Смоленцев Ю.М. Мораль и
нравы: диалектика
Федоренко Е.Г.
Холостова Е.И.
Холостова Т.В. Этическое воспитание. - Л.: Знание, 1970.
Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 1999.
Шмелева Н.Б. Ценностные
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антология социальной работы. В 3т. Сост. Фирсов М.В. - М.: Сварогъ, 1995.
Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 416с.
Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992.
Волченко Л.Б. Культура
Выгорбина А.Е. Культура
Выгорбина А.Е. Этика
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1988.
Дробницкий О.Г. О
Кобляков В.П. Этическое сознание. - Л.: Знание, 1979.
Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.
Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984.
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс №5, 1996.
Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева Г.И. - М.: Медицина, 1983.
Наука и этика. Реферативный сборник. Под ред. Горбовского А.А. - М.: 1979.
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.
Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: «Народная асвета», 1977.