Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

международная защита прав детей.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………………………..……...4

1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6

1.1. Становление и развитие международного законодательства в области                    защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6

1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12

2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16

2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16

2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22

 

Заключение……………………………………………………………………………………….…...29

 

Список использованных источников…………………….………………………….…………….32

 

Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Курсовая работа 34 с., 24 источника, 1 прил.

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА, ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРИНЦИПЫ ПРАВ РЕБЁНКА, ДЕКЛАРАЦИЯ, КОНВЕНЦИЯ

Объект исследования - общественные отношения, формирующиеся в мире в связи с  осуществлением защиты прав и интересов ребенка

Предмет исследования –  теория международного права в аспекте исследуемой проблематики, а также совокупность международно-правовых и национальных норм и принципов в сфере регулирования защиты прав ребенка.

Цель  работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой и системный метод исследования.

Элементы новизны:  в данной работе выявлены ключевые особенности современной защиты прав детей в международном праве, а также практика этой деятельности с учетом ее преимуществ и недостатков.

Результаты внедрения: работа  может  быть использована на кафедре международного права.

Теоретическая значимость: содержащиеся в исследовании  предложения  и выводы могут быть использованы при разработке предложений по внесению поправок в основные документы или по разработке новых документов в области защиты прав детей.

Практическая значимость: материал может быть использован в научно-исследовательской деятельности, а также в высших учебных заведениях при чтении курса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание  равных и неотъемлемых прав, равного  достоинства, присущего всем членам человеческой семьи с момента рождения[1]. Права человека являются естественной принадлежностью каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека. Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение и защита прав детей являются, безусловно, основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество [2, c.14].

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание  международным сообществом факта, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", но и признание детей самостоятельными субъектами права[14, c.92] . Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция стала первым широкопризнанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права[5, c.3] .

Данная проблема имеет важное теоретическое  значение, поскольку никто не может поспорить с тем, что в настоящее время проблема обеспечения и защиты прав ребенка является крайне важной практически в любом, даже в самом процветающем государстве. Безусловно, дети являются самой незащищенной группой населения в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Рост смертности, голод, преступность среди детей, увеличение количества сирот, жестокость и насилие по отношению к ним – лишь некоторые вопросы, волнующие все мировое сообщество, поскольку игнорировать их уже невозможно.

Объект  исследования. Объектом исследования является общественные отношения, формирующиеся в мире в связи с  осуществлением защиты прав и интересов ребенка. 

Предмет исследования. Предметом исследования является теория международного права в аспекте исследуемой проблематики, а также совокупность международно-правовых и национальных норм и принципов в сфере регулирования защиты прав ребенка.

Цель курсовой работы - исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира.

На основе поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1.  Изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;

2.Выделить основные  этапы развития  института международной защиты прав ребенка;

3. Изучить процесс становления  международно-правовых документов  о правах человека и ребенка.

4. Рассмотреть вопрос о том,  как реализуются нормы о защите прав ребенка в Республики Беларусь.

Методы исследования – историко-правовой, сравнительно-правовой и системный метод исследования.

Исследование осуществлено с широким  применением нормативных документов ООН, международных договоров. Автором  использовались труды известных исследователей проблемы прав ребенка и их охраны являются Подоферова А.С Лодкина, Т.В.Красовская Н.Н. Калугин В. Ю.

Закон о правах ребёнка основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, Закон о правах ребёнка   и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

В данной работе идет речь о теории прав ребенка, ее развитии, становлении, об этапах развития; востребованности международно-правового закрепления  прав человека и ребенка (от Декларации прав ребенка к Конвенции о правах детей); более глубокое рассмотрение Декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ белорусского законодательства о правах детей.

Структура исследования. Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, обусловили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы.

 

 

1. Институт  международной защиты прав и интересов ребенка

1.1 Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка

 

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его  права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди  них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

На протяжении тысячелетий  дети рассматривались как будущие  члены общества. И лишь по мере становления  представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

В настоящее время в международное  сообщество признает, что ребенок  является полноценным его членом, обладающим такими же правами, как и  взрослый. Отличием правового положения  детей следует признать то, что  несовершеннолетний не может защищать свои права самостоятельно. Права детей должны защищать лица или организации, наделенные государством соответствующими обязанностями. Права ребенка гарантированы международным законодательством и нормами каждого государства[6, c.201].

Институт международной защиты прав ребенка как совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, сформировался после Второй мировой войны.

Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к защите прав ребенка, получили международно-правовую регламентацию и до Второй мировой войны. В этот период (с начала ХХ в. до 1945 г.) международное сотрудничество государств, имеющее отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков. Принятые конвенции (как, например, Конвенция о рабстве 1926 г., Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Конвенция МОТ № 3 об охране материнства, Конвенции МОТ о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№ 10), на море (№ 8), в качестве рыбаков (№ 112), в промышленности (№ 59) и на непромышленные работы (№ 60) и др.) регулировали вопросы борьбы с торговлей детьми, использованием их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ[16, c.12].

Однако межгосударственное сотрудничество затрагивало лишь отдельные стороны  правового положения детей. Государствами не ставился вопрос о разработке какого-либо универсального международного документа, который содержал хотя бы минимальный каталог прав ребенка и нормы по обеспечению этих прав. Исключением является Декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г. Однако она не накладывала обязательств непосредственно на государства, а лишь провозглашала обязанность "мужчин и женщин всех стран мира" заботиться о благополучии детей. Особенность данного периода заключается в том, что определяющим в международном сотрудничестве по правам ребенка, как и по правам человека в целом, являлось внутригосударственное право[22, c.84]. 

Таким образом, фрагментарное обращение  государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов  взаимодействия и механизмов реализации норм позволяет сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в тот период не существовало.

Современная система международной  защиты прав ребенка (как составная  часть международной защиты прав человека) сформировалась в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой стало провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. 

Благополучие детей и их права  всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его  физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи[2].

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены  социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения[21, c.4].

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Начиная с 1945 г. эволюция международной  защиты прав человека прошла ряд  этапов.

Первый этап международного сотрудничества в области прав человека продолжался  с 1945 г. до начала 1980-х гг. и характеризовался накоплением международных стандартов по правам человека. Принятый в 1945 г. Устав  ООН в общем виде закрепил принцип  уважения прав человека. В соответствии с Уставом одной из целей Организации являлось осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ст. 1, п. 3) [16, c.24]. 

Информация о работе Международная защита прав детей