Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:24, контрольная работа
Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной
Введение
3
1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР
4
2. Межнациональные отношения в современной России.
9
3. Россия: национальный вопрос.
14
4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами.
22
Список литературы.
30
Российский государственный аграрный университет -
МСХА имени К. А. Тимирязева
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общественных наук
Контрольная работа на тему:
Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития
Выполнил: студентка 1 курса
агрономического факультета
заочного отделения
Уголькова Ю.А.
Проверил:
Сударикова Н.В.
Калуга 2013
План:
Введение |
3 |
1. Исторические предпосылки
национальных конфликтов на |
4 |
2. Межнациональные отношения в современной России. |
9 |
3. Россия: национальный вопрос. |
14 |
4. Регулирование межнациональных
отношений нормативно- |
22 |
Список литературы. |
30 |
Введение
Межнациональные отношения являются одной из главных проблем современного общества. В последние несколько лет национальный вопрос встал особенно остро, и изначально трудно, а может быть уже невозможно, разобраться, что является причиной участившихся столкновений и какая из сторон провоцирует конфликты, а какая просто отвечает на них.
За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.
По существу после установления советской власти Россия перестала быть колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и культурной специфики. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.
Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Во времена СССР не было господствующей
нации, ибо им правила номенклатура,
воплощавшая в своей
культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.
В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути стремлениях, к сожалению были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.
1.Исторические
предпосылки национальных
Межнациональные отношения в современной России являются следствием и продолжением непростых отношений между нациями в предыдущий исторический период.
Исторически Российская империя сложилась как огромное многонациональное государство. К началу XX в. на его территории насчитывалось 165 народов. В результате Первой мировой войны, революции, Гражданской войны произошел распад этого объединения и сформировался ряд независимых государств: РСФСР, Польша, Финляндия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия, Эстония, Хорезмская и Бухарская республики.
В конце 1922 г. был создан Советский Союз, в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Федеративная Социалистическая Республика. В 1923-1924 гг. произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии: образовались Узбекская, Киргизская, Туркменская союзные республики.
Конституция СССР 1936 г. зафиксировала право союзных республик на самоопределение вплоть до отделения, но оно носило декларативный характер, так как механизма выхода из СССР не было предусмотрено. В эти годы берется курс на унификацию национальной жизни. Русский народ был объявлен "старшим братом" всех остальных вошедших в союз наций и народностей, сложилась иерархия национальных статусов (союзные, автономные республики, округа и т.д.), неравная и несправедливая.
Наиболее негативные
последствия имели события
В 80-е гг. XX в. перестройка, либерализация общественной жизни дали надежду многим народам на возможность пересмотра своего статуса и положения. Этими настроениями воспользовались национальные элиты, стремящиеся к власти. Согласно Соглашению о создании Содружества Независимых Государств и Декларации СНГ (приняты в декабре 1991 г.), к сфере совместной деятельности входящих в него субъектов относятся:
В составе СНГ Россия стала страной, этнически более однородной по сравнению с СССР, где русские составляли 51% населения, но и сегодня она остается поликультурным государством: 17% российских граждан - не русские. Среди них есть народы как численностью более 1 млн - татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев (около 4 млн), белорусов (более 1 млн), так и насчитывающие всего несколько сот человек - орочи, энцы и др. Доля нерусского населения в России из года в год растет. Переход к демократизации и распад СССР сопровождались острыми межэтническими конфликтами.
Российская Федерация даже после распада осталась многонациональным государством, включающим более 170 этносов. Субъектами ее являются 21 республика, 1 автономная область и 10 национальных округов.
До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.
Распад мировой системы
социализма сопровождался стремительным
и во многом неуправляемым переходом
о биполярного к
По моему мнению самой общей причиной конфликтов является соперничество держав за право лидерства в том или ином регионе, взаимные территориальные претензии, стремление той или иной страны навязать военный или экономический контроль населению другой. Эти требования, как правило, задевают коренные ценности или интересы других государств.
Другим источником межгосударственных военно-политических кризисов становятся чаще всего внутриполитические беспорядки и споры, провоцирующие вмешательство извне. И наконец, часть кризисов обусловлена несовместимостью исторических, экономических, религиозных и этнических ценностей. Эти конфликты не имеют единого определенного источника и поэтому практически неразрешимы в коpоткие сpоки, несмотря на усилия международных организаций.
К основным причинам межгосударственных конфликтов, протекающих ныне на геополитическом пространстве бывшего Союза, можно отнести прежде всего проблему границ, за которой стоит стремление молодых республик присоединить территории, принадлежащие им якобы по "историческому" праву, но утраченные в ходе перекройки административной карты бывшего Союза. Не менее остро прозвучали требования национальных меньшинств, проживающих на территории различных республик, предоставить не только национально-культурную, но и национально-территориальную автономию, а в отдельных случаях и право выступить субъектом Федерации в рамках этих республик.
На территории бывшего
СССР сформировалось три основных типа
вооруженных конфликтов: конфликты,
вызванные стремлением
Конфликт из-за стремления реализовать право на самоопределение, пересмотр административных границ проходит, как правило, в три этапа. Первый, относительно мирный, характеризуется все более усиливающейся "войной законов" между центральным руководством и политической элитой национальных меньшинств, требующей большей политической и экономической самостоятельности. При этом позиции обеих сторон отличают жесткость и нежелание идти на уступки. Так, армянское население Нагорного Карабаха в разгар "перестройки" потребовало от руководства Азербайджана широкой национально-территориальной автономии вплоть до воссоединения с Аpменией. Усмотрев в этом реальную угрозу сепаратизма и возможного отделения "армянской" части НКАО от республики, руководство Азербайджана категорически отказалось рассматривать эти требования, прибегло к попыткам силового решения проблемы.
Второй этап данного типа конфликта в своей основе содержит вооруженную борьбу. Эпизодические акты вооруженного насилия: засады, разрушения участков коммуникаций, обстрелы населенных пунктов, насильственное выселение жителей "отвергаемой" национальности из мест обитания и др. - постепенно сливались в прерывистую линию боевых действий противоборствующих сторон. Одним словом, широко использовалась партизанская техника ведения войны.
Третий этап - деэскалация конфликтов на основе договоренностей о прекращении огня. В отдельных случаях (нагорнокарабахский кризис, абхазский конфликт) этого сделать не удается, а когда вооруженные столкновения прекращены, перемирие оставалось ненадежным и хрупким, поскольку главный источник конфликтов - политические разногласия - оставался неустраненным.