Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 00:30, курсовая работа
Проблема качества образования всегда была важна для России, а сейчас это особенно важно, так как быстрые темпы развития экономики, политики социальных и культурных сфер жизни требует от специалистов очень быстрой адаптации к нововведениям. В каждой отрасли нужны высококвалифицированные кадры, так как именно они являются ценными сотрудниками. Исходя из этого, оценка качества образования сейчас очень актуальная тема для исследования. Запросы общества к качеству профессионального образования повышаются. Это выражается в том, что меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Факультет Социальных и гуманитарных наук___
Кафедра _Социологии и гуманитарных наук__
Методика опроса потребителей образовательных услуг по отношению к качеству образования.
Курсовая работа по социологии организации
выполнила студентка группы 3132
Кафедры социологии и гуманитарных наук
Бояркина Татьяна Михайловна
Проверил: Зенько А.А.
дата___________
подпись ___________
Дубна, 2014.
Оглавление
Актуальность.
Проблема качества образования всегда была важна для России, а сейчас это особенно важно, так как быстрые темпы развития экономики, политики социальных и культурных сфер жизни требует от специалистов очень быстрой адаптации к нововведениям. В каждой отрасли нужны высококвалифицированные кадры, так как именно они являются ценными сотрудниками. Исходя из этого, оценка качества образования сейчас очень актуальная тема для исследования. Запросы общества к качеству профессионального образования повышаются. Это выражается в том, что меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержка предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этих сложных и порой труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первую очередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. И важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования.
В данной работе понятие «качество
образования» будет рассмотрено с двух
сторон: с точки зрения качества результата,
то есть соответствия уровня знаний студентов
стандартным требованиям, и с точки зрения
системы обеспечения этого качества, а именно
– содержания образования, информационно-методического
обеспечения образовательного процесса,
использования инновационных образовательных
технологий.
Степень научной разработанности
Для осмысления проблемы качества образования существенное значение имеют разработки проблем образования вообще, высшего в особенности, осуществленные в различных сферах научного знания. Исследованиям качества образования посвящено немало работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей. В их работах образование рассматривается с разных сторон и в различных аспектах.
Так в статье Г. Е. Зборовского «Образование научные подходы к исследованию» представляется педагогический подход к проблеме качества образования как концентрация усилий на проблемах формирования человека, осуществляемого в ходе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных средств и методов педагогической деятельности.1 Также В.Белов рассматривает влияние таких факторов как культурный, исторический и экономический на систему оценки качества образование, а так же говорит о модернизации образования.
Существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качества образования», имеющих место в отечественной литературе. Так, М.М. Поташником оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов. В таком контексте качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся». Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В.А. Качалов и В.Д. Шадриков. Как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества определяется качество образования М.В. Рыжаковым. Это отражает тот факт, что с позиций потребителей все сильнее выделяется социальный аспект в концепции формирования компетентности и компетенций будущих специалистов.
Проблемной ситуацией данного исследования является: методика опроса потребителей образовательных услуг по отношению к реальному и ожидаемому качеству образования.
Проблемой исследования является: методика
выявления оценки потребителей образовательных
услуг, реального качества образования
и системы обеспечения этого качества.
Определение цели, объекта и предмета
исследования.
Цель исследования: разработать методику опроса потребителей образовательных услуг, касательно оценки качества образования и системы обеспечения этого качества.
Объект и предмет исследования:
Объектом социологического исследования являются потребители образовательных услуг, а именно работодатели и студенты.
Предметом исследования является методика опроса потребителей образовательных услуг по отношению к качеству образования.
Достижение цели требует решения некоторых задач:
Формулировка гипотез исследования:
Логический анализ основных понятий
Основное понятие:
Методика - это, как правило, некий
готовый «рецепт», алгоритм, процедура
для проведения каких-либо нацеленных
действий.
Методика опроса
потребителей ОУ- процедура отслеживания
состояния удовлетворенности потребителей
образовательных услуг, соизмерение полученных
результатов с требованиями и ожиданиями,
выявление тенденций их изменения с целью
принятия управленческих решений.
Образовательная услуга — это в частном случае подготовка
специалиста определенной квалификации
для организации-потребителя.
Потребитель образовательных услуг
- люди, устремленные
поступать в вузы за получением профессиональных
«образовательных услуг», а именно за
тем, что под этим термином они подразумевают:
потребность в получении работы, потребность
в творчестве и самореализации, потребность
в общении. Так же потребителями могут
выступать некие организации, предприятия,
принимающего специалиста на работу.
Качество образования - способность образовательного
продукта или услуги соответствовать предъявляемым
нормам государственного стандарта и социального заказа.
Структура работы.
Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ проблемы изучения качества образования и подходы к изучению этой проблемы. В первом разделе приводится методика опроса потребителей образовательных услуг. Во втором разделе рассматривается маркетинг образовательных услуг.
Вторая глава посвящена исследованиям, которые затрагивали данную тему. В третьей главе описываются программная часть, подробное описание инструментария исследования
1.1. Методика
опроса потребителей
Рост
конкуренции в сфере образования, ужесточение
требований со стороны самих потребителей
к качеству образовательных услуг, вхождение
России в европейское образовательное
пространство привели к тому, что ориентация
на потребителя становится ключевым принципом
в организации образовательного процесса.
Именно в расчете на потребителя организация
должна определять цель своей деятельности
и ставить задачи для ее достижения. Реализация
данного принципа предполагает создание
системы взаимодействия образовательных
институтов со своими потребителями, системы
отслеживания удовлетворенности образовательными
услугами различных групп потребителей.
Для достижения этих целей можно разработать
методику опроса потребителей образовательных
услуг.
Прежде, чем представить методику и
способы опроса экспертов в сфере образовательных
услуг хотелось бы дать понятия некоторым
определениям, которые могут нам помочь.
Начнём с главного и определяющего понятия,
которым является понятие «методика».
Методикой можно считать, как правило, некий готовый алгоритм,
процедура для проведения каких-либо нацеленных
действий. Методика, как правило, содержит
конкретные задачи, приёмы, критерии и
инструкции.
Наиболее важным моментом создания и функционирования
системы менеджмента качества в любой
организации, в том числе в вузе, является
ориентация на потребителей: выявление
их требований и оценка степени соответствия
установленным требованиям. Исследования
удовлетворенности потребителей образовательных
услуг заключается в том, что полученные
результаты позволяют не только диагностировать
образовательный процесс, но и эффективно
управлять им. Одним из способов сбора
первичных данных является опрос. Методикой
опроса потребителей образовательных
услуг является процедура отслеживания
состояния удовлетворенности потребителей
образовательных услуг, соизмерение полученных
результатов с требованиями и ожиданиями,
выявление тенденций их изменения с целью
принятия управленческих решений.
Деятельность системы образования
как социального института обеспечивает
общество интеллектуально-культурным
«продуктом». Поэтому, в условиях рыночной
экономики она выступает как образовательная
услуга и принимает товарную форму, то
есть имеет свою потребительную стоимость
и цену. Следовательно, как любой товар,
образовательная услуга становиться объектом
сбыта и маркетинга.
В данной работе под образовательной
услугой мы будем понимать
подготовку специалиста (в частном случае)
определенной квалификации для организации-потребителя.
Когда есть товар (образовательная
услуга), то всегда присутствует потребитель
этого товара. С позиций маркетинга,
потребителями могут выступать: конкретная
личность, которая удовлетворяет личную
потребность в приобретении профессии,
саморазвитии и самоутверждении, группа
(предприятие — работодатели) с целью
профессиональной подготовки (повышения
квалификации, переподготовки) кадров,
необходимой для обеспечения его работоспособности,
поддержания конкурентоспосооности и
развития, в постоянно изменяющихся, рыночных
условиях, и общество (государство), которое
таким образом обеспечивает расширенное
воспроизводство совокупного личностного
и интеллектуального потенциала общества.
Исходя из этого, можно дать определение
понятию «потребитель образовательных
услуг» – это люди, устремленные поступать в вузы
за получением профессиональных «образовательных
услуг», а именно за тем, что под этим термином
они подразумевают: потребность в получении
работы, потребность в творчестве и самореализации,
потребность в общении. Так же потребителями
могут выступать некие организации, предприятия,
принимающего специалиста на работу
и государство в целом.
Любой потребитель
образовательных услуг, будь то личность,
организация или общество, заинтересован
в высококвалифицированных кадрах.
Вопросы качества образования на любом
его уровне всегда были и остаются в центре
внимания научных исследований и практики
управления образованием. Реформационные
процессы в образовании во главу угла
ставят проблему либо сохранения существующего
уровня качества образования, либо достижения
еще более высокого уровня. Качество образования
является одним из важнейших критериев
эффективности, успешности образовательной
деятельности, как самых разных участников
образовательных отношений, так и в целом
эффективности функционирования самой
системы образования. Так же, качество
образования это способность образовательного продукта
или услуги
соответствовать предъявляемым нормам
государственного
стандарта и социального заказа.
Целью методики является оценка и измерение удовлетворенности потребителей для управления качеством образовательного процесса.
Объектами методики опроса являются внутренние потребители (студенты) и внешние потребители (работодатели).
Методами сбора данных могут выступать:
анализ документов, интервью, анкетный
опрос, экспертный опрос.
1. Метод анализа документов представляет
собой систематическое изучение документов,
направленное на получение информации,
значимой для целей исследования.