Методы и функции социологиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка

Краткое описание

Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

5. По Ориентации на потребителя:

- Массовая культура - форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью Средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей.

- Элитарная культура  - рассчитана на узкий круг потребителей, элиту, претендуя на утонченность и изысканность.

 6. По Отношению к господствующей культуре (культуре общества в целом):

- Субкультура - это культура отдельной социальной группы, отличающаяся оп культуры общества в целом, но не вступающая с ней в конфликт. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. К субкультурам можно отнести национальные культуры, культуры различных профессиональных, территориальных и др. групп.

- Контркультура - Субкультура, которая находится в состоянии  Конфликта, явной конфронтации  по отношению к господствующей культуре (хиппи, панки)

7. По своему  характеру и «целевому назначению»:

- религиозной 

- светской.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры. 

1. Зависимость типа культуры  от природных и искусственных  условий жизни общества и ее  обратное влияние на их изменение. 

2. Преемственность в развитии  культуры. Она может быть временной( вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной ( продолжение той или  иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного  опыта.

3. Неравномерность развития  культуры, которая выражается в  двух аспектах: а) расцвет и упадок  культуры не совпадают с эпохами  расцвета и упадка в других  сферах общественной жизни; б) сами  виды культуры развиваются неравномерно. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

         Большое значение для развития  и функционирования культуры  имеют качественные изменения  в науке и технологии, открывающие  новые возможности для производства  и распространения культурных  ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

- появление письменности, позволившее сохранять многие  произведения культуры и обмениваться  ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился  объем распространения культурной  продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).

       Техническое  оснащение поначалу рождало самые  радужные надежды. Казалось, благодаря  мощным техническим средствам  культура может гораздо раньше, глубже и эффективнее социализировать человека. Но основные ожидания «культурного взлета» оказались, нереализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» рядового человека играет сегодня то, что он прочтет на афише, увидит в кино или по телевидению, почерпнет из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями

 

12. Массовая культура и субкультура.

    Выделяют различные формы культуры.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в:

1. Единичных образцах 

  • Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. 
  • Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку.

Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

2. Массовую культуру.

  • Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

По отношению к господствующей  культуре выделяются:

А) Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Типология субкультур:  
- по возрастному признаку  
- по территориальному  
- по профессиональному  
- по классовому  
-по месту в обществе  
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:  
- нормами, регулирующими отношения между людьми  
- особенностями жизнедеятельности, истории, быта  
- идеологическими различиями  
Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные.Выделяют следующие молодежные субкультуры:  
- рокеры  
- скинхеды  
- панки  
- хиппи 

         Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Б) Контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы (субкультура), которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества.

 

13. Проблема культуры в современной Беларуси.

     Культурные ценности, обладая признаками уникальности, эталонности, невосполнимости, всегда являются свидетельством богатого духовного развития каждого народа и его исторической памятью. Отрыв культурных ценностей от своих национальных корней — это тяжелейший удар по национальному самосознанию народа, а также его культуре. 

За годы советской власти белорусы утратили культурно-национальные достижения нескольких столетий. Поэтому в 1991 году нам пришлось заново начать движение по пути осознания своего национального единства и избавления от российского регионализма, так же, как свыше ста лет назад мы начали избавляться от польского регионализма.

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской культуры. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

  В соответствии с  законом в 1991 г. правительство Беларуси  приняло Государственную программу  развития белорусского языка  и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа  расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

    Существенные  изменения происходят в сфере  образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений.

  В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси.

  Процесс возрождения  особенно ощутимо отразился на  литературе. Появились публицистические  произведения М. Ермоловича "Старажытная  Беларусь", В. Чаропки "Имя в  летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси.

   Увеличилось количество  театральных постановок по национальной  драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия.

  Традиционным стало  проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы  Несвижа", "Минская весна", "Белорусская  сакавица", декада белорусской  песни и поэзии в Молодечно  и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске.

  Культурно-просветительные  учреждения направили свои усилия  на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного  творчества.   Возрождение национальной  культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.

 

14. Типы социальной адаптации в обществе.

      Одной из  сторон социализации является  социальная адаптация. Слово "адаптация" происходит от латинского adapto - приспособляю.

Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. 

Типы социальной адаптации: 
1) "раки-отшельники"- Люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда.

     Однако большинство  людей стремится органично вписаться  в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения.

    Главное состоит  в том, что принимаются ценности  определенного социального окружения. Адаптация  носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности. Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

2) Активное воздействие на социальную среду - Характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

3) Пассивное (Комфортное)  восприятие целей и ценностей  группы, окружения. - Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Информация о работе Методы и функции социологиии