Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Характер связей: непосредственное взаимодействие, опосредованное взаимодействие субъектов социальной профилактики и подростковой беременности и юного  материнства.

Субъекты взаимодействия: индивидуальные, групповые, социальные. Взаимодействие индивидуальное – это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных с циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

К индивидуальному взаимодействию субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства относится взаимодействие специалиста по социальной работе с социальным педагогом, с психологом, с гинекологом, объединенных единой целью – предупреждение подростковой беременности и юного материнства.

Процесс индивидуального взаимодействия происходит в различных цепочках. Таких как: «Специалист по социальной работе - Социальный педагог», «Специалист по социальной работе - Психолог», «Специалист по социальной работе - Гинеколог», «Специалист по социальной работе - Педагоги», «Специалист по социальной работе - Родители», «Специалист по социальной работе - Семья»

Взаимодействие групповое  – процесс непосредственного  или опосредованного воздействия  множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.

К групповому взаимодействию субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного  материнства относится, например, взаимодействие специалиста по социальной работе с комиссией по делам несовершеннолетних. Это возможная ситуация, так как специалист работает и с подростками «группы риска».

Взаимодействие социальное – процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей  друг на друга в ходе реализации интересов.

К социальному взаимодействию субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного  материнства относится взаимодействие специалиста  по социальной работе с институциональными субъектами профилактики (образовательными учреждениями, психолого - медико-педагогическими центрами, общественными организациями, медицинскими учреждениями и т.д.)

Различают два варианта взаимодействия:

  1. Функционально-ролевое взаимодействие, которое возникает в сферах познания, предметно-практической  и духовно-практической деятельностей.
  2. Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в первую очередь, в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте.

 Средствами функционально-ролевого  взаимодействия являются те предметы и документы, которые необходимы для организации той работы, в процессе выполнения которой возникает взаимодействие.

В данной выпускной квалификационной работе преобладающее место занимает функционально-ролевое взаимодействие. Это обусловлено тем, что социальная профилактика подростковой беременности и юного материнства направлена в целом на определенную категорию населения (подростков). При этом между всеми субъектами, включенными в профилактический процесс  распределяются роли, и каждый отвечает за свои функции.

Выделяют два типа взаимодействия: кооперация, или кооперативное  взаимодействие подразумевает под  собой то, что каждый партнер достигает  своей  цели тогда, когда ее достигают все партнеры, т.е. при координации индивидуальных усилий участников; конкуренция, или конкурентное взаимодействие предполагает достижение цели другими участниками, в результате чего возникает конфликт. 

В данной работе взаимодействие субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства осуществляется на основе кооперации, следовательно, достижение цели предполагает заинтересованность в результате и скоординированость действий  всех субъектов, которые участвуют в профилактической работе.

Основным стилем такого взаимодействия является сотрудничество, при котором его участники приходят к некоторому общему решению, удовлетворяющему интересы всех сторон.

В практике деятельности специалиста по социальной работе взаимодействие с другими субъектами, включенными в решение многих проблем (в том числе и исследуемой) довольно частое явление.  Причем, чаще всего это взаимодействие межведомственное.  При понимании целей и характера деятельности у разных специалистов иногда возникает напряжение в выстраивании межкомандных связей и распределении зон ответственности и полномочий в совместной работе. В качестве варианта для разрешения этого противоречия нами разработана модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, которая  может быть представлена как попытка рассмотрения оснований для согласованной, командной работы с подростками.  Модель профессионального взаимодействия будет представлена с позиции деятельности специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания центра социальной помощи семье и детям как одного из субъектов социальной профилактики исследуемой проблемы. Этот факт обусловлен тем, что данные специалисты работают в социуме непосредственно по месту жительства клиента (семьи группы риска с несовершеннолетними детьми), самостоятельно выходя на контакт с семьей, вникают в отношения, условия жизни подростков группы риска, в характер проблем, к решению которых затем при необходимости подключаются другие специалисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д)

В современной науке  под моделью понимается мысленно представляемая система, которая, отражая  или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2001. ].

Моделирование помогает лучше представить систему планируемой работы, спроектировать образ желаемого результата, определить оптимальный вариант достижения поставленных целей.

В данной работе в формате схем и таблицы мы попытаемся представить основные характеристики модели профессионального взаимодействия субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства.

Чтобы понять на каких  основаниях строится работа различных  специалистов, взаимодействующих между собой, мы обратились к основным признакам согласованной, или совместной деятельности: единая цель, общая мотивация к деятельности; объединение и совмещение индивидуальных деятельностей; разделение единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределение между участниками;  согласование индивидуальных деятельностей участников, соблюдение определенной последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой; единый конечный совокупный результат; единое пространство выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Описанные компоненты, выделены нами на основе признаков согласованной, или совместной деятельности, выделенных Мудриком А. В. Данные компоненты были модифицированы в соответствии с исследуемой проблемой.

Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме позволил нам определить круг профессиональных субъектов, включенных в процесс социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства.

Ниже,  схематично представлено внутреннее (внутри учреждения) и внешнее (с внешними субъектами) взаимодействие специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних центра социальной помощи семье и детям с другими субъектами означенного процесса. 

 

Схема внутреннего  взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних ЦСПС и Д

 

 

 



 

Схема внешнего взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних ЦСПС и Д

 

 


 

Деятельность всех перечисленных  субъектов объединяет единая цель – профилактика подростковой беременности и юного материнства и связанных с ними последствий. Общими мотивами  деятельности являются снижение уровня беременностей и абортов у несовершеннолетних, раннего социального сиротства, вследствие отказа от новорожденных несовершеннолетними матерями, сохранение репродуктивного здоровья молодежи.

Единым пространством выполнения индивидуальных деятельностей разными субъектами является процесс социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства.

Разделение единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределение между участниками представлено ниже в таблице.

В основу составления  данной таблицы взяты направления  деятельности, отраженные в Положениях о деятельности соответствующих  служб.

 

Основные направления  деятельности и функции профессиональных субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

 

Субъект профилактики

Основные направления  деятельности

Основные функции

Специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям

Профилактика безнадзорности и дезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних Предупреждение алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних

Участие в работе по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, форм и степени дезадаптации

Разработка индивидуальных и групповых профилактических программ (в том числе и программ социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, как отдельных, так и как части общих профилактических программ) и программ социальной реабилитации дезадаптированных подростков

Определение субъектов социальной профилактики,  согласование  и  координация  действий всех участников процесса социальной профилактики

Осуществление социального патронажа семей с детьми группы социального риска

Специалист по социальной работе отделения первичного приема граждан

Выявление семей и детей, нуждающихся в социальной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи

Информирование населения о  предоставляемых Центром услугах

Первичный прием граждан

Диагностика проблем

Определение субъектов социальной помощи

информационная работа

Социальный педагог

отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи

Помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни

Помощь родителям в воспитании детей и подростков, преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми и подростками

Патронаж семей, имеющих неблагоприятные  социально-педагогические условия;

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками, включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в учреждении и за его пределами

Работа с родителями по преодолению  педагогических ошибок и конфликтных  ситуаций с детьми и подростками

Психолог 

отделения психолого-педагогической помощи

Повышение психологической устойчивости и формирования психологической  культуры в сферах межличностного, семейного и родительского общения, благоприятного микроклимата;

Предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса  семей  с детьми

Диагностика психофизического, интеллектуального  и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей

Психологическое обследование личности и анализ поведения несовершеннолетних

Тестирование для определения  оптимального варианта психолого-педагогической помощи;

Психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям

Консультирование по психолого-педагогическим вопросам  Психологическая коррекция  конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками

оказание экстренной психологической помощи по "телефону доверия"

Школьный социальный педагог, психолог, классный руководитель,

Организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, образовательных учреждений направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию е к жизни в обществе

    Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных  программ учреждения, несет ответственность  за качество их выполнения  в пределах своей компетенции

Изучает психолого-педагогические особенности  личности и ее микросреды, условия жизни

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные  ситуации, отклонения в поведении

Своевременно оказывает социально-педагогическую  помощь и поддержку обучающимся  Выступает посредником между  личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

Ведет пропаганду здорового образа жизни. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами  социальных служб, семейных и молодежных служб в оказании помощи обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Специалисты Центра медико-психологической  и социальной помощи подросткам и  молодежи

Просветительская деятельность, направлена на сохранение репродуктивного здоровья  Консультативная деятельность

Проведение лекционных занятий по сохранению репродуктивного здоровья в образовательных учреждениях по физиологическому взрослению и гигиене, профилактике венерических заболеваний и нежелательной беременности.

Телефонное консультирование      «Горячая» линия по вопросам контрацепции, нежелательной беременности, заражения инфекциями, передающимися половым путем.

Юридические консультации: очные и  по телефону

Очное психологическое консультирование

Социальное консультирование, осуществляемое специалистами по социальной работе:

Проведение акций «Любовь − это ответственность»

День отца

День матери

Проведение Круглых столов по профилактике ВИЧ в образовательных учреждениях

Координаторы, гинекологи, психологи, венерологи Краевого центра планирования семьи и репродукции,

подростковый гинеколог женской  консультации

 

Социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья

Подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью

Организация и проведение профилактических мероприятия по выявлению, предупреждению и снижению гинекологических и онкологических заболеваний, патологии молочных желез, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, в том числе передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку

Консультирование по медико-социальным вопросам контрацепции, избавления от вредных привычек

Проведение лекций и просмотров в видеозале видеофильмов по проблеме сохранения репродуктивного здоровья.

Врачи Краевого наркологического диспансера

Профилактическая антиалкогольная работа Специализированная помощь лицам, злоупотребляющим алкогольными напитками, пьянствующим, страдающим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями

Организация и проведение лекций, семинаров 

Оказание специализированной реабилитационной помощи лицам, зависимым от алкоголя и наркотиков

Организация отделений и кабинетов, фельдшерских на территории предприятий и учреждений.

Инспектор по делам несовершеннолетних КДН,

инспектор по делам несовершеннолетних школы

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, суицидов, алкоголизма и наркомании несовершеннолетних

Выявление причин и условий, этому способствующих

Принятие мер по их устранению

Содействие несовершеннолетним в реализации, защите и восстановлении прав и законных

Осуществление их защиты от всех форм дискриминации, физического или  психического насилия, оскорбления, грубого  обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

Выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетних;

Координация деятельности органов  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечение взаимодействия органов  и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий


 

 

Таким образом, из всего вышеизложенного стало  возможным сделать  следующие  выводы:

    1. Учитывая актуальное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства, необходима целенаправленная хорошо организованная работа по профилактике данной проблемы.
    2. Преобладание   среди факторов риска, способствующих возникновению проблемы социальных факторов, можно говорить о социальной профилактике подростковой беременности и юного материнства.
    3. Комплексность факторов риска и последствий исследуемой проблемы обусловливает полисубъектность ее социальной профилактики.
    4. Необходимым условием результативности профилактической деятельности субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства является взаимодействие и скоординированность всех субъектов, включенных в этот процесс.
    5. Специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних может рассматриваться как субъект социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, деятельность которого предусматривает предупреждение действия факторов социального риска данного явления, а также посредничество и координацию действий других субъектов профилактической работы.
    6. Разработанная нами на основании структуры взаимодействия, модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства может быть внедрена при соблюдении нескольких условий:
    • максимально согласованном определении проблемы, для решения которой выстраивается данная модель взаимодействия;
    • принятии меры ответственности за соответствующую деятельность каждым из участников ее реализации;
    • преодолении межведомственных барьеров при осуществлении деятельности субъектов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения в образе жизни  современной молодежи, «сексуальная революция» - снижение возраста начала сексуальной жизни, происходящее на фоне более терпимого отношения общества к добрачным интимным связям и вытекающим отсюда последствиям, - приобретают особую социальную значимость из-за всевозрастающего из года в год числа беременностей и родов у несовершеннолетних.

Необходима профилактическая работа не только по предупреждению ранней беременности и юного материнства (первичная профилактика), но и направленная на оказание помощи подросткам, уже попавшим в сложную ситуацию, то есть профилактика негативных последствий подростковой беременности и юного материнства (вторичная профилактика). Помимо лечебно-профилактических мер (пропаганда средств контрацепции, своевременное обследование и др.), жизненно важными для работы специалиста по социальной работе становятся вопросы организации гигиенического и, особенно, сексуального воспитания детей и подростков. В разряд первоочередных социальных мер следует включать формирование установки будущей женщины на здоровую  семью и деторождение, повышение уровня гигиенических навыков и знаний об основных закономерностях становления и функционирования репродуктивной у будущих родителей. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений решения многих социальных проблем, в том числе и исследуемой в данной выпускной квалификационной работе.

Информация о работе Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства