Общая характеристика муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:06, доклад

Краткое описание

В Светлинском районе сформирована оптимальная сеть приближённых к месту проживания различных типов и видов образовательных учреждений. В 2008-2009 учебном году в районе функционировало 24 образовательных учреждения, из них 11средних общеобразовательных школ, 1 основная, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 8 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика муниципальной системы образования.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

 

Оздоровительная работа в  летний период является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в  дошкольных учреждениях.

 

14 мая провели районное  спортивно-оздоровительное мероприятие  «Мама, папа, я – спортивная  семья».

 

В спортивно-оздоровительных  играх приняли участие 6 семейных команд с детьми дошкольного возраста: команда Билюковых детский сад «Буратино», команда Грешняковых детский сад «Светлячок», команда Нужновых детский сад «Солнышко», команда Маликовых ЦДОД, команда Быстровых РДДТ. К участию в спортивно-оздоровительных играх допускались воспитанники дошкольных образовательных учреждений, имеющие допуск врача.

 

В упорной и сложной  борьбе победила команда детского сада «Буратино», занявшая 1 место. Все команды, участвовавшие в веселых стартах, награждены грамотами и призами.

 

В содержании образовательной  деятельности всех дошкольных учреждений большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников, проведению профилактических и оздоравливающих мероприятий. Постепенно происходит снижение заболеваемости детей, посещающих ДОУ.

 

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического  и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней  среды.

 

Основой организации питания  детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов  и рационов питания, позволяющих  удовлетворить физиологические  потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. В  дошкольных учреждениях района соблюдается  рецептура и технология приготовления  блюд, оставляется суточная проба  готовой продукции, выполняются  нормы вложения сырья, вкусовое качество приготовленных блюд соответствует  требованиям. Для профилактики ОРВИ проводится С-витаминизация блюд, для  профилактики йододефицита используется йодированная поваренная соль.

 

Основными проблемами при  организации питания – несвоевременная  поставка поставщиками продуктов питания.

 

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми  документами МО РФ, Министерства образования  Оренбургской области и управления образования администрации Светлинского района.

 

Деятельность дошкольных образовательных учреждений организована в соответствии с уставом, планами  и локальными актами учреждения образования, обеспечена годовым и оперативным  планированием. Все самостоятельные  дошкольные образовательные учреждения имеют перспективное планирование (программа развития).

 

Важное значение в работе дошкольных учреждений имеют практические занятия по привитию детям навыков безопасного поведения. С этой целью в ДОУ оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, имеются планы работы.

 

С целью обобщения и  распространения положительного опыта  работы дошкольных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  в апреле 2009 года прошел районный семинар  «Формирование навыков ПДД у  дошкольников».

 

Для повышения эффективности  работы дошкольных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения  на улицах в 2009-2010 учебном году планируется  провести районный смотр-конкурс «Зелёный огонёк» среди дошкольных образовательных  учреждений.

 

Количество дней, пропущенных  одним ребенком по болезни в год

 

 

 

Организационно - методическая деятельность

 

Основными задачами работы в данном направлении были поставлены:

 Совершенствование научно-методического  обеспечения процессов функционирования  и развития ДОУ. Научно-методическое  сопровождение. Формирование, выявление,  изучение, обобщение и распространение  результативного педагогического  опыта. Осуществление непрерывного  повышения квалификации специалистов  МДОУ.

 

Для выполнения поставленных задач деятельность отдела образования  и молодежной политики осуществлялась во взаимодействии с кафедрой начальных  ступеней ЧРИО, школами района.

 

Воспитательно-образовательный  процесс в дошкольных образовательных  учреждениях осуществляли 65 педагогических работника, в том числе 8 заведующих, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 4 музыкальных работника, 3 инструктора  по физической культуре, 3 старших воспитателя, 45 воспитателей.

 

9 педагогов (13,8%) имеют  высшее образование, 51 педагог (78,4%) – среднее специальное, 9 педагогов  обучаются заочно в высших  учебных заведениях. Только 37,5% руководителей  имеют высшее образование. 72,3 % педагогического  кадра ДОУ имеют квалификационную  категорию, из них первую квалификационную  категорию 25 педагогов (38,5%), вторую  – 22 педагога (33,8%).

 

Повышение квалификации педагогических работников

 

 

 

Оказывалась индивидуальная и групповая консультационная помощь руководителям и педагогам ДОУ.

 

Традиционным видом методической работы на муниципальном уровне являются профессиональные объединения работников дошкольных учреждений – районное методическое объединение воспитателей и районное методическое объединение  заведующих ДОУ. Тематика районных семинаров  и объединений на 2008-2009 учебный  год была определена с учетом запросов самих педагогов. Деятельность районной работы была направлена на решение  методических проблем, конкретных затруднений, наиболее часто встречающихся в  практике работы и актуальных в современных  условиях.

 

Всего в работе районных семинаров и объединений приняло  участие 80% педагогов дошкольных образовательных  учреждений. Такой показатель активной занятости в муниципальной методической работе является высоким.

 

Профессиональный конкурс  педагогов ДОУ был проведен среди  педагогических работников ДОУ –  «Выставка - ярмарка методических идей». Конкурс был направлен на повышение  роли дошкольного образования, престижа профессии воспитателя, создание возможности  для самореализации и раскрытия  творческого потенциала педагогических работников дошкольных образовательных  учреждений.

 

Педагоги дошкольных образовательных  учреждений, принявшие участие в  данном конкурсе, достойно представили  себя, показав свое профессиональное мастерство. Однако не все подготовленные документы отвечали требованиям, не все педагоги умеют грамотно представить  опыт своей работы. В связи с  этим, занимаясь процессом методического  обучения в педагогических коллективах, необходимо осуществлять целенаправленную работу по совершенствованию умения педагогов прогнозировать, планировать, опираться на новые психолого-педагогические технологии, особое внимание уделить  развитию аналитической функции  педагогов.

 

Методическая работа в  детских садах направлена на повышение  профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогических коллективов, которые выступают  гарантами повышения качества и  эффективности учебно-воспитательного  процесса в целом. Для реализации этих задач ДОУ используется широкий  спектр форм и методов обучения педагогов: педагогические советы, самообразовательная  работа педагогов, «круглые столы», аттестация, консультирование, открытые просмотры, педагогические выставки.

 

Активные методы обучения позволяют сформировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов  в активную познавательную деятельность: деловые игры, творческие задания, конкурсы, решение педагогических ситуаций, моделирования.

 

Существенную стимулирующую  роль в развитии методической работы в ДОУ играет подготовка к проведению районных мероприятий.

 

В 2007-2008 учебном году совместно  с коллективами ДОУ были подготовлены и проведены семинары:

 

- в МДОУ Детский сад  «Буратино» семинар по теме: «Педагогика  сотрудничества музыкального руководителя  с воспитателями и родителями  ДОУ», на котором был представлен  опыт работы администрации и  педагогов в этом направлении,  проведено открытое занятие с  родителями и воспитанниками  средней группы, во время работы  семинара использовался мультимедийный проектор;

 

- в МДОУ Детский сад  «Солнышко» семинар по теме  «Музейная педагогика в ДОУ», в работе которого приняли  участие педагоги, воспитанники  детского сада. Детским садом  был представлен богатый накопительный  материал по музейной педагогике, музыкальный зал был оформлен  в виде старинной русской избы, где и проходило открытое занятие.  В оформлении музеев «Русская  изба», «Боевой славы» принимали  участие не только педагоги  ДОУ, но и родители, и воспитанники  детского сада.

 

- в МДОУ Детский сад «Светлячок» семинар по теме: «Формирование навыков по ПДД у дошкольников», на этом семинаре коллектив детского сада представил свой опыт работы, на территории детского сада оформлена площадка по ПДД, много методических пособий для работы с детьми по изучению безопасности поведения на дорогах.

 

Были проведены районные методические объединения по следующим  темам: «Социальное партнерство  в ДОУ», «Правовое образование  в ДОУ», «Работа творческой группы в детском саду».

 

Данные мероприятия позволили  участникам поделиться опытом, определить проблемы и перспективы дальнейшей работы.

 

Дошкольные образовательные  учреждения района участвуют в районных и областных конкурсах. ДОУ ежегодно участвуют в смотре-конкурсе по благоустройству  территорий ДОУ.

 

Повышение эффективности  управления дошкольным образованием на муниципальном уровне во многом зависит  от информированности субъектов  образовательной системы. Методистом по дошкольному образованию для  решения данной задачи осуществляется систематическая информационная деятельность по ведущим направлениям развития образования  и деятельности ДОУ. Создается банк педагогической информации, который  содержит в себе разные базы данных. Банк позволяет получить оперативную  информацию об учреждениях образования, педагогах, воспитанниках, необходимых  для принятия управленческих решений.

 

Одним из важных направлений  методиста является работа с руководителями дошкольных образовательных учреждений: проводились инструктивно-методические совещания, оказывалась консультативная  помощь, были даны методические рекомендации, в ходе которых главное внимание было уделено рассмотрению следующих  проблем:

 Контроль и руководство  в современных условиях. Социальное  взаимодействие семьи и дошкольного  образовательного учреждения. Результаты  деятельности ДОУ: формирование  и обобщение передового педагогического  опыта. Управление методической  работой в ОУ.

 

Осуществлялась подготовка рекомендаций, методических и аналитических  материалов.

 

Исходя из анализа результатов  деятельности за 2008 год, определены перспективы  дальнейшего развития системы дошкольного  образования района:

 Повышение качества  дошкольного образования за счет  модернизации технологий дошкольного  образования. Совершенствование  форм и методов работы по  развитию речи детей дошкольного  возраста, а также работы с  детьми с особыми образовательными  потребностями (ограниченными возможностями  здоровья). Усиления внимания к  раннему развитию детей, что  позволит снизить количество  детей, нуждающихся в коррекционном  обучении. Дальнейшее увеличение  количества мест в детских  садах за счет рационального  использования имеющихся площадей. Оказание организационно методической  помощи руководителям дошкольных  образовательных учреждений в  целях совершенствования форм  и методов управления. Совершенствование  кадрового состава системы дошкольного  образования. Укрепление материально-технической  базы дошкольных учреждений. Способствование  развитию социального партнерства.  Привлечение общественного внимания  к проблемам дошкольного образования. 

2.2. Общее образование

 

Численность обучающихся на конец 2008-2009 учебного года составила 1894 ученика. По состоянию на конец 2007-2008 учебного года на одну школу в области приходилось 179,5 учащихся, а в районе – 163,5 ученика (конец 2008-2009 год – областной показатель – 176,9, район – 158 учащихся). На один класс на конец 2008-2009 учебного года приходится по области 15,9 учеников, по району – 12,6 учеников.

 

Сохраняется динамика снижения численности обучающихся в общеобразовательных  учреждениях, что привело к снижению средней наполняемости классов  до 12,1 человека на начало 2009-2010 учебного года, таким образом, средняя наполняемость  школ при нормативно-подушевом финансировании не обеспечивает её требуемым для полноценного существования денежным довольствием. Образовательные учреждения стоят перед угрозой профессионального застоя и финансового банкротства.

 

За последние три года удалось сократить число обучающихся  во вторую смену

Учебный год 

2007-2008 

2008-2009 

2009-2010

 

Количество обучающихся во вторую смену 

269 

296 

212

 

 

качество обучения и успеваемость

Информация о работе Общая характеристика муниципальной системы образования