Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция
- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.
Очевидно, что когнитивно-смысловой компонент этих моделей трудового поведения зависит от критериев, положенных в их основу. Это могут быть:
- затратно-потребительские модели (натуральные), ориентированные на компенсацию в виде определенных средств жизнеобеспечения;
- затратно-экономические модели, связанные непосредственно с первыми, но при этом компенсация оценивается только в деньгах;
- затратно-стратификационные модели, предполагающие в качестве компенсации определенные привилегии и престиж, связанный с тем результирующим статусом, к которому стремится индивид;
- затратно-креативные модели, осуществляемые ради реализации творческих, инновационных целей;
- затратно-гедонистические модели, предполагающие вознаграждение в самом процессе затрат;
- затратно-безвозмездные, т.е. альтруистические, модели.
На различных стадиях жизненного и профессионального циклов индивидов могут доминировать различные приоритеты, влияющие на способ реализации этих моделей поведения, а также на смысл, вкладываемый в достижение конкретного результата. Эти модификации обусловливаются качеством ресурсов, накопленных индивидом, уровнем и характером его социальных и профессиональных притязаний, ожиданиями референтных групп, влиянием конкретной социальной среды и субкультуры.
Обменное поведение. Оно обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.
Существуют разнообразные измер
Методы и способы обмена зависят от множества факторов: экономических ресурсов, находящихся в обороте; механизмов ценообразования; компетентности действующих субъектов, их умения предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и пр. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации.
Наиболее наглядные и эмпирически обозримые элементы экономического обмена демонстрирует коммерция (торговля), которая относится к самому древнему классу экономических действий. Основой коммерческого поведения является формула: «интенсивность движения благ прямо пропорциональна выгоде от их оборота». Именно выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, побуждает многих избирать такой род занятий, при котором их усилия оказываются более продуктивными и соответствующим образом окупаются.
Перечислим объективные функции коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями:
- обеспечение поиска, координации
и коммуникации производителя
и потребителя, а также
- установление необходимых
пропорций производства и
- формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция, т.е. создание и развитие рыночных структур);
- экономия средств и
ресурсов производителей и
- обеспечение сохранения
потребительских свойств
- передача прав собственности
на те или иные блага в
процессе их перемещения по
каналам рынка от одних
- предоставление гарантий
и страхование рисков в
Эти функции коммерческого поведения достигают своего позитивного апогея только в очень развитом, насыщенном рынке благ и услуг, т.е. в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя.
Потребительское поведение. Оно обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека.
Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Доход потребительских ячеек (домашних хозяйств), независимо от того, как он получается, есть основной фактор их обеспечения. Если учесть, что доход – переменная величина, то очевидно, что количественные и качественные характеристики процесса потребления могут изменяться в зависимости от их колебаний.
Если отбросить этнические, регионально-культурные и другие различия, то можно сказать, что доходы и потребление растут в соответствии с ростом производительности труда и ВНП. Существуют множество стран с различным средним уровнем дохода и потребления. Пропорционально различаются в этих странах и реальные стандарты потребления различных социальных групп.
Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:
- образа жизни;
- стадии развития, на которой находятся домохозяйства;
- демографических характеристик,
- доминирующих социальных
стандартов, отражающих их социально-
Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий.
Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать входящие в их структуру модели экономического поведения: монетарные (производное социального института денег), коммерческие, маркетинговые, посреднические, предпринимательские (инновационные) и др.
Особую роль в актуализации экономической активности играют инновационные модели экономического поведения – предпринимательские. Сущность предпринимательского поведения определяется, прежде всего, инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечивают так называемый предпринимательский доход.
Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих:
Причем постоянный риск неудачи,
который является уделом значительного
большинства, компенсируется перманентно
появляющимися примерами
Согласно Йозефу Шумпетеру, источник экономического развития – инновации (как технические, так и организационные), воплощенные в предпринимательской деятельности.