Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
12.ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, КУЛЬТУРНОГО, РЕСУРСНОГО и т.д. ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Любое общество не может существовать вне определенного пространства. Территория, занимаемая обществом, освоенная человеком выступает как социальное пространство. В социальное пространство входит как территория с определенным ландшафтом (леса, горы, степь) так и определенные глубины земной поверхности с полезными ископаемыми — ресурсное пространство. Под полит. пространством понимают пространство, ограниченное рамками государственности, где действуют единые законы, единая система власти, единые полит. ценности. Экономическое пространство — это пространство где действует единая денежная система, банковская система, общий рынок.
Существует термин — культурное пространство, т.е. пространство, на котором функционирует единая система культуры, зачастую единый язык, как основа культуры, и возможно — единая религия (но это не обязательно).
Парсонс писал: «Общество представляет собой социальную систему, обладающую относительной самодостаточностью, с точки зрения критериев равновесия между такими факторами, как территориально ориентированная полит. организация, доступ к экон. ресурсам, восполнение и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого».
Общество как система может существовать только при единстве, неразрывности политического, экономического, культурного и ресурсного пространства. Бывают случаи, когда часть общества территориально отделена от всего общества (например Калининградская область), но при этом сохраняется единство политического, экономического и культурного пространства. Такое положение очень усложняет соц.-экон. положение этой части общества (анклав). Взаимодействие общества и пространства разнообразны и существует много понятий, отражающих какие-то аспекты их взаимодействия. Это понятия — среда обитания и жизненная среда, под которыми понимается вся совокупность климатических, экон. и полит. факторов и условий жизнедеятельности, включая жилье, экологию, нравы и обычаи, менталитет людей, влияющих на жизнь людей, ее качества как каждого человека, так и общностей разного уровня от семьи до всего человечества. Для общества как единого организма важнейшим фактором является единство политического, экономического, культурного и ресурсного пространства. Это единство залог целостности и устойчивого развития общества. Например, при разрывании целостности экон. или полит. пространства неизбежно произойдет распад общества (что видим на примере распада СССР). Единое ресурсное пространство — это потенциал развития общества и только при едином ресурсном пространстве общество может рационально его использовать. Единство экон. пространства подразумевает единую денежную единицу. Роль, функция денег в обществе определяется тем, что являясь всеобщим универсальным эквивалентом ценности, стоимости любого товара, продукта, они способствуют обмену одного товара на другой и продвижению товара от производителя к потребителю. Деньги играют свою роль в обществе, опираясь, используя правовые механизмы единого полит. пространства. Другой институт экон. сферы — банки не только хранилище денег и ценных бумаг, но функции банков многообразны — это и посредничество, и концентрация финансовых средств для кредитования производства, перечисление платежей, без которых невозможны экон. связи между предприятиями и отраслями.
Не последнюю роль в сохранении целостности общества играет и общее культурное пространство, разрыв культурных связей между какими-то частями общества может повлечь антагонизм, приводящий к распаду целостной системы.
13.ВИДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Особой социальной проблемой является социальное перемещение. Социальное перемещение бывает 2 типов:
Первое связанное с пониманием социального пространства по Сорокину, когда пространство представляется совокупностью людей, обществом. И перемещение называется социальной мобильностью. Там люди перемещаются не столько территориально, сколько меняя социальный статус на более высокий или низкий, в представлениях о престиже, общественной значимости, общественного положения.
Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:
Второе связанное с территориальным перемещением — миграция.
Есть разнообразная типология миграционных процессов. Например, эмиграция и иммиграция, различаются разной направленностью миграции. Эмиграция означает выезд из страны проживания, иммиграция — въезд в страну. Также различаются миграционные потоки по причинам вызвавшим миграцию. Такими причинами являются природные катаклизмы, наводнения, извержение вулканов. Бывают экономические миграции, в ее основе стремление людей улучшить свои экон. условия жизни, повысить заработок, улучшить жилищные условия. Т.е. из-за стремления более полно удовлетворить свои материальные потребности, через повышение покупательной способности.
В 20в довольно широкое распространение получили миграции, мотивом которой является профессиональная неудовлетворенность. В 90-х гг. из России уехало множество специалистов, т.к. закрывались научные лаборатории, плохое финансирование научно-исследовательских институтов. Научные работники и интеллигенция выезжали за рубеж в поисках адекватной их таланту, образованию и знаниям работы и условий продолжить научную работу есть политическая миграция — переезд в демократические страны в поисках более полной реализации прав и свобод. Есть религиозная миграция — в 90-х гг. беженцы не только в Россию, но и в странах Азии, Африки. В странах Латинской Америки, на Балканах люди мигрировали от военных конфликтов. Этот тип миграции называется вынужденной миграцией.
В России главные миграционные потоки 20в характеризовались нестабильностью. Их назвали волнами миграции. 1-ая волна была вызвана революцией и гражданской войной (существует противоречивая статистика, но не менее 2млн. человек). К ней примыкает и не столь массовый поток миграции 20-х гг., когда люди уезжали по причинам политических и религиозных преследований. 2-ая волна миграции была связана социология второй мировой войной. Тогда мигрантами стали люди либо сотрудничавшие с немецкими оккупантами, либо военнопленные, большая часть возвратилась из концлагерей, гражданские лица вывезенные в Германию период оккупации за пределы СССР. Вплоть до 80-х гг. миграция была мала, т.к. были ограничения и люди желавшие выехать часто получали титул «невыездных». С середины 80-х начал нарастать миграционный поток и до настоящего времени, за этот период за границу выехало более 2млн. человек. Главные пути: Германия, Израиль, США, Греция. Многие выехали в другие страны Европы, Канаду, Австралию и в др. страны. Мигрировали прежде всего по этническим признакам, особенно в Израиль — евреи, в Германию — российские немцы, в Грецию — греки. В США поток смешанный, в основном русские. Причиной этнических миграций было неудовлетворенность своим положением на государственном и бытовом уровнях, стремление воссоединиться с родственниками, надежду на более полную реализацию способностей и образовательного уровня и др. причины. Особой разновидностью миграций являются миграции город-село, и маятниковая миграция (регулярная с определенной длительностью перемещения, в частности это перемещение из спальных районов города к месту работы и по окончанию работы — назад. К маятниковой миграции можно отнести и «вахтовиков».
Особенностью современной России является проблемный, неудовлетворительный характер миграции. Во-первых эмиграция и иммиграция характеризуются не только тем, что выехало на млн. больше, чем въехало, но прежде всего тем, что выехавшие практически все представители европейской расы с высоким образовательным уровнем и способностями. Значительное число въехавших — это представители афро-азиатских рас, большинство из которых — китайцы, с низким образовательным уровнем, занимающихся мелкой торговлей. Что касается миграции из села в город, то она тоже не удовлетворительна с социальной точки зрения, т.к. большой слой населения в репродуктивном возрасте, что снижает общую рождаемость в стране.
14.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»
Для современного общества время представляет собой необходимое условие, важнейшую форму существования этого общества и особенно всех изменений происходящих в нем. Время хронометрируется, измеряется. И без учета фактора времени, без возможности сверять его, осуществлять ранних процессов общество не могло бы существовать. Но так было не всегда. И до сих пор существуют народы, (есть племя в Судане) не знающие время исчисление. Потребность в учете времени возникло вместе с формированием первых цивилизаций. В Древнем Египте и Вавилоне были изобретены солнечные и водяные часы. Лишь в 14в появляются механические часы, по началу редкие и дорогостоящие, и только в середине 19в в Европе и Америке, а потом и по всему миру распространились дешевые часы, массового изготовления. Время приобрело четко выраженное социальное звучание, стало социальной потребностью. Различные хронометры, т.е. измерители времени построены на учете одинаковых единиц времени: секунд, минут. Их называют астрономическим временем. Социальное время использует массу временных единиц: секунд, минут, час, сутки, неделя, год, век, эпоха, эра, из которых лишь сутки и год связаны и обусловлены естественными природными процессами. Остальные единицы имеют договорной характер, как бы люди договорились и в разных обществах различаются. Например, неделя у разных народов равна и пяти и шести суткам, 7 — в христианско-иудейских системах исчисления, 10 — в Китае, 8 — в Древнем Риме. Термин «век» в одних случаях равен 100 годам, когда речь идет о процессах человеческого общества. Но применяют этот термин в контексте «человеческий век» он равен 70-80 лет.
Впервые понятие «социальное время» рассмотрено В.Г. Афанасьевым выявлена специфика соц. времени в проявлении общих свойств времени — однонаправленность, необратимость, связность.
В.П. Яковлев подробно рассмотрел неодинаковость соц. времени, важность субъективных факторов, выделил 3 уровня соц. времени: время индивида, время поколения, время человеческого общества.
Соц. время — это время существования, функционирования и развития общества как совокупности соц. системы, от человека до общественно-экономической формации, и человеческого общества в целом. Это время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности. Соц. время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов. Соц. время есть время связанное с человеческой деятельностью. Соц. время представляет собой совокупность времени существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процесс деятельности в различные отношения и образующие различные группы (от семьи или малых групп до классов). /В.А. Артемов «Социальное время»
Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.
15.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ:
Социальное время в обществе, а в современном особенно, выполняет ряд очень важных функций:
Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.
16.ЦЕНА ВРЕМЕНИ, БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ
Измерение времени делает возможным применение к нему термина «расход времени», «экономия времени», «бюджет времени» В эти понятия преимущественно вкладывают представление о том, что владея, имея 24 часа в сутках человек расходует их неравнозначно, неодинаково. Эту неодинаковость можно оценить и точно измерить. Измерение бюджета времени в социологии были начаты в 19в, а в 20в и особенно во второй половине приобрели регулярный характер. Богатые традиции изучения бюджета времени накоплены в России. Бюджет времени принято делить на рабочее и внерабочее время. До 70-х гг. внерабочее время называли свободным временем. Более глубокое изучение внерабочего времени привело к выделению собственно свободно времени, как времени которое человек волен использовать по своему усмотрению, и введен термин внерабочее время, куда входит и время сна, время приготовления и потребления пищи, соблюдения гигиенических процедур. Это делает внерабочее и свободное время бесспорно не одинаковым. Исследование бюджета времени разных социальных категорий показало, что во-первых, если протяженность рабочего времени у работающих людей более или менее одинаково, но не совсем одинаково, то внерабочее время резко различается, в частности мужчин и женщин (женщина имеет во внерабочем времени по сути второй рабочий день в домашнем хозяйстве). В структуре свободного времени определенное место занимает развлечения, спокойный отдых, общение. По исследованиям начала 90-х гг. общение с собственными детьми занимает у родителей в среднем 15мин в сутки.