Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель данной работы – анализ основных идей социологии Ф. Тенниса.
Основные задачи работы:
проанализировать основные идеи социологии Ф. Тённиса;
рассмотреть сущность и специфику теории общности и общества;
изучить основные идеи социальных типов воления Ф. Тённиса;
проанализировать типы и виды социологических форм общественной жизни.
Эти корпорации и общины уходят своими корнями в ту изначальную сплоченность, которая в изложенном здесь понимании и есть общность. Несмотря на то, что первоначальная совместная сущность, выражающаяся в совместном проживании и взаимодействии, модифицируется, она все же сохраняется и может обновляться в духовных формах взаимодействия, а в дальнейшем и в совместной жизни вообще, в особенности политической, так что народ, тем более если он сплотился в государственный союз или только стремится к нему и если он чувствует себя связанным общим языком, хочет как народная общность представлять собой единство, которое может возрастать в национальном сознании и национальной гордости, но при этом легко теряет свою первоначальную подлинность [16].
Итак, формы социальной жизни подразделялись Тённисом на три типа: социальные отношения, совокупность и корпорации или объединения. Под социальными отношениями он понимал простую социальную сущность, или форму, которые держатся на первоначальных, естественных обстоятельствах жизни и на глубинных, необходимейших человеческих потребностях. Отношения он разделял в свою очередь ещё на три типа: товарищеский, господства и смешанный. Совокупность – это некое множество, включающее в себя, подобно корпорации, массу взаимосвязанных вещей, но она не способна на действительное воление до тех пор, пока не «организуется» в какое-нибудь объединение. Этим объединением, по Тённису, является корпорация. Она по сути своей факт социальный, то есть она существует лишь благодаря тому, что ее вместе мыслят многие. Главной её чертой является то, что она способна к волению, то есть она может принимать решения, с которыми согласны практически все участники объединения и которые представляют это как решение самой корпорации.
Заключение
Ф. Теннис - один из создателей формальной школы. Попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.
В самых общих чертах теория Тенниса такова. Всякий цельный человеческий коллектив − народ, государство, племя, нация и т.д. − может быть отнесен к одной из двух основополагающих категорий, определяющих его качество. Этими категориями являются Община (Gemeinschaft) и Общество (Gesellschaft). Община, согласно Теннису, это традиционный тип человеческого коллектива, основанного на органическом родстве всех его членов между собой. Он отмечал, что Общество, в отличие от общины, строится не на принципе органического родства и единства, но на принципе коллективного договора, искусственно связующего атомарных индивидуумов и регулирующего их совместное существование. По Теннису, община (Gemeinschaft) существовала всегда, и именно она представляет собой наиболее естественный и нормальный тип человеческого общежития. Общество, со своей стороны, возникло на поздних этапах развития истории в результате разложения органических взаимосвязей общины.
В этих двух системах общества существуют свои отношения, так зарождаясь как социальные отношения, они постепенно переходят в совокупность, а потом и в корпорации или объединения. После чего общество становится гражданским.
Так, общности и обществу соответствуют определённые типы «воления». Первый тип воли − Wesenwille − переводят как инстинктивную, сущностную, естественную, органическую. Эта естественная воля является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей, «психический эквивалент тела». Второй тип воли − рациональная или избирательная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная концептуальна и искусственна.
Социологические формы Тённис подразделял на три типа: социальные отношения, совокупность и корпорации или объединения. Социальные отношения − социальная сущность, которая держится на естественных обстоятельствах жизни и на человеческих потребностях. на три типа отношений: товарищеский, господства и смешанный. Совокупность – это множество, включающее в себя массу взаимосвязанных вещей, но не способная на реальное принятие решений. Корпорация же способна к волению, принимать решения может отдельный человек как мыслящее существо, если же речь идет о многих людях, то это возможно когда между ними долго царит согласие так долго, чтобы они могли признать и считать действительной волю части их совокупности.
Стоит отметить, что многие идеи Тённиса обсуждались его современниками. Макс Вебер принял и развил далее мысли Тённиса о различии политической и научной деятельности и о свободе науки от ценностей. Дюркгейм связывал с тённисовской типологией собственную концепцию «органической» и «механической» солидарности. В переработанном виде эта типология применялась Р.Э. Парком, Р. Редфилдом и другими социологами в 30-40-е годы нашего века. В первые два десятилетия после второй мировой войны влияние тённисовской концепции пошло на убыль по причине господства структурного функционализма, игнорировавшего проблемы социального изменения и развития. Но интерес к ней снова возродился в 60-е годы как в Европе, так и в Америке. И в настоящее время социальная концепция Ф. Тённиса продолжает быть актуальной для науки.
Список использованных источников