Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………
Интервью является не массовым, а индивидуальным методом. обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.
Свободное интервью применяется в тех случаях, когда социолог только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Например, планируя исследование читательских интересов (к прессе), исследователь может провести серию свободных интервью, чтобы выяснить, какая пресса издается либо завозится в город, каковы условия ее приобретения, каковы традиции ее чтения и др.
Такое интервью по своей научно-познавательной функции следует назвать предварительным или подготовительным. Подготовительное интервью используется для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иных вопросах, и т.д.
На свободное интервью очень похож метод беседы. И тот и другой методы являются беседами как таковыми, но между ними нужно видеть различия. Во время проведения опроса методом беседы собеседники находятся в равном положении. Активность исследователя не обязательна, он может не задавать вопросов, а только слушать. Различие между методом свободного интервью и беседы может быть раскрыто следующим образом: интервью в большей мере ориентировано на субъект-объектный подход (субъектом является интервьюер, а объектом - респонденты), беседа же - субъект-субъектное взаимодействие.
Цель беседы - получить представление об интересах респондента, его взглядах или трудностях и проблемах. Совместное обсуждение обозначенных в ходе беседы вопросов позволяет понять, чем они вызваны, как они переживаются, видится ли путь их решения и если видится, то какой именно.
Достоинства и недостатки метода беседы.
Метод беседы позволяет:
1) проводить исследование без заранее сформулированного сценария;
2) общаться с респондентом, используя привычную для его слуха лексику;
3) получать глубоко
4) предоставлять респонденту
возможность стать экспертом
и сотрудничать, что не всегда
возможно при традиционном
5) получать качественную информацию по широкому кругу вопросов.
Однако у него множество недостатков: он
1) громоздкий и трудоемкий;
2) требует длительной подготовки и обучения;
3) применяется лишь на небольшой выборке (200—300 человек);
4) сопряжен со значительными трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации;
5) предполагает глубокое
знание интервьюером
Беседа применяется, прежде всего, на этапе ознакомления с объектом при поисковых исследованиях. Ее использование полезно при апробации других методов и методик, так как позволяет оценить их надежность и валидность. Метод беседы незаменим, когда речь идет об интимных отношениях, деликатных вопросах и т.п. Специалисты советуют: повсюду, где главной чертой выступает уникальность объекта исследования, предпочтение надо отдавать гибким, неформализованным приемам, в том числе методу беседы. Этот метод активно используется представителями качественной социологии.
Глава 4. Примеры интервью
Общие вопросы
Какими тремя характеристиками охарактеризуют вас ваши подчиненные или коллеги?
Нам всем иногда приходится, как говорится, "лгать во спасение". Приведите три примера из вашего собственного профессионального опыта.
Опишите самого хорошего и самого плохого начальника, с которыми вам доводилось работать.
Вопросы для руководителей
Пример 2.
— Как вас зовут? — Катя.
— Вы работаете? — Нет, учусь на первом курсе юридического факультета.
— А почему вы выбрали именно эту специальность? — Она престижная, даст мне возможность сделать карьеру. На другие варианты я не согласна.
— Много ли у тебя увлечений в свободное время? — Увлечений много, они часто меняются.
— Быстро ли ты знакомишься? — Да, у меня много знакомств.
— Часто ли ты мечтаешь? — Конечно.
— Наводишь ли ты порядок в своей комнате? — Один и тот же порядок мне не нужен Я и так быстро найду необходимую мне вещь.
— Приходилось ли тебе руководить людьми? — Мне ничего не стоит проявить инициативу, уговорить друзей пойти куда-нибудь.
(вырезка из статьи «Соционика, ментология и психология личности». – 2002. – № 2. www.socioniko.net )
Заключение
Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное оформление материалов.
Метод интервью незаменим
в тех случаях, когда изучаемая
проблема требует использования
при формулировке вопросов таких
терминов, которые могут представлять
какие-либо языковые, смысловые или
логические трудности для респондентов.
В таких ситуациях без
Основной целью написания
курсового проекта было введение
в особенности исследование и
анализа методологии и
В ходе написания курсовой работы были изучены и раскрыты этапы проведения интервью, показаны какие виды и типы интервью существуют.
Во второй части курсового проекта был изложен не только материал, но и приведены конкретные примеры проведения интервью.
В ходе написания курсового проекта было выявлено, что интервью является не массовым, а индивидуальным или групповым методом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.
Применяя метод интервьюирования, расширяются возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Список литературы
Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса