Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.

Содержание

1.Вступ.
2.Організація робочого місця.
3.Використані матеріали.
4.Технологія зварювання.
5.Контроль якості зварних з’єднань.
6.Нові досягнення в зварювальному виробництві.
7.Економічні аспекти праці та оплата праці..
8.Техніка безпеки .
9.Використана література.
10.Висновок.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

3

1

Создание советской системы  сиротских учреждений в 1917 – 1930-е  гг.

    1. Предпосылки формирования сиротских учреждений в РСФСР: беспризорность и безнадзорность
    2. Становление системы сиротских учреждений в СССР

 

 

 7

 

13

2

Особенности деятельности первых сиротских учреждений в советский период

 
 

2.1 Деятельность советской власти по решению проблем детей – сирот в первое десятилетие.

18

 

2.2 Тенденции в развитии советских сиротских учреждений в 1930-е гг.

 

25

     
 

Заключение

29

 

Список литературы

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема детского сиротства и  социальной защиты детей – сирот  существовала на всем протяжении истории  России. Государственная политика и  общественная помощь детям - сиротам  формировалась в зависимости  от социально-политической ситуации в  государстве и определялась многими факторами: цивилизационными сдвигами, войнами, революциями, голодом и неурожаями, политической конъюнктурой и пр.

Сиротство – социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном  порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. К ним относятся также дети, родители которых лишены родительских прав, фактически не осуществляющие заботы о детях.

Социальное сиротство, то есть сиротство  при живых родителях, вызвано  нездоровым состоянием общества, утратой  нравственных ориентиров, разрушением  ценностных установок.

Даже  в начале нового тысячелетия  для России эта тема остается актуальной, потому что сирот  в нашей стране по некоторым оценкам до 700 тыс. детей, и из них 95 % - это социальные сироты, то есть дети, имеющие живых родителей [16, c.335].

С учетом реформирования организации  и функционирования системы сиротских  учреждений новой России анализ исторического  опыта, осмысление событий и фактов в сфере социальной защиты детей  – сирот в 1920-е – 1930-е гг. ХХ века представляется важным. В тот период  в нашем Отечестве создавался новый мир, формировались принципиально новая общественная модель и система ценностей, страна переживала экономические трудности и социальную нестабильность.  Не смотря на несхожесть ситуации, на явную разницу причин социального сиротства и его массовости, разницу в подходах к организации сиротских учреждений опыт государственной социальной политики  по отношению к детям - сиротам в указанный период может и должен быть использован социальными работниками.

Изучение проблем сиротства  вызвало к жизни появление  целого ряда работ, в которых этапы  становления и развития социальной помощи в России получают новое историческое осмысление. В трудах современных отечественных историков - Л. В. Бади, В. Н. Егошиной, П. И. Нещеретного, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Р.А. Новикова представлены основные направления социальной защиты детства в контексте изучения общероссийских тенденций в сфере социального призрения и социального обеспечения.

В 1993 году состоялась межрегиональная  конференция «Сироты России: проблемы, надежды, будущее», проводившаяся Министерством  образования Российской Федерации. В ней приняли участие педагоги, социологи, юристы, психологи. На конференции  были выработаны основные направления  реформирования системы помощи детям  – сиротам, в том числе и  с учетом имеющегося исторического  опыта.

Анализ отечественной историографии  показывает, что происходит расширение круга изучаемых проблем, как  по истории, так и по содержанию социальной работы, в научный оборот вводится новый разнообразный фактический  материал.

В курсовой работе использована диссертация  Волохатовой В.М. «Сиротские учреждения Советской России: История становления и проблемы функционирования», над которой автор работал в 2001 – 2005 гг. на кафедре истории МГОПУ им. М.В. Шолохова. Автор вводит в оборот большой документальный и историографический материал, который интересен не только историку, но и специалистам по социальной работе, так как результаты исследования позволяют сохранить все ценное, что было накоплено в этой области в СССР.

Также интересной и важной является монография В.В. Белякова «История призрения детей в России». Автор монографии существенно расширяет рамки исторического исследования. В монографии рассматриваются дореволюционный, весь советский периоды, а также социальная политика по отношению к детям – сиротам в 90-е гг. ХХ века, анализируются методы социальной работы и формы детских сиротских учреждений.

Деятельность  советской власти по решению проблем  детства рассмотрена в учебном пособии Е.Ю. Костиной «История социальной работы».

Объектом  исследования в курсовой работе является система сиротских учреждений России в указанный период как совокупность различных форм социальной практики, изучение механизмов организации социальной помощи детям - сиротам.

Цель  данной работы – выявить особенности деятельности  первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.

Курсовая  работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.

Во втором – рассматриваются особенности деятельности  сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.

В курсовой работе выявляются как положительные тенденции социальной политики государства в указанный исторический период, так и ее отрицательные моменты.

Актуальность  указанной темы состоит в том, что она дает возможность сформулировать предложения об использовании опыта деятельности первых сиротских учреждений и в наше время.

  1. Создание советской системы сиротских учреждений в 1917 – 1930-е гг.

 

1.1   Предпосылки формирования  сиротских учреждений в РСФСР: беспризорность и безнадзорность

К началу XX века система детского призрения, пройдя многовековую историю, включала в себя четыре основных института: государство (в лице его ведомств), церковь, общественные благотворительные учреждения и индивидуальные благотворители. В России сложились три основные категории детских учреждений, занимавшихся призрением детей:

-  воспитательные дома, детские приюты и колонии, профессиональные школы и мастерские;

-  дневные приюты, ночлежные дома, заведения для бесплатного пропитания детей;

-  заведения, дающие помощь детям деньгами и вещами вне учреждения.

Таким образом, до революции в России сложилась  достаточно развитая система социального  призрения детей, базировавшаяся в  основном на частной благотворительности, действовавшей под строгим контролем  государства.

Проблема беспризорности и безнадзорности в России существовала еще до революции 1917 г. В 1913 году в России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных детей и подростков. Развитие сети сиротских учреждений значительно отставало от потребности.

Т а б л и ц а 1 - Сиротские учреждения России в 1914 г.

Сиротские учреждения

 

Всего сиротских  учреждений

896

В том числе  в сельской местности

265

Количество  детей

37761

В том числе  детей сельского населения

26834

Полных сирот

15492


Источник: Составлено по Волохатова В.М. Сиротские учреждения Советской России: История становления и проблемы функционирования. – М.: 2005. с.53 [Электронный ресурс] – Режим доступа :http://www.dissercat.com.

Имевшиеся учреждения различались по своему устройству, во многих из них воспитанникам не давалось никакого образования, или же они обучались лишь основам ремесла.

В условиях войны с 1914 по 1917 гг. ситуация резко ухудшилась, чему способствовали не только военные потери, но и нарастающая дезорганизация хозяйства и управления Российской империи, обострение социальных противоречий, в конечном итоге приведшие к революционному кризису. Дело призрения детей - сирот страдало в этих условиях и от того, что им занималось множество государственных и общественных организаций, церковь, частные лица, деятельность которых весьма слабо координировалась. Прозвучавшее на одном из Земских и Городских съездов в 1916 г. мнение: «Все беспризорные дети подлежат обязательному попечению со стороны государства», встретило практически единодушную поддержку общества. Однако практических шагов в этом направлении вплоть до Февральской революции не предпринималось [17, c.295].

После крушения самодержавия Временным  правительством была предпринята попытка  реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся (собственно, сам  термин «социальная помощь» появляется на страницах российской печати именно в это время).

Для этой цели в мае 1917 года было образовано Министерство государственного призрения, на которое возлагались следующие  функции:

- принятие необходимых мер к поддержанию, улучшению и развитию дела призрения в государстве;

- объединение и согласование деятельности учреждений и лиц, осуществляющих дело призрения на местах, а именно: органов земского и городского самоуправления, приходских попечительств, общественных организаций, отдельных учреждений и частных лиц;

- наблюдение за деятельностью упомянутых учреждений и лиц и оказание им необходимого содействия.

К осени 1917 г. в состав Министерства государственного призрения (МГП) были переданы со всем имуществом и капиталами: Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны; Совет Человеколюбивого общества; канцелярия Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов; Попечительство о трудовой помощи; Романовский комитет; Алексеевский комитет; Совет детских приютов, а также ряд других ведомств и учреждений царской России. В структуре центрального аппарата министерства предусматривалось создание особого Управления по делам детского призрения с отделами:

- охраны материнства и младенчества;

- призрения малолетних детей;

- средних учебно-воспитательных заведений.

Реальная деятельность новообразованного министерства свелась преимущественно к разработке различных проектов. В силу ряда объективных и субъективных причин работа МГП, как и других органов государственного управления, была дезорганизована. Продолжали падать дисциплина, исполнительность и порядок во всех государственных структурах.

Угрожающие  размеры беспризорность приняла  после революции 1917 года. Сказались  хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и  последовавшей за ней гражданской  войнами. Ни одна страна в мире не знала  в XX веке таких социальных потрясений, как Россия.

В октябре 1917 г. Советская власть  включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное предложение об устройстве социального обеспечения детей. Это предложение заключалось в передаче всей ответственности за призрение малолетних детей государству.

8 ноября 1917 года созданы 14 наркоматов, в  том числе и Наркомат государственного  призрения (НКГП), на который в числе прочих были возложены обязанности охраны материнства и детства и помощи несовершеннолетним.

19 ноября 1917 года упразднены благотворительные  учреждения и общества помощи  инвалидам. 1 декабря 1917 года –  Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. 12 января 1918 г. – Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества и др.

В апреле 1918 года образуется Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО) – государственный орган, определивший новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.

 Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

Информация о работе Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.