Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:17, курсовая работа
Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.
1.Вступ.
2.Організація робочого місця.
3.Використані матеріали.
4.Технологія зварювання.
5.Контроль якості зварних з’єднань.
6.Нові досягнення в зварювальному виробництві.
7.Економічні аспекти праці та оплата праці..
8.Техніка безпеки .
9.Використана література.
10.Висновок.
Оглавление
Введение |
3 | |
1 |
Создание советской системы сиротских учреждений в 1917 – 1930-е гг.
|
7
13 |
2 |
Особенности деятельности первых сиротских учреждений в советский период |
|
2.1 Деятельность советской власти по решению проблем детей – сирот в первое десятилетие. |
18 | |
2.2 Тенденции в развитии советских сиротских учреждений в 1930-е гг. |
25 | |
Заключение |
29 | |
Список литературы |
33 |
Введение
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей – сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика и общественная помощь детям - сиротам формировалась в зависимости от социально-политической ситуации в государстве и определялась многими факторами: цивилизационными сдвигами, войнами, революциями, голодом и неурожаями, политической конъюнктурой и пр.
Сиротство – социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители
которых умерли, а также детей,
оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения их родительских
прав, признания в установленном
порядке родителей
Социальное сиротство, то есть сиротство при живых родителях, вызвано нездоровым состоянием общества, утратой нравственных ориентиров, разрушением ценностных установок.
Даже в начале нового тысячелетия для России эта тема остается актуальной, потому что сирот в нашей стране по некоторым оценкам до 700 тыс. детей, и из них 95 % - это социальные сироты, то есть дети, имеющие живых родителей [16, c.335].
С учетом реформирования организации и функционирования системы сиротских учреждений новой России анализ исторического опыта, осмысление событий и фактов в сфере социальной защиты детей – сирот в 1920-е – 1930-е гг. ХХ века представляется важным. В тот период в нашем Отечестве создавался новый мир, формировались принципиально новая общественная модель и система ценностей, страна переживала экономические трудности и социальную нестабильность. Не смотря на несхожесть ситуации, на явную разницу причин социального сиротства и его массовости, разницу в подходах к организации сиротских учреждений опыт государственной социальной политики по отношению к детям - сиротам в указанный период может и должен быть использован социальными работниками.
Изучение проблем сиротства вызвало к жизни появление целого ряда работ, в которых этапы становления и развития социальной помощи в России получают новое историческое осмысление. В трудах современных отечественных историков - Л. В. Бади, В. Н. Егошиной, П. И. Нещеретного, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Р.А. Новикова представлены основные направления социальной защиты детства в контексте изучения общероссийских тенденций в сфере социального призрения и социального обеспечения.
В 1993 году состоялась межрегиональная
конференция «Сироты России: проблемы,
надежды, будущее», проводившаяся Министерством
образования Российской Федерации.
В ней приняли участие
Анализ отечественной
В курсовой работе использована диссертация Волохатовой В.М. «Сиротские учреждения Советской России: История становления и проблемы функционирования», над которой автор работал в 2001 – 2005 гг. на кафедре истории МГОПУ им. М.В. Шолохова. Автор вводит в оборот большой документальный и историографический материал, который интересен не только историку, но и специалистам по социальной работе, так как результаты исследования позволяют сохранить все ценное, что было накоплено в этой области в СССР.
Также интересной и важной является монография В.В. Белякова «История призрения детей в России». Автор монографии существенно расширяет рамки исторического исследования. В монографии рассматриваются дореволюционный, весь советский периоды, а также социальная политика по отношению к детям – сиротам в 90-е гг. ХХ века, анализируются методы социальной работы и формы детских сиротских учреждений.
Деятельность советской власти по решению проблем детства рассмотрена в учебном пособии Е.Ю. Костиной «История социальной работы».
Объектом исследования в курсовой работе является система сиротских учреждений России в указанный период как совокупность различных форм социальной практики, изучение механизмов организации социальной помощи детям - сиротам.
Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.
В курсовой работе выявляются как положительные тенденции социальной политики государства в указанный исторический период, так и ее отрицательные моменты.
Актуальность указанной темы состоит в том, что она дает возможность сформулировать предложения об использовании опыта деятельности первых сиротских учреждений и в наше время.
1.1 Предпосылки формирования сиротских учреждений в РСФСР: беспризорность и безнадзорность
К началу XX века система детского призрения, пройдя многовековую историю, включала в себя четыре основных института: государство (в лице его ведомств), церковь, общественные благотворительные учреждения и индивидуальные благотворители. В России сложились три основные категории детских учреждений, занимавшихся призрением детей:
- воспитательные дома, детские приюты и колонии, профессиональные школы и мастерские;
- дневные приюты, ночлежные дома, заведения для бесплатного пропитания детей;
- заведения, дающие помощь детям деньгами и вещами вне учреждения.
Таким образом,
до революции в России сложилась
достаточно развитая система социального
призрения детей, базировавшаяся в
основном на частной благотворительности,
действовавшей под строгим
Проблема беспризорности и безнадзорности в России существовала еще до революции 1917 г. В 1913 году в России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных детей и подростков. Развитие сети сиротских учреждений значительно отставало от потребности.
Т а б л и ц а 1 - Сиротские учреждения России в 1914 г.
Сиротские учреждения |
|
Всего сиротских учреждений |
896 |
В том числе в сельской местности |
265 |
Количество детей |
37761 |
В том числе детей сельского населения |
26834 |
Полных сирот |
15492 |
Источник: Составлено по Волохатова В.М. Сиротские учреждения Советской России: История становления и проблемы функционирования. – М.: 2005. с.53 [Электронный ресурс] – Режим доступа :http://www.dissercat.com.
Имевшиеся учреждения различались по своему устройству, во многих из них воспитанникам не давалось никакого образования, или же они обучались лишь основам ремесла.
В условиях войны с 1914 по 1917 гг. ситуация резко ухудшилась, чему способствовали не только военные потери, но и нарастающая дезорганизация хозяйства и управления Российской империи, обострение социальных противоречий, в конечном итоге приведшие к революционному кризису. Дело призрения детей - сирот страдало в этих условиях и от того, что им занималось множество государственных и общественных организаций, церковь, частные лица, деятельность которых весьма слабо координировалась. Прозвучавшее на одном из Земских и Городских съездов в 1916 г. мнение: «Все беспризорные дети подлежат обязательному попечению со стороны государства», встретило практически единодушную поддержку общества. Однако практических шагов в этом направлении вплоть до Февральской революции не предпринималось [17, c.295].
После крушения самодержавия Временным правительством была предпринята попытка реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся (собственно, сам термин «социальная помощь» появляется на страницах российской печати именно в это время).
Для этой цели в мае 1917 года было образовано Министерство государственного призрения, на которое возлагались следующие функции:
- принятие необходимых мер к поддержанию, улучшению и развитию дела призрения в государстве;
- объединение и согласование деятельности учреждений и лиц, осуществляющих дело призрения на местах, а именно: органов земского и городского самоуправления, приходских попечительств, общественных организаций, отдельных учреждений и частных лиц;
- наблюдение за деятельностью упомянутых учреждений и лиц и оказание им необходимого содействия.
К осени 1917 г. в состав Министерства государственного призрения (МГП) были переданы со всем имуществом и капиталами: Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны; Совет Человеколюбивого общества; канцелярия Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов; Попечительство о трудовой помощи; Романовский комитет; Алексеевский комитет; Совет детских приютов, а также ряд других ведомств и учреждений царской России. В структуре центрального аппарата министерства предусматривалось создание особого Управления по делам детского призрения с отделами:
- охраны материнства и младенчества;
- призрения малолетних детей;
- средних учебно-воспитательных заведений.
Реальная деятельность новообразованного министерства свелась преимущественно к разработке различных проектов. В силу ряда объективных и субъективных причин работа МГП, как и других органов государственного управления, была дезорганизована. Продолжали падать дисциплина, исполнительность и порядок во всех государственных структурах.
Угрожающие размеры беспризорность приняла после революции 1917 года. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. Ни одна страна в мире не знала в XX веке таких социальных потрясений, как Россия.
В октябре 1917 г. Советская власть включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное предложение об устройстве социального обеспечения детей. Это предложение заключалось в передаче всей ответственности за призрение малолетних детей государству.
8 ноября
1917 года созданы 14 наркоматов, в
том числе и Наркомат
19 ноября
1917 года упразднены
В апреле 1918 года образуется Народный
комиссариат социального
Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».
Информация о работе Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.