Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:19, доклад

Краткое описание

В 1990 году Кыргызстан находился в составе Советского Союза и поэтому отдельного представительства во Всемирной встрече в верхах в интересах детей не имел. Представителем от республики в составе советской делегации была работник Детского Фонда Кыргызской Республики госпожа Турчанинова Г.И.
Отдельный Национальный план действий ( НПД ) непосредственно для Кыргызстана составлен не был, так как предусматривалось создание единого централизованного Плана действий для всех республик Советского Союза. Необходимо отметить, что несмотря на все значительные изменения в истории нашей республики, связанные с переходом к рыночной экономике, вопросы детства всегда оставались в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

edr_kyrgyzstan_ru.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

Другой ресурс развития образования – вовлечение в процесс решения проблем образования родителей, местных общин, неправительственного сектора, гражданского общества. Благодаря радикальным реформам и свободе гражданского общества, либерализму законодательной базы этот процесс идет довольно успешно.    Совместно с международными организациями (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН, УВКБ ООН по делам беженцев,  Спасите детей (Великобритания),   Фонд Сороса) при поддержке финансовых международных институтов АБР, Всемирный банк,  неправительственные организации и фонды ведут инновационные образовательные проекты.   Некоторые НПО  весьма масштабно обеспечивают потребность детей в неформальном инновационном образовании. В рамках крупных образовательных программ  Фонда «Мээрим» «Компьютеризация сельских школ», «Детские образовательные центры» компьютеризованы около 100 школ;  во всех областных центрах, в районных центрах и селах отдаленных местностей открыты Детские образовательные центры (ДОЦ), в которых обучение компьютерной грамотности, иностранному языку, работе с электронной почтой, экологической грамотности, истории и культуре проводится для всех детей из неимущих семей бесплатно. Многие ДОЦы имеют доступ к ИНТЕРНЕТ, отметим также, что в республике самое высокое относительное количество пользователей Интернет в регионе. 

Ситуация с дошкольным развитием детей не имеет столь хороших показателей. Традиционно в советской системе дошкольное образование предоставлялось только в государственных типовых заведениях - детских садах. В связи с финансовыми трудностями, а также увеличением безработицы среди матерей за период с 1990 года в 3,7 раза  сократилось число дошкольных учреждений, в 4,5 раза – охват ими воспитанников. Особенно значительное сокращение сети детских дошкольных учреждений произошло в сельских регионах. Несмотря на продолжающийся спад численности охвата детей в традиционных дошкольных учреждениях, в последние годы наметилась позитивная тенденция - появляются разные формы дошкольных образовательных учреждений, в том числе на уровне инициатив местных общин, региональных НПО, вводятся инновационные программы дошкольного развития, началась практика частных дошкольных  учреждений для развития детей. Фонд Сороса проводит программу «Шаг за шагом», местный ЮНИСЕФ поддерживает проект выпуска инновационных учебных разработок для интересной модели «материнских школ».  Несмотря на уменьшение количества дошкольных учреждений, в  течение 1990 – 1999 г.г. содержание программ дошкольного образования активно реформировалось. В данное время на уровне Администрации Президента КР начинается разработка новой программы «Раннее развитие детей с учетом потенциала местных общин» с участием Азиатского Банка Развития, совместно с региональным офисом ЮНЕСКО начат процесс разработки новых индикаторов в сфере раннего развития.

Состав контингента детей со специальными нуждами, не охваченных общественным образованием:  57% дети с недоразвитием интеллекта, 26% дети со сложными дефектами, 13%-глухие дети , 4% - слепые дети. (О работе с данной группой в разделе Д).

 

Для молодежи, которая не получила  в школьном возрасте  базовое образование, существуют специальные программы в системе начального профессионального образования. Кроме дневных школ, в республике функционирует 7 вечерних  общеобразовательных школ с контингентом в 1145 учащихся. Обучение ведется на двух языках – кыргызском и русском. В этих школах имеют  возможность получить базовое образование молодые люди , в свое время не завершившие  образования в дневной школе. Как правило,  они  совмещают учебу с работой.

В целях достижения социальной  справедливости для подростков более сорока  профтехучилищ были преобразованы  в профессиональные лицеи, где наряду с профессией они получают и общее среднее образование. Для повышения качества обучения и внедрения в учебный процесс передовых обучающих технологий создаются комплексы многоуровневой подготовки (школа – ПТУ – ВУЗ). 

Система профессионального образования включает в себя  115 учебных заведений, в которых учащиеся  обучаются более чем по 350 рабочим  специальностям. Обучение производится  как на базе 9 классов (основное образование), так и на базе 11 классов (общее среднее обра зование).Основную часть учащейся молодежи составляют подростки из материально неблагополучных семей, сирот. В системе профтехобразования реализуется проект Азиатского банка развития, в котором есть раздел «Поддержка предпринимательства», согласно которому молодым выпускникам ПТУ из бедных семей будет предоставлены  микрокредиты для начала мелкого бизнеса.

Уделяется  внимание  обучению безработных граждан.  В основном оно направлено на освоение приобретенных  специальностей, имеющих спрос на рынке труда, и на расширение профессиональных знаний и умений в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда. Однако при необходимости предлагаются программы по основам грамотности для категории детей - беженцев.

В 44 высших учебных заведениях  реализуются  программы подготовки специалистов по 43 направлениям. Созданы  международные университеты: Американский университет в Кыргызстане, Международный Университет Кыргызстана, Кыргызско–Турецкий Университет, Кыргызско–Узбекский Университет, Кыргызско–Российский Университет. Идет процесс компьютеризации и технического переоснащения учебных заведений. Практически все вузы республики подключены к системе «Интернет».

В 15 вузах имеется  аспирантура, в 3-х  - докторантура. В более чем половине вузов  имеется магистратура.

 

 

Ж) уделять особое внимание детям, проживающим в особо сложных условиях; в том числе, путем прекращения их эксплуатации как работников, а также путем борьбы с употреблением наркотиков, курением и алкоголизмом среди молодежи;

Целевыми группами детей, проживающими в особо сложных условиях, являются дети: живущие в сельских высокогорных районах со сложным климатическим условием,  проживающие в неблагополучных семьях, уличные и  работающие дети, дети и подростки, вовлеченные в наркоманию и алкоголизм, попавшие в криминальную среду.

На сегодня можно отметить некоторую тенденцию на снижение негативных явлений в описываемой сфере, этому способствовали как специальные меры, так и усиление работы госучреждений в данном направлении, усиление контроля со стороны руководителей школьных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних, создание  приютов для беспризорных детей, функционирование различных проектов неправительственных организаций. Предпринимаемые государством меры, такие как: Программа по преодолению бедности «Аракет», Национальная программа действий по развитию молодежи Кыргызстана «Жаштык» до 2010 года, Национальная программа «ЭМГЕК», проекты «Возрождение» по профилактике химической зависимости, программа «Родители против наркотиков», программа «Старшие братья и сестры», акции «Молодежь против СПИДа» и другие направлены в первую очередь на минимизацию отрицательных влияний «переходного периода» непосредственно на детей. Были также приняты специальные меры по поддержке жителей высокогорных регионов, введены надбавки на все виды выплат.

Явные проявления эксплуатации детского труда не являются нормой, однако существует скрытые формы эксплуатации детского труда в домашних условиях. Часто это имеет место в бедных и многодетных  семьях с низким доходом. В рамках программы «Жеткинчек» путем предоставления необходимой материальной помощи, а также через деятельность различных проектов НПО и международных организаций проводится работа по искоренению этого явления. К примеру, НПО «Центр защиты детей» имеет устойчиво работающий проект по поддержке уличных и работающих в крупнейшем рынке столицы детей.

 

 Молодежные  биржи труда содействуют трудоустройству  молодежи в соответствии с  Трудовым  кодексом.

Новой угрозой для Кыргызстана является наркомания. Пока этот процесс не принял значительных масштабов, в то же время прокладываемый наркотрафик из Афганистана, являющийся одной из причин Баткенского военного конфликта,  потенциально ухудшает ситуацию по распространению наркомании.  Идет процесс омоложения среди наркоманов. В 1970 и 1980 г.г. наркомания чаще встречалась в группе от 16 до 18 лет, то сегодня имеются факты наркомании среди детей в группе от 10 до 12 лет. В предыдущем году было зарегистрировано 147 подростков наркоманов и 173 подростка больных алкоголизмом. Действительное количество таких детей значительно выше, особенно на юге республики, однако, реальных статистических данных не имеется.

В отношении несовершеннолетних важнейшим направлением является профилактико - просветительная  деятельность. В средствах массовой информации, в независимой детской газете «Айданек» проводятся кампании по предотвращению наркомании и алкоголизма, молодежные и студенческие организации в сотрудничестве с международными организа-циями устраивают массовые акции против алкоголизма и наркомании. В республике находится всемирно известный центр доктора Назаралиева, который поддерживает крупнейшие детские и молодежные акции против наркомании. Однако не существует надлежащей  системы учета и мониторинга,  нет современной системы детских лечебно-восстановительных учреждений  для лечения несовершеннолетних алкоголиков и  наркоманов.

За 1999 год несовершеннолетними совершено преступлений всего – 1386, за 2000 год – 1233 преступлений, что на 11 % ниже чем в предыдущем году.

Позитивно влияющим на  ликвидацию детской преступности фактором является охват детей всеобщим базовым образованием, так как необучающиеся дети являются потенциальными правонарушителями. На самом деле,  62,9 % от общего числа задержанных за преступления в течении 10 месяцев прошедшего года нигде не учились. В связи с этим, одной из важных задач является  реабилитация и обучение таких детей.

В столице и в других городах проводятся специальные акции «Забота», «Подросток», «Беспризорник», «Допинг», «Мотылек», всего было проведено  92 рейдов за 2000 год по мониторингу и профилактике правонарушений среди детей .

На повестке дня разработка специальных программ по предоставлению правовой помощи и реабилитации юных правонарушителей ( уголовная ответственность наступает в 14 лет в случае особо тяжких преступлений, для остальных с 16 лет).

 

З) обеспечить детям специальную защиту в случае вооруженного конфликта и создать основу для мира без войн путем пропаганды ценностей мира, терпимости, понимания и диалога;

После развала СССР оставались серьезные межэтнические проблемы на юге .республики, где имелся очаг вооруженного гражданского конфликта между узбекским и кыргызским населением. Однако в первые же годы суверенитета проблема была снята, в дальнейшем в республике достаточно успешно проводилась политика мира и межэтнического, межкультурного согласия, приоритета толерантности для всех проживающих в республике народов, диалога культур. В стране существуют школы с преподаванием почти на всех языках проживающих в республике народов- с преподаванием на русском, узбекском, таджикском, есть уйгурский факультет и т.д. (см. раздел об образовании). Представительством Верховного комиссара ООН по делам беженцев выпущены книги для детей по воспитанию толерантности, учебники для школы составляются с учетом  необходимости обучению детей умению жить в мире.

 Однако в последние два года на юге республики на границе с Таджикстаном появился новый очаг военного конфликта, который имеет базируется на интересах международного наркобизнеса, религиозном экстремизме, международном терроризме. . Вторжение боевиков на юге республики, где экономическая ситуация была и раньше напряженная, вызвала поток внутренней миграции и беженцев. Для улучшения ситуации принят комплекс мер, начиная с образования специальной административной единицы –Баткенской области. В данное время государство уделяет первоочередное внимание проблемам Баткена, в том числе социальным проблемам. Специально организованные государственные и негосударственные фонды организовали значительный поток помощи населению.

48% школьников  Баткенской области внесены в  список льготной категории школьников - их семьи считаются бедными. В 1999 и 2000 гг. в рамках Президентской программы “Доступ к образованию (Жеткинчек)” 2000 детей из социально-незащищенных семей Баткенской области получили адресную поддержку в виде обуви, теплых курток, школьно- письменных принадлежностей, дети неимущих мигрантов из Баткена, находящиеся в Чуйской области, также включены в программу. Для дальнейшего развития области организован Баткенский государственный университет, который будет финансироваться из центрального республиканского бюджета. Однако из-за ограниченности финансовых ресурсов страны остается серьезной проблемой практическая реализация прав детей из семей вынужденных переселенцев (семей, кто не захотел жить в зонах риска), детей из отдаленных горных сел области на медицинское обслуживание и образование.

Вторжение носит сезонный характер (в теплое время года), и носит в основном локальный характер, однако регион находится в напряжении, военная обстановка влияет отрицательно на сознание и развитие детей.

Фонд “Мээрим” открыл свой филиал в Баткене, а также организовал 4 Детских компьютеризованных образовательных центров, организовал медицинские десанты с передачей медикаментов.

В одном из своих проектов ЮНИСЕФ рассматривает создание детского и молодежного радио в Баткене..

 

И) препятствовать ухудшению природной среды обитания, выполняя решения Всемирной встречи, прививая уважение к окружающей среде и стремясь к изменению моделей потребления, наносящих ей ущерб;

 

 В Кыргызстане экологическую  стабильность обеспечивают естественные  экосистемы. Поэтому проводимые  в республике экологические акции  сосредоточены в основном  в  сфере сохранения имеющихся природных богатств и их приумножении.

В  1991 году был принят Закон “ Об охране природы, ” разработано и действует  Положение по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Информация о работе Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей