Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная политика - копия.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая  часть пенсии индексируются  ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

С 1 марта 2009 года базовая часть  трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло еще  одно увеличение на 31,4%. В результате, средний размер базовой части  трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года была проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой  размер трудовой пенсии по старости3, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составлял 5641 рубля.

С 1 апреля 2013 года страховая часть  пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будет дополнительно увеличена на 3,3 процента.4

Указанные виды пенсий ежегодно индексируются  с учетом инфляции. Кроме того, в  случае если годовой индекс роста  среднемесячной зарплаты в России превысит суммарный коэффициент индексации пенсий за этот же год, то с 1 апреля следующего года размеры пенсий дополнительно увеличиваются на разницу между этими показателями.

Коэффициент дополнительной индексации в 2013 году определен в размере 1,033 (или 3,3 процента).

С 1 апреля 2013 года социальные пенсии будут проиндексированы на 1,81 процента

Социальные пенсии ежегодно индексируются  с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший  год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

С 1 апреля 2013 года коэффициент индексации установлен в размере 1,0181 (или 1,81 процента). В прошлом году коэффициент индексации был установлен в размере 1,141 (14,1 процента).5

С 2010 года, из-за слияния базовой  и страховой частей пенсии по старости, социальная пенсия, которая раньше фактически равнялась базовой части, будет индексироваться отдельно от трудовой пенсии. В целом за 2010 год пенсии в России вырастут на 46,1%, в том числе благодаря валоризации - перерасчета, так называемых «советских» пенсий. По данным Росстата, размер средней назначенной пенсии россиян в январе 2010 года составил 7,1 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,6 раза.

Согласно действующему законодательству, женщины в России выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. Женщины  и мужчины, проживающие на Крайнем Севере и в регионах, приравненных к нему, становятся пенсионерами в 50 и 55 лет соответственно. За последние года соотношение числа пенсионеров и работающего населения значительно изменилось.

Можно отметить, что если в 1926г. на одного пенсионера приходилось 6 работающих граждан, в 1959г. - 4,97, в 1979г. - 3,69, работающих граждан, то в 2009г. эта цифра составила 2,88. а к 2020 опустится до значения 2,19 работающих граждан на одного пенсионера. Данная ситуация является одной из веских причин, все чаще звучащих предложений о законодательном повышении пенсионного возраста россиян.

1.3 Реформирование  пенсионного обеспечения

До проведения пенсионной реформы и принятия новой  нормативной законодательной базы, касающейся пенсионного обеспечения, пенсии в СССР, а затем в РФ выплачивалась в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов»

Регулирование пенсионных выплат по пенсионному закону от 1964 года  осуществлялось Министерством финансов. Такая система управления пенсионными средствами одним государственным органом, то есть Министерством финансов, не отвечала как имеющейся и изменяющейся экономической ситуации в стране, так и утвержденным международным нормам социального обеспечения и пенсионного страхования. Единственно правильным решением данного вопроса явилось создание в 1990 году Союзного Пенсионного Фонда, что и явилось первым шагом пенсионной реформы. Пенсионный Фонд наделялся полномочиями по управлению пенсионными средствами, и именно из него должно было осуществляться общее финансирование органов социального обеспечения и выделение средств на выплату пенсии. Полномочия Пенсионного Фонда были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 года N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

Следующим шагом  республиканского правительства в  указанном направлении было принятие Верховным Советом РСФСР постановления  от 30 января 1991 года N 556-1, которым утверждалось Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.

Кроме того, 20 ноября 1990 г. Верховным Советом РСФСР  был принят Закон РСФСР N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, все указанные документы явились  основой для возникновения системы  обязательного пенсионного страхования  и ключевым моментом развития пенсионной системы.

Законом РСФСР N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» сумма назначаемой пенсии была поставлена в прямую зависимость от трудового стажа и заработной платы граждан, что с развитием рыночной экономики и изменением экономической системы в России не отвечало интересам пенсионеров и не являлось гарантией достаточного жизненного уровня граждан страны, достигших пенсионного возраста. При этом работники, не достигшие пенсионного возраста, выражали недовольство значительными отчислениями в Пенсионный Фонд с заработной платы, так как понимали, что размер пенсии, который будет им начислен позднее, не зависит от размера отчислений.

Назначение  пенсий производилось с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. Закон ввел понятие минимального размера пенсии и максимального  размера пенсии. На основании Федерального законодательства определялся минимальный размер пенсии МРП, а Постановлениями Правительства устанавливался процент индексации МРП.    

Максимальный  размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Другими словами, какой бы ни была продолжительность  трудового стажа, величина среднего заработка и размеры отчислений в Пенсионный фонд — утроенная  величина МРП была предельной для размера назначенной пенсии.

В 1996 году был  принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», который устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Следующим  шагом  реформы Пенсионного обеспечения  стал принятый 21 июля 1997 года Федеральный закон N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который вступил в действие с 01 февраля 1998 года. Данным законом было установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона РФ N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера(ИКП). Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

По сравнению  с расчетом пенсии по Закону РСФСР N 340-1, данный порядок являлся прогрессивным, но, несмотря на явный прогресс, желаемого результата достигнуто не было.

Необходимость полного реформирования пенсионной системы в России была острой и  очевидной. Ее проведение повлекло за собой принятие ряда новых Федеральных законов, которые и образовали новую пенсионную систему.  Был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который стоит в ряду вновь принятых законов, но при этом имеет особое значение и играет важную роль. Только с принятием данного Закона система обязательного пенсионного страхования приобрела строго обозначенную структуру, стала действовать на основе принципа прямой зависимости размера пенсии от суммы внесенных за каждого работника страховых взносов, что, несомненно, является положительным эффектом пенсионной системы в стране. Так же были приняты Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Одной из целей  пенсионной реформы является изменение  взаимоотношений между работником с одной стороны и работодателем с другой. При этом работник понимает, что сам может повлиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста, обеспечив себе достойную старость. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

После проведения пенсионной реформы для всех категорий  работающих пенсионеров предусмотрена  выплата пенсий в полном объеме. Для работников предпенсионного  возраста предусмотрено комбинирование выгодных условий назначения пенсии, взятых и из старой и из новой системы.

Размер Трудовой пенсии по старости определялся по формуле:

П=БЧ+СЧ+НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;

БЧ - базовая  часть трудовой пенсии по старости

СЧ - страховая  часть трудовой пенсии по старости

НЧ - накопительная  часть трудовой пенсии по старости

Размер базовой  и страховой части пенсии индексировались  ежегодно с учетом темпов инфляции, роста потребительских цен и  заработной платы.

Одним из основных принципов действующей пенсионной системы является ее доступность и прозрачность. Это означает, что каждому гражданину ежегодно представляется отчет о состоянии его пенсионного счета - размер перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Официальные уведомления о состоянии индивидуального пенсионного счета граждане получают с 2002 года.

Новеллой пенсионной системы является положение о  том, что для приобретения права  на трудовую пенсию по старости работник может иметь всего пять лет  страхового стажа (не зависимо от того, подряд или в различные периоды жизни), в течение которых с его заработка в Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Пять лет  – это тот минимальный стаж, который по действующему законодательству дает право на трудовую пенсию. Причем не обязательно все эти пять лет трудиться – женщины могут включить в этот минимальный пенсионный стаж два отпуска по рождению ребенка и уходу за ним по полтора года каждый (всего три года из пяти), мужчины – период службы в Вооруженных силах по призыву.

Если раньше каждый отработанный год означал только тот или иной процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с января 2002 года он означает тот или иной объем поступлений  (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии). Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов и других поступлений, тем больше в итоге величина пенсионного капитала, а значит и величина заработанной пенсии.6

В действующей  пенсионной модели отработанные годы учитываются по иному принципу, чем  в старой. На личном счете гражданина отражается только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами год. Неоплаченные годы не учитываются. Поэтому в действующем законодательстве говорится не о годах стажа, а о страховых годах.

Трудовая книжка и другие документы, которые ведутся и выдаются работодателем, утрачивают свое  первостепенное значение, но главными данными для начисления пенсии становятся сведения о состоянии личного пенсионного счета в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда

В старой пенсионной модели наследование пенсионных прав не предусматривалось. Если человек умирал, не дожив до пенсии или едва начав получать ее, весьма условные обязательства государства перед ним прекращали действовать и не могли быть унаследованы его родными и близкими.

Действующая пенсионная модель предусматривает наследование в той или иной форме некоторых частей пенсии умершего застрахованного или пенсионера.

Обязательства по базовой части пенсии не наследуются.

Обязательство по страховой части пенсии, в случае, если застрахованный не доживает до ее получения, наследуется косвенным образом: они на основе внутреннего механизма страхования используются для финансирования пенсии по потере кормильца.

Обязательства по накопительной части пенсии  наследуются родственниками в полной мере.

Новый этап реформы  пенсионного обеспечения в РФ начат  01 января 2010 года

В связи с  принятием Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в  ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование), вносятся изменения в законодательные акты РФ.7

Федеральный закон N 213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан. В частности, предусмотрен новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Изменилась  формула расчета трудовой пенсии по старости: П=СЧ+НЧ.

Вместо базовой  части трудовой пенсии  вводится фиксированный базовый размер страховой  части трудовой пенсии. Поэтому изменилась формула расчета СЧ трудовой пенсии. Она рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где

ПК -    величины расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года

Т -  количество месяцев ожидаемого периода выплаты  трудовой пенсии по старости

Б - фиксированный  базовый  размер  страховой части  трудовой пенсии  по старости. 

Иными словами,  Базовую часть ввели в состав Страховой части.

С наступлением следующего этапа реформы пенсионного  обеспечения в РФ вводится новое  понятие – ВАЛОРИЗАЦИЯ.

Суть валоризации  в том, что произошла денежная переоценка пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы