Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная политика - копия.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

При анализе и публичном обсуждении не оценивается влияние на пенсионную систему факторов, отражающих распределительные  отношения в обществе, социально-трудовые отношения, положение с заработной платой и занятостью населения, налоговую политику. Не используются давно применяемые в экономически развитых странах инструменты измерения обоснованности финансовых затрат на пенсионные цели (например, совокупные затраты на рабочую силу и место в них страховых пенсионных ресурсов).

Шестая проблема — недостаточный  уровень государственного управления государственными обязательствами  в пенсионной сфере. В отличие  от экономически развитых стран в  нашей стране объемы имеющихся государственных  пенсионных обязательств перед гражданами статистически не зафиксированы, законодательно не закреплены и публично населению не представляются. Они не отражаются ни в прогнозах Министерства экономического развития РФ, ни в программах экономического и социального развития страны, ни в разработках проектов федерального и региональных бюджетов на среднесрочный период.

Более того, ни полномочные государственные  органы исполнительной власти, ни ПФР  не располагают информацией о  совокупных обязательствах государства  перед застрахованными лицами. Существующее положение со страховой пенсионной статистикой во многом объясняет то, почему в стране все еще не создана эффективная система государственного управления государственными обязательствами в системе пенсионного страхования. Государственные органы управления, включая Минфин России и ПФР, не располагают статистическими данными по ежегодным объемам финансовых пенсионных обязательств на текущий и прогнозные периоды.

Такое положение дел резко ограничивает возможности российского правительства  по долгосрочному системному принятию решений, зауживает его возможности в управлении данной сферой, ограничивает арсенал его управленческих воздействий такими трудно выполнимыми мерами, как повышение тарифов страховых взносов, бюджетными дотациями пенсионной системы и других видов социальной защиты населения, многочисленными и малоэффективными госбюджетными дотациями семейных бюджетов пенсионеров (дотации на оплату коммунальных услуг и жилья).

Концептуальные предложения по совершенствованию пенсионного  страхования

Крайне высокая дифференциация доходов населения и различные  условия занятости на протяжении трудовой жизни вызывают необходимость  перехода от универсальных систем пенсионного  страхования и обеспечения к  системам, учитывающим уровень доходов  населения и условия найма.

Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно исключительно на основе пенсионного  страхования, вовлечения в этот процесс  самих работников и установления жестких законодательных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий. Например, важно законодательно установить предел перераспределения страховых средств в объеме не более 25% от общего объема вносимых ресурсов. Это позволит решить задачу неоправданного перераспределения страховых средств, достигающих в настоящее время до 40-45% от общих расходов пенсионной системы, что не позволяет ей эффективно функционировать и развиваться. Действующая пенсионная формула «сплющивает» размер пенсии и снижает возможности страховых механизмов.

Важнейшей задачей при этом является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования — работодателей, государства и работников — по финансированию пенсий, для чего следует предусмотреть ряд законодательных мер.

Например, решить вопросы целевого финансирования профессиональных и северных пенсий, а также пенсионного страхования и обеспечения работающих на малых предприятиях и самозанятых работников.

Назрел вопрос законодательного введения пенсионного страхования по уходу  за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому.

В этой связи возникает безотлагательная потребность в переходе от существующей упрощенной универсальной пенсионной системы к системе специализированных пенсионных институтов, позволяющих страховать различные группы трудящихся и граждан от специфических видов профессиональных, северных и других социальных рисков.

Для этого по сравнению с действующей  системой предлагается ввести следующие  новые виды социального страхования:

страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда  и «северных» досрочных пенсий);

страхование по уходу за одинокими  пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому.

 

Заключение

Важнейшей проблемой, не позволяющей  развиваться пенсионному страхованию  в России, выступает низкий уровень  заработной платы большей части  наемных работников, что препятствует их включению в число плательщиков страховых взносов. Но уже в среднесрочной перспективе, при создании соответствующего мотивационного механизма круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5% от их заработной платы), будет расширяться.

Для нахождения оптимального баланса  интересов участников уровень страховых  взносов должен быть не обременительным  для работающих, с одной стороны, с другой — достаточным для  получения пенсий, обеспечивающих достойную  жизнь.

В целом можно сделать вывод, что цели, сформулированные в Законе РФ «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» - создать в  стране единую пенсионную систему, обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного  обеспечения и его повышение, не были выполнены. Фактически, вопреки Закону, реализовывались иные, противоположные цели минимизировать пенсионные расходы, создать и закрепить пенсионные привилегии для тех, кто во власти и обслуживает ее интересы, т.е. аппарата управления.

Основными источниками пенсионного права в Российской Федерации являются: ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др.

 

Список используемой литературы.

1. Федеральный закон РФ №  167-ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании».

2. Федеральный закон РФ №173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ»

3. Федеральный закон РФ №166-ФЗ  «О государственном пенсионном  обеспечении в РФ».

4. Федеральный закон РФ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

6. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

7. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.

9. «Российская газета» Ст. «Какую пенсию выбирает молодое поколение» От 17 апреля 2001 года.

10. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла.». От 2001 года №33.

11.  «Комсомольская правда» Cт. «Как будем копить на старость?» От 15 января 2002 года.

14. Приложение политико – экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала».  от 4 сентября 2002 года.

12. «Российская газета». Ст. «Как  самому рассчитать свою пенсию?»   от 6 ноября 2002 года.

13. «Российская газета». Ст. «Михаил  Зурабов: Копи пенсию смолоду»  от 1 апреля 2003 года.

1 http://www.rian.ru/economy/20081001/151782385.html

2 Постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 38 «Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации»

3 http://www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/

4 Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 N 264

«Об утверждении коэффициента дополнительного  увеличения с 1 апреля 2013 г. размера  страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца»

5 Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 281 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий»

6 Тайденова И.А. НКА № 2 «Нижегородский адвокат» (При содействии УПФ РФ по Сормовскому  району г.Н.Новгорода)

7 Тайденова И.А. НКА № 2 «Нижегородский адвокат» (При содействии УПФ РФ по Сормовскому  району г.Н.Новгорода)

8 Тайденова И.А. НКА № 2 «Нижегородский адвокат» (При содействии УПФ РФ по Сормовскому  району г.Н.Новгорода)

9 Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

10 Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

 


Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы