Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Увеличивается численность детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Последние годы характеризуются значительным ухудшением положения в них детей. Недостаточность и задержки финансирования остаются главным дестабилизирующим фактором и причиной кризисных ситуаций в системе интернатных учреждений [59.С.56].
Остро стоит проблема соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [93]. Эта категория детей наиболее сильно зависима от государства и нуждается в особой поддержке. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [89], в котором впервые даны четкие определения таких понятий, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и другие; определены дополнительные гарантии права на образование, труд, жилье и др. Однако, как отмечается в докладе «О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ», в силу ряда обстоятельств (к числу которых относятся экономические, политические и социальные) социальные гарантии выполняются не в полной мере, что и ведет к ущемлению прав данной категории детей [59. С. 59].
Выпускники интернатных учреждений и детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни, «…не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги, не знают своих прав, не умеют жить вне привычного для них коллектива. Обманным путем их заставляют продать жилье, или с ними не уживаются соседи…» [46. С.101].
Остается проблемой кадровое обеспечение интернатных учреждений. На этот факт обращают внимание многие специалисты, изучающие проблему сиротства. Так, И.Ф. Дементьева в работе «Социальное сиротство: генезис и профилактика» отмечает: «В стране практически не существует методик подготовки педагогов для работы с контингентом сирот, как не существует и учебных программ, ориентированных на специальные формы обучения этих детей» [34. С. 11]. Л.М. Шипицина и другие, говоря о проблемах кадрового обеспечения интернатных учреждений, пишет: «…остро стоит вопрос кадрового обеспечения системы образования проблемных детей, так как значительная часть детских домов, интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, колоний, приютов не обеспечена необходимым количеством квалифицированных педагогов, практических психологов, социальных педагогов и воспитателей, владеющих современными знаниями и технологиями коррекционной и реабилитационной работы» [45. С.100].
В многочисленных исследованиях указаны причины, порождающие сиротство и характерные для мирового сообщества в целом. К ним относятся:
Говоря о российском обществе, мы хотели бы выделить еще одну причину, связанную с несостоятельностью выбранной стратегии социальной политики государства в решении проблемы сиротства. Эта несостоятельность выражается в следующем.
Во-первых, в расхождении социальной политики государства с национальными и культурными традициями самого народа. Древнерусская традиция заботиться о сиротах "всем миром" выражалась в форме устройства детей в сельские семьи за счет средств общины. Мировая практика и некоторые свидетельства из истории нашей страны доказывают, что привлечение общества к решению этой проблемы является единственно правильным решением.
Во-вторых, все действия государства направлены на борьбу со следствием, но не на устранение причин. Предупреждение сиротства путем поддержки семей, нуждающихся в помощи в период кризисного состояния общества, должно являться приоритетной задачей государства в этом направлении.
В-третьих, провозглашая приоритет общественного воспитания, избранная государством система устройства детей в специально созданные для этого учреждения (романская система) не оправдала себя и, как показывает практика, повлекла за собой не сокращение, а увеличение количества социальных сирот, а значит, и необходимость расширения сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом,
наряду с общими факторами, способствующими
распространению социального
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государство предпринимает определенные меры изменить ситуацию в лучшую сторону, но «…затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков…» [137.С.3]. Так, предприняты меры в решении проблемы сиротства, которые отразились в принятых за 10 лет законодательных документах. Среди них следует отметить Семейный кодекс РФ, в котором правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка. Законодательно введен новый тип устройства - приемная семья. Создается государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для реализации принятых законодательных актов.
Таким образом, краткий обзор сиротства как социального явления позволил, прежде всего, сформировать представление об этой проблеме, подчеркнуть ее значимость и востребованность общества в подготовке специалистов. Феноменальность сиротства заключается, на наш взгляд, в масштабности такого противоестественного поведения родителей, когда они по различным причинам уклоняются от воспитания собственных детей.
Однако рассмотрение сущности сиротства было бы неполным, если не показать психолого-педагогическую сторону этого явления.
Подходя к рассмотрению сиротства как психолого-педагогического феномена, необходимо заметить, что дети-сироты – это категория детей, имеющая типологические личностные качества, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами.
Исследования, проведенные во многих странах мира (А. Гезелл, Й. Лангмейер, З. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. Фрейд и др.) свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Также установлено, что в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях.
Анализ литературы и изучение результатов психолого-педагогических исследований по вопросу об особенностях развития личности детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, позволили определить ряд основных факторов, обусловивших формирование этих особенностей (Л.В. Байбородова, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, М.И. Рожков, Л.И. Смагина, И.А. Фурманов и др.).
Психологические исследования специфики развития воспитанников детских домов, проводимые учеными в разное время, традиционно основываются на представлении о депривации - психическом состоянии, возникающем в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – материнскую, сенсорную, когнитивную, эмоциональную, социальную и др.
Лишение
ребенка необходимых
Существенным фактором, влияющим на дальнейшее развитие ребенка, является его «досиротский» социальный опыт, который необходимо учитывать педагогу при построении индивидуальной работы. Ситуация разрыва с семьей всегда оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Так, И. А. Фурманов выделяет следующие категории детей на основе последствий психических травм, приведших их к сиротству:
При устройстве ребенка в учреждение на его развитие оказывают влияние институциональные факторы, которые выражаются в изменении характера влияния источников социализации, где главным агентом выступает коллектив воспитанников, и как следствие, происходит замещение одного из основных социальных институтов – семьи – учреждением. Необходимо подчеркнуть, что и условия организации жизнедеятельности в этих учреждениях (общие спальни, игровые, столовая и др.) непосредственно оказывают влияние на специфику развития детей-сирот [105].
И наконец, фактором, обусловливающим формирование типологических черт личности ребенка-сироты, касающимся нашего исследования, является профессионально-педагогическая позиция педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с ребенком.
Рассматривая социализацию ребенка как цель социально-педагогической деятельности, необходимо заметить, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется в трех сферах: становлении самосознания ребенка, его деятельности и в общении. По мнению Н.П. Ивановой: «Выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая всю систему социальных отношений»[24.С.6]. Поэтому мы будем характеризовать особенности социализации ребенка-сироты, исходя из обозначенных выше сфер.
С самого начала действия сиротских учреждений в поведении покинутых детей была замечена безучастность, пассивность, эмоциональная обедненность, пониженная подвижность и трудности в овладении речью. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским психологом Р. Шпицем, были названы феноменами госпитализма [173]. Ученый и его последователи проявления госпитализма объясняли как результат разлучения ребенка с матерью [172].
Само понятие «материнская депривация» как следствие разрушения эмоционального контакта с матерью обобщает целый ряд различных явлений. «Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери» [46.С.14].
Наиболее серьезным следствием материнской депривации является утрата «базового доверия к миру», которое рассматривается во многих исследованиях как препятствие в развитии автономности, познавательной активности, половой идентичности, инициативности, ответственности за свое поведение и др. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание учиться [100, 105, 108].
Необходимо учитывать, что дети, воспитывающиеся в учреждениях практически от своего рождения, глубже испытывают последствия материнской депривации, и с возрастом эти проблемы усугубляются. Следовательно, чем раньше будет приостановлена депривация и чем раньше ребенок попадет в доброжелательную атмосферу семьи, тем меньше отразится на нем неблагополучие сиротства и тем благоприятнее будут перспективы его дальнейшего развития.
Главным фактором, определяющим особенности развития самосознания ребенка-сироты, многие ученые считают распределение материнских функций между постоянно сменяющимися воспитателями. Дефицит индивидуализированного общения со взрослыми в раннем детстве не способствует развитию у ребенка чувства привязанности, поэтому процесс формирования самосознания протекает иначе, чем у детей, растущих в семьях. Специфика развития самосознания наблюдается во всех аспектах развития личности: познавательном – «образ Я», эмоциональном – самооценка, поведенческом – рисунок поведения.
Становление «образа Я» происходит на основе оценки окружающих. «В связи с этим у детей-сирот затрудняется выработка адекватной самооценки, нет устойчивого «образа Я», содержание которого бедно, слабо структурировано, зависит от ситуативных факторов» [112.С.11]. Подросток, оценивая себя, ориентируется на мнение других людей, при этом у него возникают затруднения в развитии чувства самоидентичности, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, воспитанники в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию».
Так, английский психолог Р. Бернс отмечает: «Можно предположить, что развитие негативной Я-концепции и замкнутой, бесчувственной агрессивной личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности к родителям или людям, выступающим в роли родителей. У ребенка возникает прежде всего ощущение отторгнутости, заброшенности, образующее затем основу негативной Я-концепции. Это, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям» [13. С. 46].
Повышенная агрессивность и склонность к деликвентному поведению свойственна для детей, которые уже имели семейный опыт проживания с родителями. Исследуя причины социальной дезадаптации, американский психолог А. Айхорн установил прямую зависимость между эмоциональным состоянием ребенка и «первичной адаптацией к реальности». «Там, где отсутствуют нормальные эмоциональные связи, - пишет он, - у ребенка нет достаточно сильного стимула соответствовать образцам окружающего его взрослого мира» [4.С.87]. Последующие исследователи подтвердили и углубили предположения А. Айхорна о том, что ранняя изоляция, потеря любви или доверия к родителям, жизнь в детских учреждениях – все это выражается в асоциальном и деликвентном поведении детей.
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами