Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми.docx

— 366.13 Кб (Скачать файл)

Увеличивается численность детей, воспитывающихся в интернатных  учреждениях. Последние годы характеризуются значительным ухудшением положения в них детей. Недостаточность и задержки финансирования остаются главным дестабилизирующим фактором и причиной кризисных ситуаций в системе интернатных учреждений [59.С.56].

Остро стоит  проблема соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [93]. Эта категория детей наиболее сильно зависима от государства и нуждается в особой поддержке. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [89], в котором впервые даны четкие определения таких понятий, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и другие; определены дополнительные гарантии права на образование, труд, жилье и др. Однако, как отмечается в докладе «О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ», в силу ряда обстоятельств (к числу которых относятся экономические, политические и социальные) социальные гарантии выполняются не в полной мере, что и ведет к ущемлению прав данной категории детей [59. С. 59].

 Выпускники интернатных учреждений и детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни, «…не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги, не знают своих прав, не умеют жить вне привычного для них коллектива. Обманным путем их заставляют продать жилье, или с ними не уживаются соседи…» [46. С.101].

Остается  проблемой кадровое обеспечение  интернатных учреждений. На этот факт обращают внимание многие специалисты, изучающие проблему сиротства. Так, И.Ф. Дементьева в работе «Социальное сиротство: генезис и профилактика» отмечает: «В стране практически не существует методик подготовки педагогов для работы с контингентом сирот, как не существует и учебных программ, ориентированных на специальные формы обучения этих детей» [34. С. 11]. Л.М. Шипицина и другие, говоря о проблемах кадрового обеспечения интернатных учреждений, пишет: «…остро стоит вопрос кадрового обеспечения системы образования проблемных детей, так как значительная часть детских домов, интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, колоний, приютов  не обеспечена необходимым количеством квалифицированных педагогов, практических психологов, социальных педагогов и воспитателей, владеющих современными знаниями и технологиями коррекционной и реабилитационной работы» [45. С.100].

В многочисленных исследованиях указаны причины, порождающие сиротство  и характерные  для мирового сообщества в целом. К ним относятся:

  • мировые войны, социальные потрясения;
  • межнациональные конфликты, рост числа беженцев;
  • резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение;
  • падение нравственных устоев семьи, снижение стабильности брака, увеличение внебрачной рождаемости;
  • стремительная урбанизация современного общества;
  • ослабление религиозных традиций;
  • алкоголизация и наркомания;
  • кризисное состояние  системы образования и воспитания и др. [26, 34,  52, 58, 125, 135].

Говоря  о российском обществе, мы хотели бы выделить еще одну причину, связанную с несостоятельностью выбранной стратегии социальной политики государства в решении проблемы сиротства. Эта несостоятельность выражается в следующем.

Во-первых, в расхождении социальной политики государства с национальными  и культурными традициями самого народа. Древнерусская традиция заботиться о сиротах "всем миром"  выражалась  в форме устройства детей в сельские семьи за счет средств общины. Мировая практика и некоторые свидетельства из истории нашей страны доказывают, что привлечение общества к решению этой проблемы является единственно правильным решением.

Во-вторых, все действия государства направлены на борьбу со следствием, но не на устранение причин. Предупреждение сиротства путем  поддержки семей, нуждающихся в  помощи в период кризисного состояния общества, должно являться приоритетной задачей государства в этом направлении.

В-третьих, провозглашая приоритет  общественного воспитания, избранная  государством система устройства детей  в специально созданные для этого  учреждения (романская система) не оправдала себя и, как  показывает практика, повлекла за собой не сокращение, а увеличение количества социальных сирот, а значит, и необходимость расширения сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, наряду с общими факторами, способствующими  распространению социального сиротства  в нашей стране,  выбранная  стратегия социальной политики государства еще более усугубила состояние этой проблемы.

Необходимо подчеркнуть, что в  настоящее время государство предпринимает определенные меры изменить ситуацию в лучшую сторону, но «…затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков…» [137.С.3]. Так, предприняты меры в решении проблемы сиротства, которые отразились в принятых за 10 лет законодательных документах. Среди них следует отметить Семейный кодекс РФ, в котором правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка. Законодательно  введен новый тип устройства - приемная семья. Создается государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для реализации принятых законодательных актов.

Таким образом, краткий обзор сиротства  как социального явления позволил, прежде всего, сформировать представление об этой проблеме, подчеркнуть ее значимость и  востребованность общества в подготовке специалистов. Феноменальность сиротства заключается, на наш взгляд, в масштабности такого противоестественного поведения родителей, когда они по различным причинам уклоняются от воспитания собственных детей.

Однако  рассмотрение сущности сиротства было бы неполным, если не показать психолого-педагогическую сторону этого явления.

Подходя к рассмотрению сиротства как психолого-педагогического феномена, необходимо заметить, что дети-сироты – это категория детей, имеющая типологические личностные качества, обусловленные  депривационными, институциональными и педагогическими факторами.

Исследования, проведенные во многих странах мира (А. Гезелл,      Й. Лангмейер, З. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. Фрейд и др.)  свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Также установлено, что в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях.

Анализ  литературы и изучение результатов  психолого-педагогических исследований по вопросу об особенностях развития личности детей, воспитывающихся в  закрытых учреждениях, позволили определить ряд основных факторов, обусловивших формирование этих особенностей (Л.В. Байбородова, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова,            М.И. Рожков,  Л.И. Смагина, И.А. Фурманов и др.).

  Психологические исследования специфики развития воспитанников детских домов, проводимые учеными в разное время, традиционно основываются на представлении о депривации - психическом состоянии, возникающем в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – материнскую, сенсорную, когнитивную, эмоциональную, социальную и др.

Лишение ребенка необходимых источников, влияющих на его развитие, имеет  пагубные и необратимые последствия. Так, американский психолог и педагог М. Айнсворз отмечает, что последствия депривации зависят от возраста, в котором началась и закончилась депривация, и от ее длительности. «Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжавшаяся около трех лет, обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуальных и личностных функций и практически не поддается исправлению» [163.С.253].

Существенным фактором, влияющим на дальнейшее развитие ребенка, является его «досиротский» социальный опыт, который необходимо учитывать педагогу при построении индивидуальной работы. Ситуация разрыва с семьей всегда оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Так, И. А. Фурманов выделяет следующие категории детей на основе последствий психических травм, приведших их к сиротству:

  • дети, пережившие смерть родителей;
  • дети из семей алкоголиков;
  • дети, подвергшиеся сексуальному насилию;
  • дети, подвергшиеся физическому насилию;
  • дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям [163].

При устройстве ребенка в учреждение на его развитие оказывают влияние институциональные факторы, которые выражаются в изменении характера влияния источников социализации, где главным агентом выступает коллектив воспитанников, и как следствие, происходит замещение одного из основных социальных институтов – семьи – учреждением. Необходимо подчеркнуть, что и условия организации жизнедеятельности в этих учреждениях (общие спальни, игровые, столовая и др.)  непосредственно оказывают влияние на специфику развития детей-сирот [105].

И наконец, фактором, обусловливающим формирование типологических черт личности ребенка-сироты, касающимся нашего исследования, является профессионально-педагогическая позиция педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с ребенком.

Рассматривая  социализацию ребенка как цель социально-педагогической деятельности, необходимо заметить, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется в трех сферах: становлении самосознания ребенка, его деятельности и в общении. По мнению              Н.П. Ивановой: «Выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая всю систему социальных отношений»[24.С.6]. Поэтому мы будем характеризовать особенности социализации ребенка-сироты, исходя из обозначенных выше сфер.

С самого начала действия сиротских учреждений в поведении покинутых детей была замечена безучастность, пассивность, эмоциональная обедненность, пониженная подвижность и трудности в овладении речью. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским психологом Р. Шпицем, были названы феноменами госпитализма [173]. Ученый и его последователи проявления госпитализма объясняли как результат разлучения ребенка с матерью [172]. 

Само  понятие «материнская депривация»  как следствие разрушения эмоционального контакта с матерью обобщает целый ряд различных явлений. «Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери» [46.С.14].

Наиболее  серьезным следствием материнской  депривации является утрата «базового  доверия к миру», которое рассматривается  во многих исследованиях как препятствие  в развитии автономности, познавательной активности, половой идентичности,  инициативности, ответственности за свое поведение и др. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание учиться [100, 105, 108].

  Необходимо учитывать, что дети, воспитывающиеся в учреждениях практически от своего рождения, глубже испытывают последствия материнской депривации, и с возрастом эти проблемы усугубляются. Следовательно, чем раньше будет приостановлена депривация и чем раньше ребенок попадет в доброжелательную атмосферу семьи, тем меньше отразится на нем неблагополучие сиротства и тем благоприятнее будут перспективы его дальнейшего развития.

Главным фактором, определяющим особенности  развития самосознания ребенка-сироты, многие ученые считают распределение материнских функций между постоянно сменяющимися воспитателями. Дефицит индивидуализированного общения со взрослыми в раннем детстве не способствует развитию у ребенка чувства привязанности, поэтому процесс формирования самосознания протекает иначе, чем у детей, растущих в семьях.  Специфика развития самосознания наблюдается во всех аспектах развития личности: познавательном – «образ Я», эмоциональном – самооценка, поведенческом – рисунок поведения.

  Становление «образа Я» происходит на основе оценки окружающих. «В связи с этим у детей-сирот затрудняется выработка адекватной самооценки, нет устойчивого «образа Я», содержание которого бедно, слабо структурировано, зависит от ситуативных факторов» [112.С.11]. Подросток, оценивая себя, ориентируется на мнение других людей, при этом у него возникают затруднения в развитии чувства самоидентичности, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, воспитанники в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию».

Так, английский психолог Р. Бернс отмечает: «Можно предположить, что развитие негативной Я-концепции и замкнутой, бесчувственной агрессивной личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности к  родителям или людям, выступающим  в роли родителей. У ребенка возникает прежде всего ощущение отторгнутости, заброшенности, образующее затем основу негативной Я-концепции. Это, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям» [13. С. 46].

  Повышенная агрессивность и склонность к деликвентному поведению свойственна для детей, которые уже имели семейный опыт проживания с родителями. Исследуя причины социальной дезадаптации, американский психолог А. Айхорн установил прямую зависимость между эмоциональным состоянием  ребенка и «первичной адаптацией к реальности». «Там, где отсутствуют нормальные эмоциональные связи, - пишет он, - у ребенка нет достаточно сильного стимула соответствовать образцам окружающего его взрослого мира» [4.С.87]. Последующие исследователи подтвердили и углубили предположения А. Айхорна о том, что ранняя изоляция, потеря любви или доверия к родителям, жизнь в детских учреждениях – все это выражается в асоциальном и деликвентном поведении детей.

Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами