Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми.docx

— 366.13 Кб (Скачать файл)

Характеризуя  поведение детей-сирот, группа белорусских  психологов под руководством И.А. Фурманова  установила, что главная специфика  поведения детей, воспитывающихся вне семьи,  состоит в несформированности внутреннего, психического плана действий, а ориентация мышления, мотивации и поведенческие реакции направлены, в основном, на внешнюю ситуацию, что проявляется в эмоционально-волевой сфере личности ребенка-сироты [163.С. 134].

В.А. Минкова указывает, что эмоциональный  портрет воспитанника детского дома характеризуется следующими чертами:

  • пониженным фоном настроения;
  • бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
  • склонностью к быстрой смене настроения;
  • однообразностью и стереотипностью эмоциональных проявлений;
  • эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  • неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечание;
  • повышенной склонностью к страхам, тревожности и беспокойству;
  • основной направленностью положительных эмоций является получение все новых и новых удовольствий;
  • нестабильностью эмоциональных контактов с окружающими;
  • чрезмерной импульсивностью, аффективной взрывчатостью;
  • непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведения часто вызывает отрицательные эмоции к партнеру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам [100.С.14].

Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний [47.С. 2].

Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты, по мнению Л.М. Шипицыной, состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как  личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий. Они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения [46]. Практические исследования показывают, что главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить [106. С. 10].

Главным средством, обеспечивающим преодоление  трудностей социализации, является организация  в учреждениях для детей-сирот деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки [114.С. 118].

По  мнению Л.В. Байбородовой, основу деятельности в детском доме должны составлять ситуации, когда ребенок имеет  возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения [105. С. 25].

Говоря  о способности детей-сирот к  выбору деятельности и самостоятельному принятию решения, заметим, что особые условия организации жизнедеятельности в учреждениях, отсутствие адекватных педагогических средств часто затрудняют формирование этой способности. Вследствие этого для воспитанников детских домов характерна  склонность избегать ответственности за выбор и передавать ее опекающему взрослому [112. С.11].

В развитии индивидуальной деятельности ребенка существенную роль играет социальный опыт – «опыт его участия в  различных видах деятельности и  межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни  и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание его установок и знаний» [114. С. 416].

  В связи с тем, что у детей-сирот чаще всего социальный опыт носит негативный характер, либо отсутствует возможность усвоения опыта родителей, к общественно значимой деятельности, как отмечают педагоги, воспитанники чаще всего равнодушны, не задумываются о целях того, что делают. Неосознанная цель является препятствием к активному преодолению трудностей, возникающих на пути к получению желаемого результата, затрудняет в выборе способов и характера самостоятельных действий.

Успех в достижении цели в большей мере зависит от мотивации. Установлено, что мотивация детей-сирот независимо от вида деятельности определяется их стремлением к вниманию со стороны  взрослых (А. Фрейд, А. Айхорн, А.М. Прихожан и др.). Особенно ярко это проявляется в учебной деятельности. Так, при изучении уровня развития интеллекта воспитанников интернатных учреждений З. Матейчек пришел к выводу, что успеваемость в школе не связана прямо с умственным развитием детей. Важное значение при освоении школьной программы имеет характер общения со взрослыми: самым главным оказывается желание заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание и похвалу [74].

По  мнению педагогов интернатных учреждений, наиболее острой для детей, воспитывающихся вне семьи, является проблема самостоятельности. Практические исследования указывают на ярко выраженную зависимость детей-сирот от взрослого в организации своей жизнедеятельности.

Еще З. Фрейд отмечал, что для ребенка первыми и наиболее устойчивыми образцами поведения являются его родители. Именно под их влиянием формируется «супер-эго», контролирующее наше поведение. Лишенные этого фактора, дети-сироты вынуждены ориентироваться в своем поведении на постоянно меняющееся поведение окружающих.

Н.П. Иванова отмечает, что «дефицит индивидуализированного общения со взрослым приводит к нарушениям практически во всех сферах развития личности: несформированности чувства  привязанности, неудовлетворению потребности  в общении со взрослым, поверхностности социальных связей, недоразвитию форм общения, ограниченности познавательной и перцептивной функции, инициативы и самостоятельности» [24.С.14].

Потребность в общении со взрослыми является одной из ведущих в дошкольном детстве, для этого возраста свойственны более сложная мотивация к общению (потребность в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании).  Однако у детей-сирот до конца дошкольного возраста остается потребность во внимании и доброжелательности. И.А. Фурманов и другие отмечают, что стремление к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослыми у них выражено крайне слабо, потребность во взаимопонимании и сопереживании также развита явно недостаточно [163].

  Условия жизни и воспитания детей в детском доме искажают общение взрослого с ребенком. В.А. Минкова указывает, что «общение  ограничено по эмоциональной наполняемости, сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания, смещено из сферы практической активности в дисциплинарную… В результате у ребенка обостряется потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах, ребенок лишается важного для его психического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям» [100.С.11].

Психологические исследования, проведенные отечественными психологами А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых  при изучении роли взрослых в общении  с детьми, указывают  на ярко выраженную зависимость детей от взрослого. «Зависимость может выступать в двух формах – положительной, когда ребенок стремится привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением, и отрицательной, когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием. Чем старше дети, тем чаще в интернате мы встречаемся с поисками отрицательной зависимости» [108.С.140].

Действительно, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что у воспитателей  существуют проблемы во взаимоотношениях с детьми, которые выражаются в стремлении воспитанника к установлению близких эмоциональных контактов и одновременно в проявлении агрессии в адрес взрослого. И.А. Фурманов отмечает, что «сочетание агрессивности с неумением взять на себя ответственность развивает своего рода «потребительское» отношение ко взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих» [163.С.42]. В связи с этим он указывает на то, что становлению адекватных форм поведения ребенка в отношении ко взрослым способствует нормальное протекание процесса идентификации с родителями, который у детей-сирот является, безусловно, нарушенным [163.С. 45].

Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему воспитателя в сочетании с неудовлетворенной потребностью в общении с ним обусловливает совершенно специфический тип общения не только со взрослыми, но и  общение с другими детьми.

По  мнению В.А. Минковой, сверстники часто оцениваются  как конкуренты в удовлетворении потребности в интимно-личностном общении со взрослыми, «…тогда доминируют отрицательные проявления, направленные на сверстника, которые часто носят в себе элементы агрессии. В них выражается недовольство, обида на сверстника, иногда не имеющая под собой реальных оснований; инициатива сверстника вызывает неприятие или агрессивный ответ; в играх меньше открытости, дружелюбия, они часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются» [100.С. 13].

Находясь  в условиях постоянных социальных контактов, от воспитанников следовало бы ожидать  эффективного формирования навыков  общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтных ситуаций, однако исследования показывают, что общение детей друг с другом характеризуется однообразностью, эмоциональной обедненностью. У детей-сирот затруднено формирование навыков практической и речевой коммуникации, освоение партнерских позиций, наблюдается доминирование защитных форм поведения, неспособность гибко и конструктивно решать конфликтные ситуации.

Ограничение потребности ребенка в установлении разнообразных социальных связей приводит к социальной депривации, последствия которой отражаются на характере общения с окружающими людьми. Вне детского дома у воспитанников проявляется, так называемый, феномен «мы». Это совершенно особое психологическое образование. «Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в личных целях» [163.С. 46].

  Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, вследствие утраты «базового доверия к миру», которое приводит к формированию невротического механизма слияния с группой детей и препятствует формированию автономии [47.С.2].

В условиях детского дома ребенок постоянно  находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. А.М. Прихожан отмечает, что «принадлежность к определенной группе детей для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения» [109.С.45].

Вследствие  ограниченности в повседневной жизни  образцов полоролевого поведения, у  детей, растущих без родителей, возникают  трудности в общении с представителями  другого пола. А.И. Шмаглит отмечает, что «компенсаторное усиление таких компонентов психосексуального развития, как самокатегоризация (утверждение себя в своем поле через агрессию и сегрегацию к другому полу)  и усиление влияния группы сверстников своего пола», приводит к формированию жестко однополых группировок и неумению строить межполовые коммуникации. Следствием этого является отсутствие доверительных отношений детей со взрослыми по половым проблемам [105.С.39].

  Таким образом, если рассмотреть результаты многочисленных исследований о развитии детей в учреждениях инернатного типа, то можно отметить их преобладающую в большинстве случаев тождественность, что указывает на специфические черты личности ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях. Во всех исследованиях однозначно утверждается, что неблагоприятная среда учреждений затрагивает детей самого раннего возраста: дети, воспитывающиеся в учреждениях практически от своего рождения, глубже испытывают последствия депривации, чем те дети, которые поступают в него в школьном возрасте.

Педагоги, работающие с детьми-сиротами, сталкиваются с многочисленными проблемами в своей работе, обусловленными разными причинами, одна из них состоит в имеющихся особенностях развития детей-сирот. Перед ними стоит нелегкая задача – формирование у каждого ребенка социально значимых качеств и развитие способностей, обеспечивающих ему успешную социализацию.

В заключение рассмотрения вопроса о  специфике личностного развития детей-сирот выделим трудности, возникающие  в работе педагогов. Анализ психолого-педагогической литературы, материалы исследований и результаты обсуждений с воспитателями и социальными педагогами детских домов указывают на наличие следующих проблем межличностного взаимодействия, обусловленных особенностями  развития детей-сирот.

Наиболее  сложной проблемой во взаимоотношениях с ребенком, по мнению воспитателей, является проблема достижения взаимопонимания, без которого невозможны полноценное общение и организация совместной деятельности детей. Понимание должно строиться на основе сопереживания. Дети-сироты имеют ограниченную способность к сопереживанию и состраданию, пониманию другого человека, преодолению конфликтов. Проблему взаимопонимания осложняют и такие негативные свойства и психологические состояния личности, как конформизм, неадекватность восприятия, неуравновешенность.

Педагоги  указывают на трудности в общении  с детьми, связанные с нарушением принятых норм взаимоотношений взрослого  и ребенка, которые выражаются в  стремлении к установлению близких  эмоциональных контактов и одновременно проявлении агрессии в адрес взрослых, неумении и нежелании признавать свою вину, стремлении обвинить окружающих и др.

Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами