Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми.docx

— 366.13 Кб (Скачать файл)

 

 Р.В. Овчарова пишет, что «детские дома и школы-интернаты призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников» [87, С.162].

Рассмотрим  структуру социально-педагогической деятельности в детском доме, которая  предполагает наличие следующих  компонентов: субъекта, объекта, цели, функций, средств.

Социальный педагог - не единственный субъект социально-педагогической  деятельности. Это специалист, назначение и должностные обязанности которого в большей степени, чем у остальных, соответствуют социально-педагогическим направлениям деятельности образовательного учреждения. Следовательно, субъектами социально-педагогической деятельности в интернатном учреждении являются социальный педагог, психолог, логопед, воспитатели, администрация и другие лица, заинтересованные в развитии ребенка. Поэтому от его профессионализма зависит успешность совместной работы всего коллектива, всех участников образовательного процесса.

Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, являются ребенок, детский коллектив, социум и семья, причем в социально-педагогической деятельности эти объекты выступают в качестве субъектов взаимодействия.

Целью социально-педагогической деятельности является социализация личности ребенка.

Реализация цели может осуществляться  путем выполнения различных задач. Так, Р.В. Овчаровой  указаны на те задачи, которые должен решать социальный педагог в интернатном учреждении: «анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников; обеспечение социально-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков; включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями; координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности; защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов»  [87.С.165].

В своей  деятельности социальный педагог должен опираться на основные принципы, отражающие специфичность условий труда.

 Мы считаем целесообразным рассмотреть особенности социально-педагогической деятельности, основываясь на принципах, изложенных в концепции организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами [47]. Остановимся несколько подробнее на характеристике этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально работать с детьми-сиротами, регулировать взаимоотношения в системе «личность-социум», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи ребенку.

Принцип  педагогического  стимулирования  социальных  проб предусматривает создание  условий для самооценки  детьми своих возможностей  на  основе  последовательного  выбора  способов поведения  в  процессе освоения  различных социальных  ролей. Социальные  пробы  охватывают  все  сферы  жизни человека  и большинство его общественных связей.                                   

 Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных  вкусов, предпочтений, а также создания  условий для реализации существующих  интересов детей, их  обогащения  и возвышения,  пробуждения новых интересов, создания условий для выбора  учащимися форм  участия в жизни детского дома.                                                      

 Принцип организации  личного пространства ребенка требует создания  условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место;  учета индивидуального  темпа и  режима проживания,  предоставления  возможности  самостоятельно  регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями,  сохранять  границы  собственного  «Я», свою  автономию в выборе и определении личного  пространства, времени,  личных контактов и социальных ролей.                                      

Принцип  сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при котором каждый,  ощущая  себя  достаточно  защищенным,  в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в   коллективе  учебно-воспитательного   учреждения,  определению общих целей педагогов и детей,  организации их  совместной деятельности  на  основе  взаимопонимания  и  взаимопомощи; исключения  проявлений  признаков  презрения,  оскорбительности,  формирования  толерантности  к  непривычному  поведению  других людей, признания их право на такое поведение.                          

 Принцип развития самодеятельности  и инициативы  детей предполагает  активное  участие воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива  учреждения,  развития  детского самоуправления, создания ситуаций для принятия  детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение.                     

 Принцип  нравственного  обогащения  социальной  среды требует  постоянного  внесения  в жизнедеятельность  детей общечеловеческих  ценностей,  образцов культуры,  обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения  и развитии  нравственных норм в  окружении  детей,  формирования  у них  нравственных привычек, побуждений к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно - обогащенной среды.

К вышеперечисленным принципам  следует добавить принцип дополнительности, который введен в педагогику В. Д. Семеновым, который является основополагающим при осуществлении социально-педагогической деятельности. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального, которые определяют характер, содержание и результаты его социализации. Сущность его заключается в целостном представлении личности ребенка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации учреждения, воспитателей, психологов, врачей, юристов в создании условий для самореализации ребенка, оказание ему квалифицированной помощи по защите его прав и интересов.

На основе анализа социально-педагогической литературы по вопросу о специфике социально-педагогической деятельности в детском доме и интернате [23, 47, 87, 98, 138, 154, 161], изучения разных сторон деятельности социальных педагогов, работающих с детьми-сиротами и нормативных документов, регулирующих эту деятельность мы разработали содержание деятельности социального педагога в детском доме. В таблице 1 указаны объекты, цели и функции социально-педагогической деятельности, а также задачи, стоящие перед социальным педагогом.

 

Таблица 1.Социально-педагогическая деятельность в детском доме

 

 Объект

деятельности

Цель социально- педагогической деятельности

   

    Задачи социального педагога

Функции социально-педагогической деятельности

Ребенок

Социализация

личности ребенка

Определение социального статуса  ребенка 

Диагностическая

Составление индивидуальной программы  развития ребенка 

Прогностическая

Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка

Коррекционно-реабилитационная

Охрана прав ребенка и представление  его интересов в правозащитных  и администрационных органах 

Охранно-защитная

Детский коллектив

Социализация детей

Изучение состояния социально-педагогического  процесса

Диагностическая

Участие в разработке и реализации проектов и программ

 

Эвристическая

 Участие в подготовке детей к самостоятельной жизни

Предупредительно-

профилактическая

Социум

Создание условий для успешной социализации воспитанников

Привлечение общественности к установлению социальных связей с учреждением

Посредническая 

Организация взаимодействия воспитанников  с социальным окружением

Организационно-коммуникативная

Обеспечение базового жизнеустройства  воспитанников

Организация взаимодействия с социальными  институтами

Организационно-коммуникативная

Семья

Устройство ребенка в семью

Сбор документов для устройства ребенка в семью

Посредническая

Организация встречи ребенка с  приемными родителями

Организаторская

Поддержание связи с кровными родителями, родственниками ребенка

Посредническая


 

  • Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.

    На  основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, воспитателями и учителями анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.

    Адаптация ребенка в интернатном  учреждении, его реабилитация и интеграция в новый коллектив предполагают участие в решении этих задач  всех специалистов учреждения. Социальный педагог, выступая в роли посредника между ними, одновременно оказывает социально-педагогическую поддержку ребенку.

    Привлечение специалистов к решению проблем  ребенка с целью обеспечения  комплексного сопровождения личностного развития предполагает реализацию организаторской функции. Создание службы сопровождения в учреждении требует от социального педагога высокой профессиональной компетентности,  развитых организаторских способностей и коммуникативных навыков.

    Охрана  прав и представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах – еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме. Работа по охране и защите прав ребенка включает следующее: восстановление жизненно важных документов ребенка, оформление пенсий и пособий, работу со сбербанком, оформление и проверку поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников; ведение наследственных дел с оформлением документов; определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов; участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка; закрепление жилья за воспитанником; оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот; устройство выпускников на учебу или работу; контроль за предоставлением льгот воспитанникам; оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения и др.

    Формы работы с детским коллективом могут быть самыми разнообразными. Работа может осуществляться как дифференцированно (по группам с общими проблемами, в «семейных» группах ), так и с целым коллективом.    

    Работа  социального педагога с коллективом  начинается с диагностики, в процессе которой происходит «научное выявление  и изучение многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в коллективе, характеризующих его разные социально-педагогические параметры». Социальный педагог использует специальные приемы и методы научного исследования, которые позволяют проникнуть в глубину социально-педагогических процессов, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие ту или иную социальную проблему. «Важнейшим элементом проведения диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность хотя бы в первом приближении иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения» [152.С.19].

    Совместно с педагогическим коллективом учреждения координируются усилия педагогов по решению данных проблем, определяются приоритетные задачи предупреждения и коррекции проблем, вырабатывается система действий по совершенствованию социально-педагогического процесса.

    Вместе  с психологами социальный педагог  занимается проблемами профессионального  самоопределения воспитанников, освоения ими различных социальных ролей человека в обществе, ознакомления со структурой и функциями семьи, формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться ученику к жизни после выхода из детского дома [138.С. 210].

    Следующим направлением социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка. Примерами могут служить следующие программы: «Детский дом против наркотиков», «Адаптация», «Семьянин», «Этнографическая экспедиция» и др.

    Участие социального педагога в подготовке воспитанников к самостоятельной  жизни предполагает формирование у  детей правовой культуры, способностей к социальной самозащите.

    • Взаимодействие с социумом преследует две цели: обеспечение базового жизнеустройства воспитанников и создание условий для успешной социализации детей.

    Для обеспечения  базового жизнеустройства воспитанников  социальный педагог совместно с  администрацией учреждения взаимодействует с органами и учреждениями образования по вопросам оформления и приема детей (органы опеки и попечительства), по вопросам диагностики и коррекции (психолого-медико-педагогические комиссии, профцентры); с органами и учреждениями социальной защиты – по вопросам назначения выплаты социальных пособий, бытового устройства и т. п.; с органами и учреждениями охраны правопорядка – по вопросам перевоспитания и работы с семьей (отделы профилактики правонарушений, комиссии по делам несовершеннолетних); со службами занятости и трудоустройства населения – по вопросам профориентации, профобучения и трудоустройства воспитанников; с судами- по вопросам семейных обязанностей, имущественных прав, преступлений детей и преступлениями против детей; с прокуратурой – по вопросам надзора за соблюдением законодательства о правах детей; с жилищными комиссиями местных администраций – по вопросам обеспечения жилья детей-сирот; с отделами ЗАГС, паспортными столами и т.д. [47.С. 11].

    С целью  создания условий для успешной социализации воспитанников социальный педагог взаимодействует с социальным окружением учреждения как части с целостным сообществом, обеспечивающим интеграцию воспитанников в этно-национальную, культурную, общественно-политическую, коммунально-административную, социально-экономическую среду. Эти формы взаимодействия не регламентируются какими-либо инструкциями, а зависят исключительно от социального самоопределения учреждения как части местного сообщества и социально активной позиции социального педагога и администрации учреждения. Следует заметить, что эта деятельность имеет первостепенное значение, так как оказывает значительное влияние на систему связей не только в коллективе учреждения, но и в социуме, что позволяет привлекать общественность, государственные органы, разных специалистов к решению проблем этих учреждений и тем самым принимать участие в решении проблемы социального сиротства в стране.

    Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами