Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Р.В. Овчарова пишет, что «детские дома и школы-интернаты призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников» [87, С.162].
Рассмотрим
структуру социально-
Социальный педагог - не единственный субъект социально-педагогической деятельности. Это специалист, назначение и должностные обязанности которого в большей степени, чем у остальных, соответствуют социально-педагогическим направлениям деятельности образовательного учреждения. Следовательно, субъектами социально-педагогической деятельности в интернатном учреждении являются социальный педагог, психолог, логопед, воспитатели, администрация и другие лица, заинтересованные в развитии ребенка. Поэтому от его профессионализма зависит успешность совместной работы всего коллектива, всех участников образовательного процесса.
Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, являются ребенок, детский коллектив, социум и семья, причем в социально-педагогической деятельности эти объекты выступают в качестве субъектов взаимодействия.
Целью социально-педагогической деятельности является социализация личности ребенка.
Реализация цели может осуществляться путем выполнения различных задач. Так, Р.В. Овчаровой указаны на те задачи, которые должен решать социальный педагог в интернатном учреждении: «анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников; обеспечение социально-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков; включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями; координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности; защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов» [87.С.165].
В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные принципы, отражающие специфичность условий труда.
Мы считаем целесообразным рассмотреть особенности социально-педагогической деятельности, основываясь на принципах, изложенных в концепции организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами [47]. Остановимся несколько подробнее на характеристике этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально работать с детьми-сиротами, регулировать взаимоотношения в системе «личность-социум», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи ребенку.
Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей.
Принцип вариативности организации работы с детьми требует
учета всего диапазона индивидуальных
вкусов, предпочтений, а также создания
условий для реализации существующих
интересов детей, их обогащения
и возвышения, пробуждения новых интересов,
создания условий для выбора учащимися
форм участия в жизни детского дома.
Принцип организации личного
пространства ребенка требует создания условий,
когда воспитанник может уединиться,
оформить свое личное место; учета
индивидуального темпа и режима
проживания, предоставления возможности
самостоятельно регулировать ритм
и частоту контактов со средой в соответствии
с его потребностями, сохранять
границы собственного «Я», свою
автономию в выборе и определении личного
пространства, времени, личных контактов
и социальных ролей.
Принцип сочетания взаимной
заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений
в группах воспитанников, при котором
каждый, ощущая себя достаточно
защищенным, в то же время стремится
к сохранению гуманистических нравственных
норм в коллективе учебно-воспитательного
учреждения, определению общих целей
педагогов и детей, организации их
совместной деятельности на основе
взаимопонимания и взаимопомощи;
исключения проявлений признаков
презрения, оскорбительности, формирования
толерантности к непривычному
поведению других людей, признания
их право на такое поведение.
Принцип развития самодеятельности
и инициативы детей предполагает
активное участие воспитанников в
решении вопросов жизнедеятельности
коллектива учреждения, развития
детского самоуправления, создания ситуаций
для принятия детьми самостоятельных
решений и ответственности за их выполнение.
Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развитии нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждений к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно - обогащенной среды.
К вышеперечисленным принципам следует добавить принцип дополнительности, который введен в педагогику В. Д. Семеновым, который является основополагающим при осуществлении социально-педагогической деятельности. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального, которые определяют характер, содержание и результаты его социализации. Сущность его заключается в целостном представлении личности ребенка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации учреждения, воспитателей, психологов, врачей, юристов в создании условий для самореализации ребенка, оказание ему квалифицированной помощи по защите его прав и интересов.
На основе анализа социально-
Таблица 1.Социально-педагогическая деятельность в детском доме
Объект деятельности |
Цель социально- педагогической деятельности |
Задачи социального педагога |
Функции социально-педагогической деятельности |
Ребенок |
Социализация личности ребенка |
Определение социального статуса ребенка |
Диагностическая |
Составление индивидуальной программы развития ребенка |
Прогностическая | ||
Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка |
Коррекционно-реабилитационная | ||
Охрана прав ребенка и представление его интересов в правозащитных и администрационных органах |
Охранно-защитная | ||
Детский коллектив |
Социализация детей |
Изучение состояния социально- |
Диагностическая |
Участие в разработке и реализации проектов и программ |
Эвристическая | ||
Участие в подготовке детей к самостоятельной жизни |
Предупредительно- профилактическая | ||
Социум |
Создание условий для успешной социализации воспитанников |
Привлечение общественности к установлению социальных связей с учреждением |
Посредническая |
Организация взаимодействия воспитанников с социальным окружением |
Организационно-коммуникативная | ||
Обеспечение базового жизнеустройства воспитанников |
Организация взаимодействия с социальными институтами |
Организационно-коммуникативная | |
Семья |
Устройство ребенка в семью |
Сбор документов для устройства ребенка в семью |
Посредническая |
Организация встречи ребенка с приемными родителями |
Организаторская | ||
Поддержание связи с кровными родителями, родственниками ребенка |
Посредническая |
Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, воспитателями и учителями анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.
Адаптация ребенка в интернатном учреждении, его реабилитация и интеграция в новый коллектив предполагают участие в решении этих задач всех специалистов учреждения. Социальный педагог, выступая в роли посредника между ними, одновременно оказывает социально-педагогическую поддержку ребенку.
Привлечение специалистов к решению проблем ребенка с целью обеспечения комплексного сопровождения личностного развития предполагает реализацию организаторской функции. Создание службы сопровождения в учреждении требует от социального педагога высокой профессиональной компетентности, развитых организаторских способностей и коммуникативных навыков.
Охрана прав и представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах – еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме. Работа по охране и защите прав ребенка включает следующее: восстановление жизненно важных документов ребенка, оформление пенсий и пособий, работу со сбербанком, оформление и проверку поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников; ведение наследственных дел с оформлением документов; определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов; участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка; закрепление жилья за воспитанником; оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот; устройство выпускников на учебу или работу; контроль за предоставлением льгот воспитанникам; оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения и др.
Формы работы с детским коллективом могут быть самыми разнообразными. Работа может осуществляться как дифференцированно (по группам с общими проблемами, в «семейных» группах ), так и с целым коллективом.
Работа
социального педагога с коллективом
начинается с диагностики, в процессе
которой происходит «научное выявление
и изучение многоплановых причинно-
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения воспитанников, освоения ими различных социальных ролей человека в обществе, ознакомления со структурой и функциями семьи, формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться ученику к жизни после выхода из детского дома [138.С. 210].
Следующим направлением социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка. Примерами могут служить следующие программы: «Детский дом против наркотиков», «Адаптация», «Семьянин», «Этнографическая экспедиция» и др.
Участие
социального педагога в подготовке
воспитанников к
Для обеспечения
базового жизнеустройства воспитанников
социальный педагог совместно с
администрацией учреждения взаимодействует
с органами и учреждениями образования
по вопросам оформления и приема детей
(органы опеки и попечительства), по вопросам
диагностики и коррекции (психолого-медико-
С целью создания условий для успешной социализации воспитанников социальный педагог взаимодействует с социальным окружением учреждения как части с целостным сообществом, обеспечивающим интеграцию воспитанников в этно-национальную, культурную, общественно-политическую, коммунально-административную, социально-экономическую среду. Эти формы взаимодействия не регламентируются какими-либо инструкциями, а зависят исключительно от социального самоопределения учреждения как части местного сообщества и социально активной позиции социального педагога и администрации учреждения. Следует заметить, что эта деятельность имеет первостепенное значение, так как оказывает значительное влияние на систему связей не только в коллективе учреждения, но и в социуме, что позволяет привлекать общественность, государственные органы, разных специалистов к решению проблем этих учреждений и тем самым принимать участие в решении проблемы социального сиротства в стране.
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами