Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Важным направлением в работе социального педагога в учреждениях для детей, лишенных родительского попечения, является работа по устройству ребенка в семью. Рассмотрим деятельность в этом направлении. Заметим, что эта работа предполагает осуществление координационных действий с органами опеки и попечительства, при этом социальный педагог выполняет посредническую функцию.
Социальный педагог совместно с представителем органов опеки и попечительства изучает семью, организует встречи ребенка с приемными родителями, оказывает консультативную помощь, оформляет согласие на устройство ребенка в семью, осуществляет патронаж, который связан на первых этапах с адаптацией ребенка в семье, а в дальнейшем со своевременным выявлением и разрешением возникающих проблем.
Одной из
самых сложных задач
Таким образом, рассмотрев содержание социально-педагогической работы в детском доме, можно выделить ряд факторов, обусловливающих ее специфику. Во-первых, своеобразная закрытость детского дома от социума предполагает выстраивать определенную стратегию по расширению социальных связей воспитанников с общественностью. Во-вторых, это направления социально-педагогической работы, предусматривающие взаимодействие с различными объектами: ребенок, детский коллектив, семья, социум, специалисты. В-третьих, наличие у ребенка широкого спектра проблем обусловливает решение специфических задач (работа с усыновителями, закрепление жилья, трудоустройство выпускников и др.) при этом социальный педагог должен выступать в разных профессиональных ролях (посредник, адвокат, учитель, корректор поведения, консультант, практик и др.), по классификации И.А. Зимней [161.С.252].
В системе государственного попечения распространенным типом учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, является школа –интернат.
Школа-интернат - общеобразовательное учреждение общественного воспитания для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье [119.Т.2]. Существует несколько типов интернатных учреждений: общего типа – для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторного типа – для детей, страдающих различными заболеваниями; специальные - для имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, препятствующие обучению в обычной школе. В общеобразовательную школу-интернат принимаются дети одиноких матерей, из многодетных семей, родителей с тяжелыми хроническими заболеваниями и т. п.
Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате построена на тех же принципах, что и детском доме. Социальный педагог имеет схожие цели, задачи, функции и содержание работы, однако социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа имеет свои особенности, обусловленные спецификой этого образовательного учреждения. Рассмотрим их.
В
отличие от детского дома, в школе-интернате
воспитанники живут и обучаются
в этом же учреждении. Это придает
социально-педагогическому
Педагогический
коллектив интерната состоит
из учителей и воспитателей, что, в
свою очередь, оказывает определенное
влияние на специфику социально-
В заключение
укажем еще на одну особенность интернатных
учреждений: большее количество воспитанников
по сравнению с детскими домами.
В этих условиях возможен вариативный
подход к решению социально-
В современной
системе государственных
Как отмечает М.А. Галагузова, «специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения - устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты – возвращения в семью, усыновление, установление опекунов и пр.» [138.С.206].
Характеризуя деятельность приютов, В.А. Никитин отмечает: «вся деятельность нацелена на коррекцию и реабилитацию детей… С этим связаны некоторые особенности приюта в отличие от других видов специализированных учреждений социальной реабилитации. Хотя приют определен как учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не определяется, так как программа социальной реабилитации и устройства дальнейшей жизни ребенка носит индивидуальный характер. Приюты действуют как открытые учреждения, они принимают социально дезадаптированного ребенка независимо от наличия у него документов, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом пространстве, а в реальной социальной среде [82.С. 54].
Специфика данного учреждения оказывает влияние на социально-педагогическую деятельность. Ю.В. Василькова отмечает: «Перед социальным педагогом стоит одновременно несколько задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка социальному педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник» [23.С. 80].
Реализация
диагностической функции
Мы
рассмотрели особенности
Специфика работы социального педагога с детьми-сиротами обусловлена, прежде всего, их особенностями в личностном развитии. Поэтому в вузе, занимающемся подготовкой социальных педагогов, необходимо осуществлять подготовку будущих специалистов к решению проблем, неизбежно возникающих в работе с этой категорией детей.
Нами
проводилось комплексное
Основными методами изучения педагогов были наблюдения за их работой с воспитанниками, беседы с ними, интервью, анализ документации (планов работы, их отчетов), сопоставление самооценки и экспертной оценки (см. приложение 5).
Необходимость соотнесения данных, полученных различными методами, и проведения комплексного изучения деятельности социальных педагогов и воспитателей обусловило ограниченность количества обследуемых. В исследовании принимало участие 62 воспитателя и 27 социальных педагогов, работающих в детских домах и школах-интернатах Ярославской области. Возрастной диапазон опрашиваемых – от 22 до 60 лет. Учитывался стаж работы: около 50 % респондентов имеют стаж педагогической работы от 1 года до 5 лет, 23 % - с 5 до 10 лет, у 27% стаж превышает десять лет.
Анализ полученных данных позволил выявить зависимость основных показателей качества работы педагога от стажа его работы. Такие показатели, как владение социально-педагогическими умениями, умение анализировать свою работу, в группе опытных педагогов оказались выше. Уровень теоретических знаний, потребности в совершенствовании своих знаний и умений выше в среднем в группе начинающих педагогов.
Изучение деятельности социальных педагогов показало, что большую часть их рабочего времени занимает реализация охранно-защитной функции. Они испытывают трудности в организации социально-правовой защиты воспитанников. Эти трудности связаны со слабой ориентацией в нормативно-правовой базе, регулирующей защиту прав и интересов ребенка.
Система работы по обеспечению социальной защищенности ребенка включает в себя не только социально-правовую защиту, но и подготовку детей к самозащите. Социально-педагогическая работа с воспитанниками по формированию у них правовой культуры в большинстве детских домов и интернатов сводится к беседам с выпускниками о их правах и льготах, проведению индивидуальных консультаций по личным вопросам. В планах работы социальных педагогов детских домов и интернатах мы не обнаружили разработанных программ подготовки детей в данном направлении.
В индивидуальной работе с ребенком наибольшие трудности социальные педагоги испытывают при выявлении проблем в его развитии, понимании мотивов деятельности, выдвижении гипотез, перспектив его развития, установление причинно-следственных связей.
В работе с приемной семьей социальные педагоги сталкиваются с проблемами изучения семьи, оказания родителям консультативной помощи по вопросам адаптации ребенка в семье, предупреждения трудностей в период адаптации, установления контактов приемных детей с родными, родственниками, знакомыми.
Во взаимодействии с социумом трудности возникают при установлении контактов с сотрудниками социальных служб и ведомств, привлечении к решению проблем ребенка специалистов.
В то же время изучение профессиональной позиции социальных педагогов и воспитателей, проведенное сотрудниками лаборатории «Социальных проблем детей-сирот» института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета Л.Г. Жедуновой и О.Н. Посысоевым показало, что у большинства педагогов наблюдается доминирование личностной позиции над профессиональной. Такая эмоционально-личностная включенность приводит к «эмоциональному выгоранию» специалистов, а также негативно отражается на развитии детей. Исследования особенностей мотивационно-смыслового наполнения профессиональной позиции педагогов детских домов, позволили им сделать вывод о трех преобладающих ценностно-смысловых установках педагогов, работающих с детьми-сиротами, по отношению к собственной деятельности.
Директивная установка, присутствующая у 20 % педагогов, характерна для опытных воспитателей, имеющих стаж свыше 20 лет. Ребёнок воспринимается как «слабый», «маленький», «беспомощный», его нужно обогреть, защитить, оградить от внешних воздействий. За этой позицией просматривается желание “привязать к себе”, не отпускать, стать единственно значимым взрослым. Взрослый пытается организовать все контакты с миром опосредованно, через себя. Инициатива ребёнка может расцениваться как непослушание, за которым следует наказание лишением.
Функциональная установка, выявленная у 40 % педагогов, характерна для средневозрастного слоя педагогов 30-45 лет, со стажем 10-15 лет. Ребёнок воспринимается как объект обслуживания. Воспитатель должен все успеть: разбудить, умыть, накормить, сделать уроки, погулять, уложить спать и т.д. Для этой группы педагогов характерно наибольшее эмоциональное выгорание из-за ощущения ограниченности во времени, невозможности изменить ситуацию, при этом возникает скрытое раздражение на детей и в то же время существует внутренний запрет на выражение эмоций.
Миссионерская установка присутствует
у 30 % педагогов. Она характерна для
молодых педагогов, имеющих стаж
работы не более 5 лет. Весь прошлый
опыт ребёнка расценивается как
негативный. Себя рассматривают как
носителей позитивного
В ходе исследования выяснилось также, что социальные педагоги и воспитатели, работающие с детьми-сиротами, неадекватно оценивают свой профессиональный уровень, самооценка ими своих профессиональных знаний и умений несколько завышена в сопоставлении с другими показателями, которые непосредственно проявляются в практической деятельности и отражаются в профессиональной педагогической позиции.
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами