Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Недостаточный уровень подготовленности воспитателей и социальных педагогов к работе с детьми-сиротами, обусловлен тем, что специальной подготовки к работе с детьми-сиротами не осуществляется. Как правило, в детских домах и школах-интернатах работают педагоги, в содержании подготовки которых вопросам работы с детьми-сиротами не уделялось особого внимания. В стандартах педагогических вузов нет специальных разделов, тем по работе с детьми-сиротами. Имеется недостаток специальной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и социализации детей-сирот, отсутствует возможность повышения квалификации.
У студентов, будущих социальных педагогов, необходимо формировать профессиональную педагогическую позицию и готовить их к трудностям, возникающим при реализации социально-педагогических функций. При этом необходимо учитывать имеющийся опыт подготовки.
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами
Современное
состояние подготовки социальных
педагогов в нашей стране является
состоянием напряженного поиска, эксперимента,
где наряду с постоянным улучшением
качества подготовки специалистов
можно выделить и ряд недостатков.
В содержании профессиональной подготовки
социальных педагогов слабо учитывается
общее и специфическое в социальной
работе, компонент общечеловеческой
культуры и регионально-этнические
особенности [Методичесоке письмо. Введение
в новую профессию: социально-исторический
контекст //Социальная работа. № 1. 1994. С.
11-17.].
М. Богуславский и Г. Корнетов выделяют ряд противоречий, возникших в ходе подготовки социальных работников и педагогов. Среди этих противоречий можно выделить следующие: «прогностические - между необходимостью для конструирования и моделирования образовательного процесса рефлексии социальных запросов и перспектив развития общества ближайшего и отдаленного будущего и отсутствием программно-прогностического обеспечения развития российского социума; теоретические - между острой потребностью подготовки социальных работников, педагогов и отсутствием серьезного теоретического обеспечения новой для отечественной педагогики сферы знаний - «поведенческологии», между богатым и актуальным опытом зарубежной (западной) социальной педагогики и проблематичной возможностью его переноса и использования в отечественной практике из-за существенно разнящихся социальных условий и ментальных оснований». Ученые подчеркивают также противоречия в сфере содержания образования и в социальной сфере, отмечая, что «глубинным для системы обучения социальных педагогов выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью [17.С.28].
Если социальная педагогика как отрасль научного знания в нашей стране находится в стадии становления, то опыт, идеи, принципы защиты детства и социального воспитания существовали давно. В.Г. Бочарова по этому поводу отмечает: «Социальная работа в России все предшествующие годы развивалась непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались ее различные модели, формы и технологии, проводились научные исследования в этой области» [21.С. 65].
В связи с этим, важным условием разработки модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами, является учет опыта в отборе и становлении специалистов для работы с ними. Вследствие этого при разработке основных положений программы подготовки будущих социальных педагогов, мы изучили исторический опыт и современные подходы к подготовке специалистов и попытались выделить ведущие идеи и принципы подготовки.
В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный опыт по двум основным направлениям:
В первом направлении – подготовке (переподготовке) педагогов к работе в учреждениях для детей-сирот – мы выявили определенные традиции. Характеризуя проблему подготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами в истории России, заметим, что в периоды, когда проблема сиротства стояла крайне остро, государство предпринимало определенные меры в жизненном устройстве обездоленных детей, однако подготовке специалистов для работы с сиротами не уделялось достаточного внимания.
Анализ исторической практики позволил нам выявить ведущую тенденцию в подготовке педагогов, которая возникла с момента организации сиротских учреждений. Она заключается в соблюдении преемственности воспитания, т. е. воспитателями становятся выпускники этих же учреждений.
При организации проекта И.И. Бецкого для воспитательных домов приглашались иностранные воспитатели. Однако И.И. Бецкой предусматривал в дальнейшем подготовить им замену «пока из питомцев наших, вышедших из Дому, способные к таким делам в состоянии будут занимать сии места…»[68.С. 97]
Продолжая эту идею, К.Д. Ушинский
писал: «…в числе различных
Вообще тенденция «выращивания» кадров для работы с сиротами наблюдается и в мировой практике. Так, А.Г. Франке, создатель первых сиротских домов и приютов в Германии, главной целью их организации считал осуществление подготовки в нем учителей [75. С.274]. В детских деревнях Г. Гмайнера большинство воспитателей были выпускниками этой же системы.
В нашей стране воспитанием детей-сирот нередко занимались случайные люди, по воле судьбы оказавшиеся в детских домах. Так, после революции, гражданской и мировой войны ликвидация сиротства в России породила кадровую проблему. В ее решении были задействованы люди, в большинстве своем не имеющие педагогического образования, – коммунисты, комсомольцы, рабочие. Так, в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31.05.1935 г. указывается, чтобы «отделу школ ЦК ВКП(б) выделить путем персонального отбора 200 коммунистов на руководящую работу в детских домах и трудколониях; предложить ЦК ВЛКСМ выделить 500 активных комсомольцев для работы в детских домах и трудколониях в качестве заместителей заведующих по воспитательной работе с персональным утверждением их ЦК ВЛКСМ; обязать ВЦСПС и органы промышленности выделить 300 квалифицированных рабочих с предприятий в качестве руководителей мастерских в детских домах и трудколониях; обязать наркомпросы союзных республик выделить из оканчивающих в текущем году педтехникумы 500 человек и из оканчивающих педвузы - 125 человек для работы в детских домах и трудколониях» [79.С.351].
О значении специальной подготовки говорил А. С. Макаренко: «Необходимо пересмотреть программы педагогических вузов и техникумов как со стороны подготовки к преподаванию, так и со стороны специальной подготовки к воспитательной работе учителя» [70.С.172], в трудовой коммуне им. Дзержинского он вообще отказался от воспитателей, поручив реализацию воспитательных функций самим воспитанникам.
В 20-х годах XX века в связи с широким развитием социальной педагогики в России началась подготовка социальных педагогов, включавшая в себя изучение анатомии, физиологии, гигиены, детской психологии, психопатологии и уголовной социологии. Большое внимание уделялось практической подготовке студентов, в ходе которой они овладевали умениями и навыками социально-педагогической работы в детприемниках, коллекторах-распределителях, детдомах, детских комнатах, школах-интернатах [64.С.20]. Однако «после разгрома педологии и старого, дореволюционного корпуса России» [123], когда были прекращены все исследования в области социального воспитания, подготовка социальных педагогов прекратилась. В детских домах и колониях стали работать учителя, не имеющие специальной подготовки.
В настоящее время в нашей стране осуществляется многоуровневая подготовка социальных педагогов. В.Г. Бочарова указывает на важность допрофессиональной подготовки и отбора специалистов, которые осуществляются в социально-педагогических классах общеобразовательных школ и профессионально-технических училищах; школах помощника социального педагога (работника), системе культурологического, валеологического, экологического образования на базе старших классов, а также среди взрослого населения, проявляющего интерес к социальной работе [21.С.36].
Подготовка социальных педагогов осуществляется в колледжах, институтах и университетах в дневной, вечерней и заочной формах.
В основе процесса профессиональной подготовки лежит квалификационная характеристика специалиста. Подготовка социальных педагогов в высших учебных заведениях должна быть, с одной стороны, академической, с другой стороны - практикоориентированной, должна учитывать как общегосударственный, так и региональный компонент, как общепрофессиональные характеристики, так и специализацию будущих педагогов.
В содержании
подготовки студентов по специальности
«Социальная педагогика» в вузах работе
с детьми-сиротами посвящены только отдельные
темы в курсах «Социальная педагогика»,
«История социальной педагогики», «Семьеведение»,
имеются также курсы по выбору, рассматривающие
лишь отдельные аспекты социально-педагогической
работы с детьми-сиротами, например,
курс «Теория и методика воспитательной
работы с детьми, оставшимися без попечения
родителей».
Переподготовка социальных
педагогов осуществляется в
институтах повышения квалификации работников
образования, институтах
усовершенствования и др. Возрастающая
потребность в социальных
педагогах вызывает необходимость
дополнительного профиля специалистов,
в основном, с высшим образованием,
ориентированных на профессию социального
педагога Образование может осуществляться
как в дневной, так и в очно-заочной
форме.
В институте
развития образования г. Ярославля
на факультете переподготовки кадров
по специальности «Социальная
Для руководителей детских домов и школ-интернатов области, а также для специалистов органов управления образования разработана и апробирована программа курсов повышения квалификации «Особенности организации и содержания работы с детьми группы риска», в которой рассматриваются управленческие аспекты организации деятельности интернатных учреждений области. Содержание программы курсов включает три блока: «Экономико-правовое обеспечение управления учреждениями образования интернатного типа»; «Психология и техника управления»; «Управление организацией воспитательного процесса». Наиболее ценным, по нашему мнению, является то, что к преподаванию курсов привлекаются практические работники – директора детских домов, школ-интернатов, специалисты департамента образования Администрации области. При проведении занятий в основном используются лекции, незначительное внимание уделяется практическим формам.
В Институте специальной педагогики и психологии международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга г. Санкт-Петербурга осуществляется переподготовка кадров по специальности «Социальный педагог – реабилитолог». В содержании программы переподготовки есть курс «Социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей». Следует отметить, что в основе системы переподготовки социального педагога основное внимание уделяется овладению реабилитационными технологиями, однако в ходе переподготовки не используется возможность организации практики для формирования умений и навыков в работе с данной категорией детей.
Определенный опыт в этом направлении накоплен в республике Карелия. Для обучения педагогов, специалистов и руководителей детских домов разработаны следующие программы: «Анализ, планирование и проектирование профессиональной деятельности с учетом потребностей детей, оставшихся без попечения родителей», «Социализация детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастные стандарты. Создание условий для успешной социализации в детском доме и замещающей семье», «Основы социальной работы в образовательном учреждении». Важным, по нашему мнению, является то, что обучение проходит на рабочем месте в 10 детских домах республики. Программы построены по блочно-модульному типу, это позволяет осуществлять процесс обучения в различных условиях, делая систему обучения более гибкой. В рамках проектов разрабатываются и апробируются новые технологии поддержки семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей: «Индивидуальный план сопровождения ребенка» и «Семейная конференция».
Таким образом, изучение опыта образовательных учреждений по данному направлению позволяет заключить, что существует определенный опыт подготовки специалистов по отдельным проблемам, но целостной системы подготовки студентов по специальности «Социальная педагогика» к работе с детьми-сиротами у нас в стране не обнаружено. В процессе обучения мало внимания уделяется практическому обучению, слабо разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста, а также активные формы обучения. Важно отметить, что в имеющемся опыте существуют идеи, которые следует учитывать при разработке модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами. Во-первых, историческая практика показывает, что для работы с детьми-сиротами востребованы люди, которые имеют практический опыт работы с ними: знакомы с условиями организации процесса воспитания детей-сирот, знают особенности их развития, имеют представления о трудностях, встречающихся в работе с ними. Во-вторых, обучение должно носить практикоориентированный характер, организация процесса обучения может осуществляться непосредственно на базе интернатного учреждения, к преподаванию могут привлекаться практические работники. В-третьих, содержание программы подготовки целесообразно выстраивать по блочно-модульному типу.
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами