Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ 5
1.1 Занятость и безработица: содержание, характеристики 5
1.2 Молодежь как социальная - демографическая группа 8
1.3 Проблема безработицы среди молодежи 13
1.4 Социальная работа с безработными за рубежом 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 20
2.1 Обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, «улицы», коллектива, СМИ, самых разных молодёжных организаций, религии и пр. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в формировании личности молодого человека. Под влиянием перечисленных факторов формируются особенности социализации, например, российской молодежи (американской и др.)
Молодость часто несколько пафосно называют «периодом, сопряжённым с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе» [3, с. 181].
С другой стороны, в это
же время ему необходимо сформировать
максимально достоверное
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
Молодёжь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества (идея исходит из представлений общества вообще как некого социального организма). Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей. Разнообразные виды профессиональной деятельности отражают уровень развития общества, характер стоящих перед ним задач, а оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их «престижности». Она является существенным фактором в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы, формировании чувства удовлетворенности трудом.
Нарастающий распад экономических
связей между предприятиями, рост безработицы
среди дипломированных специали
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиске средств к существованию.
Задача выбора профессии и поиска места работы осложняется тем, что качественные характеристики образования современной молодежи часто не соответствуют характеру и содержанию труда.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были космонавты, врачи, ученые. Сейчас популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.
Что же лежит в основе молодежной безработицы?
Работа – та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин:
- ростом общей численности безработных;
- в связи с уже состоявшимся и предстоящим банкротством значительной части предприятий;
- в связи с тем, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства;
- отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи, с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
- рост числа безработных среди молодежи связан с несоответствием их профессиональной подготовки требованиям рынка труда, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы и недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью, [6, с. 17-18].
Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.
Рассмотрим другие причины
молодежной безработицы, где роль безработного
является «социально-
1) безработный, однако, не освобожден от социальных обязанностей и должен выполнять их независимо от финансовых и эмоциональных соображений;
2) считается, что безработный сам ответственен за свою ситуацию и обязан найти из нее выход;
3) безработный должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату;
4) статус постоянного
безработного может быть
Таким образом, данные отношения и установки безработного также являются причиной его безработности.
Сегодня большая часть подростков и молодежи – будущих соискателей на рынке труда – психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ – минуя общественно-значимую деятельность.
Особое беспокойство вызывает уровень здоровья молодежи – как фактор, влияющий на безработицу.
Все менее привлекательной
Таким образом, причины молодежной
безработицы состоят не только в
социально-экономическом
Проблема безработицы, в том числе и среди молодёжи, актуальна и для зарубежных стран. Познакомимся с их опытом социальной работы с безработными и методиками решения данной проблемы.
Обязательным видом помощи безработным за рубежом является страхование по безработице. Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 3 их основные вида:
- обязательное страхование, оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.;
- социальное страхование, распространенное в Греции, Израиле, Исландии, Норвегии и др.;
- добровольное страхование, существующее в Дании и дополнительно к основным видам - в Финляндии, Швеции и др. [9, с. 97]
Безработный до назначения пособия должен зарегистрироваться в Бюро труда и регулярно отмечаться весь период выплаты пособия.
Размер пособия по
безработице в большинстве
Рассмотрим более подробно программы защиты от безработицы, существующие в некоторых странах.
В США страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, законодательство каждого штата их конкретизирует и дополняет. Каждый штат определяет категорию лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты в зависимости от уровня безработицы в предшествующий период. Фонды страхования по безработице образуются за счет налогов с предпринимателей; размеры их устанавливаются в процентном отношении к выплаченной заработной плате.
Помимо этого в США
развита такая система
В области медицинского обслуживания осуществляются программы «медикэр» и «медикэйд» и также предоставляются налоговые льготы. Клиентура «медикэр» - пенсионера и инвалиды 65 лет и старше. По программе «медикэйд» Федеральное правительство делит со штатами расходы на медицинскую помощь бедноте, получающей пособие по линии социального вспомоществования.
Для решения жилищного вопроса существуют программы, рассчитанные на семьи с низкими доходами. По одной из них Федеральное правительство предоставляет местным властям средства на строительство дешевого жилья. Право на него могут получить лишь бедные семьи. Если их экономический статус повышается, они обязаны покинуть дом, построенный на средства по этой программе.
Большое внимание в зарубежных странах уделяется молодежи, в том числе впервые ищущей работу.
Для увеличения молодежной занятости в Италии, например, введен контракт по подготовке к труду. На его основании молодые люди в возрасте 15-29 лет в течение 24 месяцев получают на предприятии профессиональную подготовку. Взамен работодатели не платят социальные взносы, что экономит им около 5 млн. лир в год. Острота молодежной безработицы вынудила профсоюзы отказаться от принципа равенства оплаты за равный труд. Сейчас молодой человек, работающий по контракту «Подготовка – труд», получает на 2-3 миллиона лир меньше рабочего в возрасте старше 29 лет, выполняющего те же обязанности. Таким образом, молодой человек, принятый и работающий по этому контракту 24 месяца, позволяет сэкономить предприятию, посредством выплаты меньшей зарплаты и меньших социальных взносов, в среднем 15 миллионов лир (около 40% стоимости труда) [9, с. 109].
Наряду с контрактами по подготовке к труду (которые охватили в 80-е годы 500 тыс. молодых) в Италии действует институт ученичества, вовлекающий каждый год 600 тыс. молодых. Использование на рабочих местах учеников, у которых низкая заработная плата и за которых не надо платить социальные взносы и взносы областям, дает предприятию экономию на стоимости труда, достигающую 80-90%. Однако, несмотря на все эти меры, увеличения уровня молодежной занятости в Италии не произошло. Более 50% молодых, принятых по контракту «Подготовка – труд», были уволены в конце периода, принимались на постоянную работу лишь те, которые заменили уволенных работников, увольняющихся или ушедших на пенсию. Так, на юге Италии, где самый высокий процент молодежной безработицы, лишь 8% молодых принятых на работу по контракту «Подготовка – труд». Предприятия используют контракты по подготовке и труду в целях, во-первых, уменьшения числа занятых постоянно и не подлежащих увольнению, и, во-вторых, увеличения числа временно принятых, которых можно уволить в любой момент.