Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа
Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9
Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24
Заключение
34
Список литературы
Отношения личности как психологическое явление характеризуется следующими сущностными чертами:
Таким образом, отношение – социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его взаимодействие с окружающей действительностью и сознанием. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу. Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение – атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Имидж современной российской армии глазами молодежи
В отечественной
военной психологии особое место
сегодня занимает изучение отношения
молодежи к службе в рядах Вооруженных
сил. Проблемы, связанные с имиджем
российской армии, в последнее время
активно обсуждаются не только в
обществе, но и в военной психологической
науке. Образ современной российской
армии не остается без внимания в
средствах массовой информации. Использование
возможностей анализа современных
психологических и
В начале необходимо
определить содержание понятия "армия",
которое весьма неоднозначно употребляется
в различных смыслах: во-первых, армия
- часть вооруженных сил
Армия тесно
связана с основными сферами
жизни общества. Функционирование и
развитие армии определяются, прежде
всего, уровнем материального
В разное время
и в разных социальных контекстах
имидж армии меняется в зависимости
от ряда факторов, бывая как положительным,
так и отрицательным. Различают
также текущий имидж, складывающийся
на основе реальной ситуации (который,
впрочем, может и не отражать ее в
полной мере, поскольку конструируется
на основе упрощенного, стереотипического
восприятия), и идеальный (желаемый),
содержащий в себе те характеристики
и черты, которые считаются
Ученые считают,
что имидж "выделяет" явление,
создает впечатление его
Суммируя сказанное, можно предложить такое определение понятия "имидж армии". Это - образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект (армию) свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ. "Имидж" ограничивает рациональное познание армии и в то же время внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия. [5,59].
Итак, имидж
армии может быть как основным,
так и побочным продуктом деятельности,
но он не всегда искусственное образование.
Есть основания полагать, что в
настоящее время активные действия
со стороны государственных
Целенаправленное конструирование имиджа со стороны государства мало заметно. Но косвенное создание можно наблюдать, например, в циклах художественных фильмов и сериалов, посвященных военной службе в современных силовых ведомствах, прежде всего в Вооруженных силах России. Примером формирования негативного образа армии, к сожалению, являются фильмы из серии "ДМБ".
Сегодня на
рынке внутренней телевизионной
продукции мы сталкиваемся с фактами,
рисующими отрицательный имидж
Российской армии. Целенаправленно
или в виде побочного продукта
отрицательный образ
Для выявления совокупности характеристик и оценок, описывающих в сознании граждан образ российской армии в 2006 г было проведено социологическое исследование среди молодежи на тему о том, что они думают о российской армии. [31, 81]. Анализ результатов показал ряд существенных моментов, обнаружить которые, не прибегая к эмпирическим методам, было бы затруднительно и которые хорошо иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия имиджа армии в массовом сознании граждан России. Около 10% опросных листов содержали негативные высказывания об армии, авторами которых в подавляющем большинстве являлись молодые люди, избегающие армейской службы и ищущие оправдания своей позиции. Примерно столько же респондентов высказалось об армии подчеркнуто хвалебно.
Все слова, которые были использованы респондентами при их размышлениях о российской армии, можно разделить на три примерно равные группы: положительно характеризующие армию, нейтрально и отрицательно. К положительным относятся: "защита", "мощь", "ядерная держава", "сила", "патриотизм", "Отечество", "долг Родине", "воспитание", "медали", "дружба", "храбрость", "честь" и т.п. Они максимально абстрактны в отличии от конкретных высказываний, которые отнесены к третьей группе.
К нейтральным словам можно отнести, например: "служба", "военкомат", "форма", "офицеры", "оружие", "зарядка", "взвод", "фуражка", "письма" и т.п. Эта группа носит атрибутивный характер и позволяет безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого. [31,81].
Третью группу
составили негативно-
в) относящиеся к характерным событиям и явлениям, касающимся армии (незащищенность, плачущие матери, нехватка денег, нищета, падение вертолетов, "откосить", отсрочки, самоволка, принуждение, откуп, взятки, унижение, риск, страх, дезертирство, глупое руководство, принудительная уборка (снега, туалетов и т.п.), воровство и др.). [31,82].
Мифологический уровень восприятия - это глубинный, наиболее общий (абстрактный) слой коллективного бессознательного, который хранит социогенетическую память человеческого рода. Содержимое коллективного бессознательного является сознанию в виде непроизвольных мифов, символов и образов. Они, в свою очередь, опираются на универсальные социальные структуры, устойчивые элементы - архетипы. В процессе коммуникации общественное сознание наделяет представителей военной организации и саму организацию качествами, которые могут быть им и не присущи, а менее значимые или же "невыгодные" в данный момент свойства отбрасывает. Воздействие, оказываемое, например, офицером, перестает быть воздействием конкретной личности или имиджа; оно приобретает совершенно новые качества и эффективность. По существу, происходит мифологизация образа человека в погонах.
На этом уровне
формируются глубинные
Одним из возможных
направлений социально-
В современных
условиях эта проблема во многом обусловлена
наличием или отсутствием
Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи