Проблема отношения к военной службе у молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9

Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24

Заключение
34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Ira.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

Отношения личности как психологическое явление характеризуется следующими сущностными чертами:

  • отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другим; потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включенности, в позитивной оценке; потребность в понимании, сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;
  • в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности;
  • отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация и распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.[20, 94].
  • К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомацию (перемещение в пространстве), речь, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и действиям взрослого.
  • Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов. Например, по наличию (и интенсивности) положительных и отрицательных эмоций, конфликтности (внутриличностной, межличностной), эмоциональной чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т.п.
  • Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение) [20, 165].

Таким образом, отношение – социализированная  связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его  взаимодействие с окружающей действительностью  и сознанием. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение  друг к другу. Понятие «отношение»  выступает базовой категорией психологической  науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях  человека с человеком, материальными  и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним  миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе  говоря, отношение – атрибут любой  связи человека: непосредственной и  опосредованной, физической и идеальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1 Имидж современной российской  армии глазами молодежи

В отечественной  военной психологии особое место  сегодня занимает изучение отношения  молодежи к службе в рядах Вооруженных  сил. Проблемы, связанные с имиджем  российской армии, в последнее время  активно обсуждаются не только в  обществе, но и в военной психологической  науке. Образ современной российской армии не остается без внимания в  средствах массовой информации. Использование  возможностей анализа современных  психологических и социологических  исследований  об имидже армии  помогает конструктивному осмыслению отношения  современной молодежи к службе в  рядах российской армии.

В начале необходимо определить содержание понятия "армия", которое весьма неоднозначно  употребляется  в различных смыслах: во-первых, армия - часть вооруженных сил государств (исключая военно-морской флот); во-вторых - это оперативное объединение, включающее дивизии, бригады и аналогичные  части более низкого уровня; в-третьих - вооруженная организация больших  социальных групп для защиты своих  интересов. В последнем варианте под "армией" понимается чаще всего  совокупность всех вооруженных формирований (применительно к России это, например, Вооруженные силы РФ, внутренние войска МВД РФ, пограничные войска ФСБ, войска Гражданской обороны и т.п.), создаваемых  государством для осуществления  военной политики. В этом смысле армия является основным элементом  военной организации государства, социальным институтом. [13, 281].

Армия тесно  связана с основными сферами  жизни общества. Функционирование и  развитие армии определяются, прежде всего, уровнем материального производства, состоянием военно-промышленного комплекса, от которого зависят обеспечение  ее техникой и вооружением, количественный состав. Воздействие на ее состояние  оказывают социальная, национальная, конфессиональная структуры. Эти факторы влияют на личный состав армии, на характер взаимоотношений между военнослужащими, морально-политическое единство армии и общества. От характера взаимодействия социальных и политических факторов зависит эффективность использования, как военного потенциала общества, так и боевого потенциала армии. На состояние армии воздействуют также духовная жизнь общества, его культура и наука. Значительную опасность для политической стабильности государства представляет применение армии не по функциональному предназначению.

В разное время  и в разных социальных контекстах имидж армии меняется в зависимости  от ряда факторов, бывая как положительным, так и отрицательным. Различают  также текущий имидж, складывающийся на основе реальной ситуации (который, впрочем, может и не отражать ее в  полной мере, поскольку конструируется на основе упрощенного, стереотипического  восприятия), и идеальный (желаемый), содержащий в себе те характеристики и черты, которые считаются предпочтительными, желательными для некой идеальной  модели. Идеальный имидж представляет собой то, какой армия должна быть.

Ученые считают, что имидж "выделяет" явление, создает впечатление его принципиального  отличия от других, наделяет явление  характеристиками, лежащими за пределами  его реальных качеств, причем любыми характеристиками, поскольку это  производится с помощью ассоциаций. Через всевозможные психологические  и социально-психологические механизмы  он внедряется в массовое сознание, а ассоциации "привязывают" к  явлению заданные характеристики в  зависимости от целей тех, кто  создает образы. Другими словами, к явлению "привязываются" свойства, имеющие идеолого-политическую или  социально-психологическую ценности. [6,241].

Суммируя  сказанное, можно предложить такое  определение понятия "имидж армии". Это - образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект (армию) свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ. "Имидж" ограничивает рациональное познание армии и в то же время внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия. [5,59].

Итак, имидж  армии может быть как основным, так и побочным продуктом деятельности, но он не всегда искусственное образование. Есть основания полагать, что в  настоящее время активные действия со стороны государственных органов  по формированию положительного имиджа российской армии носят, скорее, разрозненный характер, осуществляются по остаточному  принципу ввиду дефицита средств  на содержание военной организации. Но существует обратная связь, для которой  характерно выражение "to live up to one's image" - "жить на уровне своего имиджа". Это чрезвычайно актуально в нашей действительности. Поэтому важно не только создавать имидж армии, но и жить на уровне этого имиджа, все время его оправдывая и подкрепляя, иначе он окажется разоблаченным. Современные социалогические и психологические исследования отмечают, что сегодня военнослужащим - основным представителям военной организации, и самой армии едва ли удастся соответствовать созданному респектабельному и высоко функциональному образу-представлению без обеспечения правовой защиты военнослужащих, решения комплекса социально-экономических проблем (жилье, денежное довольствие, социальное страхование и т.д.), обеспечения современной техникой и вооружением, повышения качества призываемого контингента и т.д. Условия XXI века предъявляют к важному политическому инструменту государства - армии высокие требования, значительное несоответствие которым не способен завуалировать никакой имидж.

Целенаправленное  конструирование имиджа со стороны  государства мало заметно. Но косвенное  создание можно наблюдать, например, в циклах художественных фильмов  и сериалов, посвященных военной  службе в современных силовых ведомствах, прежде всего в Вооруженных силах России. Примером формирования негативного образа армии, к сожалению, являются фильмы из серии "ДМБ".

Сегодня на рынке внутренней телевизионной  продукции мы сталкиваемся с фактами, рисующими отрицательный имидж  Российской армии. Целенаправленно  или в виде побочного продукта отрицательный образ функционирует, обеспечивая узнавание и программирование ожиданий обывателей по отношению к  главному элементу военной организации  нашего общества - армии.

Для выявления  совокупности характеристик и оценок, описывающих в сознании граждан  образ российской армии в 2006 г  было проведено социологическое  исследование среди молодежи на тему о том, что они думают о российской армии. [31, 81]. Анализ результатов показал ряд существенных моментов, обнаружить которые, не прибегая к эмпирическим методам, было бы затруднительно и которые хорошо иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия имиджа армии в массовом сознании граждан России. Около 10% опросных листов содержали негативные высказывания об армии, авторами которых в подавляющем большинстве являлись молодые люди, избегающие армейской службы и ищущие оправдания своей позиции. Примерно столько же респондентов высказалось об армии подчеркнуто хвалебно.

Все слова, которые  были использованы респондентами при  их размышлениях о российской армии, можно разделить на три примерно равные группы: положительно характеризующие  армию, нейтрально и отрицательно. К  положительным относятся: "защита", "мощь", "ядерная держава", "сила", "патриотизм", "Отечество", "долг Родине", "воспитание", "медали", "дружба", "храбрость", "честь" и т.п. Они максимально абстрактны в отличии от конкретных высказываний, которые отнесены к третьей группе.

К нейтральным словам можно отнести, например: "служба", "военкомат", "форма", "офицеры", "оружие", "зарядка", "взвод", "фуражка", "письма" и т.п. Эта группа носит атрибутивный характер и позволяет безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого. [31,81].

Третью группу составили негативно-отрицательные высказывания. Она оказалась большей среди использованных слов. Чаще всего, примерно в 60% случаев, называлась "дедовщина", причем в перечне одним из первых. Вероятно, ассоциативно в сознании людей это слово очень тесно связано с оценочными суждениями о современной армии. Остальные высказывания респондентов можно объединить по смысловым подгруппам: а) относящиеся к проблемам питания и быта (невкусная еда, тушенка, голод, похлебка, железные кровати, чистка картофеля, принимать душ вместе, рутина, бардак, выживание и т.п.); б) относящиеся к вопросам внешнего вида (короткая или немодная стрижка, лысые, жалость, усталость, грустные лица и т.п.);

в) относящиеся  к характерным событиям и явлениям, касающимся армии (незащищенность, плачущие матери, нехватка денег, нищета, падение  вертолетов, "откосить", отсрочки, самоволка, принуждение, откуп, взятки, унижение, риск, страх, дезертирство, глупое руководство, принудительная уборка (снега, туалетов и т.п.), воровство и др.). [31,82].

Мифологический уровень восприятия - это глубинный, наиболее общий (абстрактный) слой коллективного бессознательного, который хранит социогенетическую память человеческого рода. Содержимое коллективного бессознательного является сознанию в виде непроизвольных мифов, символов и образов. Они, в свою очередь, опираются на универсальные социальные структуры, устойчивые элементы - архетипы. В процессе коммуникации общественное сознание наделяет представителей военной организации и саму организацию качествами, которые могут быть им и не присущи, а менее значимые или же "невыгодные" в данный момент свойства отбрасывает. Воздействие, оказываемое, например, офицером, перестает быть воздействием конкретной личности или имиджа; оно приобретает совершенно новые качества и эффективность. По существу, происходит мифологизация образа человека в погонах.

На этом уровне формируются глубинные устойчивые представления о том, какой должна быть армия и как она должна взаимодействовать с народом. Это  чаще всего образ социальных, скрытых  желаний, неосуществленных стремлений, человеческих чувств, как-то: древнейшие надежды на богатыря, доброго молодца, воина-освободителя, патриотический дух  народа, иррациональная вера в победу, ее мистифицирование. Хотелось бы подчеркнуть, что на мифологическом уровне трудно формировать имиджевую концепцию  армии с помощью современных  информационных технологий, поскольку  глубинные психические структуры  практически не подвергаются изменениям, что подтвердилось результатами исследования. Эволюция этих структур происходит по своим внутренним законам.

Одним из возможных  направлений социально-психологической  работы по формированию имиджа армии  на мифологическом уровне могут стать  усилия по актуализации у современных  россиян гордости за свою страну, счастья  родиться, вырасти и жить в ней. Это вполне реально, если вспомнить, что подобные отношения были абсолютно  естественными для подавляющего большинства советских людей. [27, 101].

В современных  условиях эта проблема во многом обусловлена  наличием или отсутствием государственной  идеологии. В обществах с устойчивой идеологией массы в значительно  меньшей степени подвержены колебаниям социального настроения. Идеология  обладает мощной защитной функцией. Она  ограждает простого человека от необходимости  давать собственные оценки, принимать  решения, основывающиеся на личной гражданской  позиции. Эти задачи являются прерогативой господствующей идеологии. В настоящее  время в нашей стране идеологии  уделяется мало внимания. А она, как  известно, выступает важным стабилизирующим социальным фактором, непосредственно влияющим на имидж армии.

Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи