Проблемы социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно жизненны и ясны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Можно заметить, что через приобщенность  субъекта к культуре, к социально-историческому  опыту как совокупности позитивных результатов человеческой деятельности (материальной и духовной), определяется и образование. Различие этих близких  понятий заключается в том, что образование есть форма (или часть, аспект) социализации. Причем та часть, содержанием которой является приобщение (наделение, освоение) субъекта не ко всему пространству результатов человеческой деятельности, а к той части человеческой культуры, элементы которой признаются и принимаются конкретным социумом как положительные ценности. Социализация же в целом шире, она может оттранслировать в новые поколения не только эффективный опыт, снискавший положительную оценку сообщества, но и отрицательную или вообще им не оцененный. Например, использование знаний о выдающихся способах воровства, обмана или обольщения не является образовательным феноменом, а социализационным является. Поскольку здесь имеют место гибкость и виртуозность мышления, ловкость рук, знание исторических прецедентов и другие факторы, присущие только человеку как мыслящему и деятельному внеприродному существу.

Формы социализации могут быть различными в своей исторически-определенной конкретизации. Это зависит от условий, целей, возможностей, объективных характеристик социума и социализаторов и т.д. Но при включении целевых установок, т.е. при построении осознанной деятельности по социализации, человечество преимущественно в первую очередь преследовало цель социальной адаптации, вписывания нового поколения в существующее общество, т.е. в уже имеющуюся к этому времени систему общественных отношений, ценностей, норм. Это должно было гарантировать выживаемость и эффективность деятельности молодежи, но прежде всего - сохранение и воспроизводство самого общественного организма.

Социальная адаптация охватывала преимущественно наиболее значимые для конкретного общества сферы  жизнедеятельности - труд, совместное проживание, общение, досуг, (отчасти  через него - искусство), а также  интегрирующие социум формы сознания - познание и мораль (чаще через них - религию, зачаточные элементы науки, простейшие политико-правовые нормы). В основных своих элементах эта схема практически не менялась веками, имея в истории лишь некоторые специфические отклонения для особых, как правило, очень малых, привилегированных социальных групп.

Вместе с тем, утверждать, что  социализация существовала всегда, было бы неправильно. Она появилась на каком-то историческом этапе, проходила  процесс становления, меняя свои исторические формы, развиваясь к своему зрелому состоянию. Поэтому, строго говоря, здесь есть проблема - для того, чтобы понять, что такое социализация, надо иметь ее зрелую форму. Но об этом - ниже.

Определенный тип общества неизбежно  формирует своеобразный и адекватный ему тип мышления, а также адекватный, а потому определенный тип социализации. (См.42;81;105) Воспроизводство в новых поколениях норм, образцов, ценностей - в ранних обществах это была стихийная, неуправляемая, неотрефлексированная, но, тем не менее, достаточно результативная работа. Здесь доминировала биологическая детерминанта (выжил - не выжил) вариативности социализаторской деятельности. Социализация новых поколений осуществлялась не столько целенаправленной воспитательной деятельностью, сколько всем устройством общественной жизни. Поэтому ее эффект был на редкость устойчивым, и такой же устойчивостью отличались ее формы. Через складывавшиеся социальные нормы и институты их поддерживания общество регулировало и сохраняло свой образ жизни. Приспосабливая молодежь к образу жизни, принятому в данном коллективе, общество осуществляло ее социальную адаптацию.

Формы и функции социализации исторически  менялись, развивались, дифференцировались, но ее смысловой стержень, ее социальное назначение, сложившееся на заре социогенеза, остается и по сей день. Это, с одной стороны, социальная адаптация, т.е. сохранение и защита общества от потрясений, связанных с вхождением в него новых поколений, а также вписывание молодежи в сложившиеся социальные реалии. С другой стороны, - наделение новых поколений социальным ресурсом выживания, снабжение их материальным и духовным потенциалом исторически накопленного опыта человечества.

Эта забота лежала на человечестве всегда, и всегда осуществлялась эта работа. Но любопытно то, что необходимость изучения и теоретического осмысления проблемы социализации возникла сравнительно недавно. И задуматься над ней пришлось, как ни парадоксально это звучит, столкнувшись вовсе не с молодежью. Определенную роль в этом, конечно, сыграл молодежный бунт 1968 года, но лишь отчасти. С проблемой этой столкнулись, как ни странно, с началом НТР, когда понадобилось переучивать взрослых, т.е. заняться, как это сейчас называется, ресоциализацией.

Переучивание безработных, освоение ими новых профессий и рабочих мест и т.п. - все это еще вкладывалось в понятие адаптации. Человека не приходилось кардинально переучивать, ему лишь немного изменяли профессиональную и жизнедеятельностную ориентацию, а в целом он по-прежнему вписывался в существующие каналы социальности. Но когда пошли мощные - особенно социо-технические - трансформации, то даже у взрослых, казалось бы, уже сформированных и социализованных людей, это вызвало своеобразную ломку, в прямом и переносном смысле. Тогда задумались, как с ними быть. Ведь такой человек умеет и читать, и писать, и даже как будто нормально ценностно сориентирован, а вписываться в сегодняшнее общество не умеет. Когда таких единицы, можно отмахнуться - не умеет в силу индивидуально-личностных особенностей. А когда это приобрело значимые социальные масштабы, то тогда и возник вопрос, что же такое социализация. То есть, к необходимости понимания и познания сущности социализации пришли через практику и осмысление ресоциализации.

Россия к этому подошла уже  в постсоветское время, когда выяснилось, что нужна иная социализация, а точнее - полная ресоциализация всего населения. На Западе элементы понимания того, что нужна особая социализация, были сформированы раньше, еще в рамках концепции модернизации, когда столкнулись с проблемами третьего мира. Но там сначала этот вопрос вообще не восприняли как проблему социализации, а поняли как проблему трансформации, т.е. ломки существующего образа жизни и насаждения западных образцов и стереотипов. Там вопрос иначе и не ставился, как сугубо в том ключе, что это третий мир, неразвитый, отсталый, а потому надо все сломать и сделать его по-новому, на западный манер.

Однако позднее, когда столкнулись  уже со своими, с носителями своей  культуры, в своей стране, которых  НТР в массовом порядке стала превращать в "нелюдей" в том, ранее принятом смысле, то возник вопрос, что сохранять в прошлом их опыте, в том сформировавшем их костяке, чтобы человек стал и остался полноправным членом этого общества. В итоге социализация превращается сначала в проблему, а потом в особый специализированный вид деятельности.

Между тем, приведенные выше обстоятельства заставили внести свои коррективы в  понятие социализации. " Эффективность  институтов социализации, конкретных методов воспитания и обучения, - утверждает социолог И. Кон, - должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. " (66, с. 165)

То есть, здесь явно просматривается  тенденция, которой отмечены многие процессы второй половины ХХ века: ценностно-смысловым стержнем становится не социальный опыт прошлых поколений, и даже не просто прошлый опыт сегодняшнего трудоспособного поколения, а самостоятельность и творчество молодежи в решении принципиально новых задач современности.

Между прочим, нельзя не отметить, что проблема социализации, которая практически всегда рассматривалась применительно к молодежи, сегодня встала как проблема всеобъемлющей социализации. Социализация молодежи теперь превращается только в часть общей социализации всего сообщества. И теперь оказывается, что социализационный процесс первичен по отношению к определению социально-стратификационных групп.

Тогда возникает проблема историзма, который подводит нас к признанию, что есть разные исторические формы  социализации - обучение, воспитание и т.д. И если рассматривать вопрос с точки зрения социальной философии, то надо выявить социализацию как социальный тип деятельности, который носит всеобщий характер или становится всеобщим. Посмотреть, как он существовал раньше и воздействовал на объект под названием "молодежь", было ли вообще такое, и если да, то в каких формах деятельности, с какими ресурсами, методами и т.п. Но это большая и перспективная задача.

Стоит специально остановиться на том, что как собственно возникновение  социализаторской деятельности можно рассматривать появление политических партий (особенно учитывая современную политическую незрелость молодежи, о которой речь шла в 1 главе). Ведь это чистый вид социализаторской деятельности. Он не стремится сделать человека работником, а стремится сделать его человеком, который осознает свое место в мире, понимает, откуда оно происходит и чем диктуется, что нужно сделать, для того, чтобы иметь жизнь достойную. И действует адекватно.

При разделении общества на классы, появляется множество партий, которые по-разному объясняют человеку, каково его место и чего он достоин. Соответственно, с неизбежностью появилась супер-задача одну часть населения социализовать одним образом, а другую - иначе. Началась реальная классовая борьба за тот или иной тип социализаторской деятельности. Со временем появилась еще и особая ниша, созданная в виде специализированной институциализированной деятельности, - школа. Естественно, началась борьба и за систему образования.

Когда К. Маркс говорил, что изменившееся общество есть продукт изменившихся обстоятельств и воспитания, на вопрос, откуда должны взяться новые воспитатели, он отвечал, что воспитатель должен быть воспитан. Где, чем, кем? Он был убежден, что новые люди появляются в горниле революций. Да, история социально-политических революций показала, что революционер - это социализатор, но отличный от традиционного. Он не адаптирует, как раз наоборот, он революционизирует. И практически учит обращаться с социальными отношениями. Революционная деятельность есть доведение до практики понимания того, что целью и продуктом социализации должна стать творческая деятельность масс по преобразованию реальности в интересах людей.

Заметим, что революции являются особенно благоприятными периодами  в развитии общества для социальной реализации молодых, но расширяют границы дополнительной социализации и для всех других когорт населения. Потому что те, кто уже занял раньше свою социальную нишу, в революции как раз все свои привилегии и завоевания теряют. А молодежь приобретает. Кроме того, в таких катаклизмах у молодых появляется возможность не только пренебречь опытом предшествующих поколений, но даже начать учить стариков.

Весь социализационный процесс, как  он описан в литературе, может быть описан с точки зрения получаемого результата - социализованной личности, социализованного человека. Но для этого должна быть норма, критерий, позволяющий определять, социализован человек или нет и какой это тип социализации. "Социализационная норма может быть определена как установленный и отрегулированный социальный механизм вхождения индивида в общество, развитие индивида в полноправную человеческую личность, обладающую как индивидуальными, так и социально-типическими и социально-значимыми чертами. Социализационная норма также есть принятый в данном обществе ориентир личностного развития индивида с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик." (63, с.104)

А определяет эту норму модель личности, которую создают философские  системы. Однако на сегодняшний  день разработка этой позиции совершенно недостаточна и имеет место в основном лишь в персоналистских, прагматистских концепциях (Они все перечислены в монографии Ковалевой, правда, без анализа.)

Вместе с тем, обратим внимание на то, что заключительная часть приведенного определения социализационной нормы - "принятый в данном обществе ориентир личностного развития индивида" - предполагает общество и социализацию неизменными и устоявшимися. Это не совсем корректно, потому что в переломные эпохи, в периоды социально-исторических катаклизмов, именно когда и обостряется проблема молодежи во всех ее аспектах, "принятый ориентир" личностного развития как раз либо отсутствует, либо ниспровергается прежде всего. Далеко ходить не надо, возьмем современную Россию - какое общество у нас сейчас, каков ориентир личностного развития? Этого сейчас вразумительно не скажет никто. Поэтому, думается, совершенно не случайно в этой позиции все сведено к "установленному и отрегулированному механизму". Когда не могут предложить приемлемую ценность, остается только уповать на механизм. Это как пуговицу пришить к яичнице: ищут и обсуждают, как это сделать, не задумываясь и не объясняя зачем.

Отсюда - и оценка результатов: социализация считается успешной, если индивид  осваивает необходимые социальные роли, одобряемые данной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. А как же тогда быть с поколениями новаторов и революционеров, на чьих плечах человечество выходило из глубочайших эпохальных кризисов и открывало для себя второе дыхание для продолжения исторического движения? Согласно приведенной логике, они были несоциализованы. С этим трудно согласиться. Такое заключение не проходит даже в частичном и минимальном варианте - когда касается социальной адаптации. Не адаптированы к старым нормам - да, но зато можно утверждать, что адаптированы к новым требованиям исторического момента и времени. А уж что социализованы - так это непременно. Эту ситуацию четко зафиксировал на переломе эпох Ф. Ницше: "Перемена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем. Созидающими были сперва народы и лишь позднее отдельные личности; поистине, сама отдельная личность есть еще самое юное из творений" (115, с.43)

Поскольку решение проблемы в данном аспекте еще не найдено, позволим себе немного поразмышлять на эту тему. А можно ли вообще прийти к одной норме, если социальные условия и факторы, определяющие процессы социализации, настолько разные для разных обществ и общественных систем? Видимо, можно прийти лишь к очень небольшому набору общих базовых ценностей типа "Не убий". Но откуда идет это определение социализационной нормы? Из нашей практики, существующей еще с 1917 года. Наши педагоги, которые единственные "по должности" занимаются проблемами социализации, умеют только "делать контрольные срезы". Дай им формальный критерий и инструкцию - они и будут замерять, поскольку просто другого не знают. А других педагогов у нас просто нет. Прямо беда. И это в образовании, которое у нас пока - самая мощная социализационная система! Но это ведь только теоретики ломают голову над тем, откуда возьмется личность там, где в деятельность загнана норма, если личность это не норма, а откровение одно. А откуда возьмется развивающаяся личность, которая вообще никаких канонов не терпит? Практики над этим не сильно ломают голову - "проблем и без того хватает".

Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи