Проблемы социального обслуживания пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM_2.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

С Е В Е Р О-З А П А Д Н Ы Й И Н С Т И Т У Т У П Р А В Л Е Н И Я

 

Социальный техникум

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Проблемы социального  обслуживания пожилых людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

 

 

 

 

Заместитель директора  по учебной работе

М.В. Крылова

 

 


подпись

студента___________курса

группы_________________

отделение__________________

 

Ф.И.О.


 

подпись

 

Научный руководитель______________________

                              уч. степень, уч. звание

 

Ф.И.О.


 

подпись

 

 

Рецензент__________________________

                              уч. степень, уч. звание

 


Ф.И.О.


 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

Оглавление

 

 

Введение 

 

Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей

1.1. Социальные  проблемы лиц пожилого возраста  и их отражение в государственной  социальной политике………………………………………….5

1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12

Глава 2. Организация  социального обслуживания пожилых  людей как одна из форм социальной защиты населения 

2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21

2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26

2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32

Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

На территории Российской Федерации 1 октября объявлено Днем пожилых людей. С этого времени  День пожилых людей традиционно  проводится в Российской Федерации. Его целью является привлечение  внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, их индивидуальным и социальным потребностям, обеспечению необходимого ухода за ними, а также повышение степени информирования о проблеме демографического старения общества.

Тема проблем пожилых  людей в современной России очень актуальна. Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются, он сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом: на рынке труда пожилые люди не востребованы, общество относится к старикам как к изгоям, лекарства дорогие, питание дорогое, жилье дорогое, развлечения и путешествия дорогие, и на все это не хватает пенсии.

Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических  и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Но эти законы пока в нашей стране работают не в полную силу, зачастую наши пожилые граждане не знают своих прав и не могут себя защитить.

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживая нуждающимся гражданам, стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в области социальной защиты лиц пожилого возраста в России, является Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация. Были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Основные положения развития социальных служб также закреплены в Федеральном законе от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».  

В настоящее время в России принят ряд федеральных социальных программ. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Но пожилые люди не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду нерешаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть социальную  политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;

2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;

3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;

4. Провести анализ  эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.

В данной дипломной работе рассмотрена система социального обслуживания пожилых людей и исследованы проблемы развития и функционирования комплексного социального обслуживания людей пожилого возраста.

Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей

    1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и

их  отражение в государственной  социальной политике

 

 

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно  объединить их в несколько групп – это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых людей.

При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным.

Переход в категорию  пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. Однако, независимо от этого, та или иная степень помощи опытного психолога на данном этапе требуется любому человеку.

Кроме того, выход на пенсию – это та веха в жизни человека, после которой она кардинально  меняется. Это во многом связано  со сменой социального статуса человека. Если раньше человек занимался активной трудовой деятельностью, чувствовал себя необходимым и значимым, то в пожилом возрасте его опыт и знания часто становятся ненужными и невостребованными. Далеко не для всех пожилых людей выход на пенсию становиться долгожданным событием, многие из них стремятся оттянуть переход на «заслуженный отдых», причем не только из-за финансовых соображений.

И, наконец, к психологическим  проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному  одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения  России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Финансово-экономический кризис 17 августа 1998 года существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты. Уровень проводимой индексации пенсии является недостаточным для достойной жизни пожилых людей. Сегодня многие из них с ностальгией вспоминают «советскую» пенсию в 132 рубля, которой вполне хватало на месяц. Однако, часто при этом забывают, что тратить деньги тогда было затруднительно в связи с отсутствием многих товаров в продаже. С другой стороны, обилие качественных продуктов питания, одежды и других предметов первой необходимости в сегодняшних магазинах и невозможность их приобрести в связи с отсутствие денег вызывают их законную обиду и раздражение.

Другой социальной проблемой  пожилых людей, решение которой  во многом способствовало бы повышению  их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории  населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счет средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию. Общее сокращения количества рабочих мест и сложное финансовое положение таких предприятий не позволяет им предоставлять работу людям пожилого возраста. Но и те пенсионеры, которые готовы поменять профиль своей трудовой деятельности и заниматься менее квалифицированным трудом нередко не могут найти себе работу.

По данным Госкомстата  РФ из 166 тыс. пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости  в 1995 г. по вопросу трудоустройства, получили работу только 31 тыс. человек  или менее 20%.

Пожилых людей, и даже людей предпенсионного возраста практически выталкивают на пенсию, освобождая место молодым. Это не только отечественная проблема. В США по инициативе Президента Р. Рейгана еще в 1988 г. был принят специальный закон, запрещающий какую-либо дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никаких ограничений, в том числе и для тех, кому за 70 лет.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка — психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

Многие из вышеперечисленных  проблем сегодня не являются актуальными  для более развитых обществ западных стран. Но для нашего социума решение этих проблем одна из первостепенных задач. Если меры по социальной защите любых категорий населения, в том числе и пенсионеров, не будут приниматься на государственном уровне, то неизбежны социальные потрясения. Яркий пример этому – события в Латвии, где была существенно поднята оплата коммунальных услуг и наиболее уязвимая в этом отношении категория населения - пенсионеры вышли на улицы с протестами. Социальную политику, проводимую в России в отношении людей пожилого возраста нельзя назвать совершенной, однако именно она во многом смягчает социальные проблемы этой демографической группы.

Осуществление государственной  политики в отношении пожилых  людей в Российской Федерации  базируется на провозглашении конституционного принципа социального государства - обеспечения различных гарантий социальной защиты. К пожилым гражданам нормы пенсионного законодательства1  и законодательства о социальном обслуживании2 относят женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.

Формирование нормативной правовой базы в отношении пожилых людей в Российской Федерации осуществляется главным образом исходя из положений Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей