Проблемы социального обслуживания пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM_2.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что во всех упомянутых странах право на предоставление социальных услуг гарантированных государством любым учреждением приобретается на основе социального конкурса. Как правило, в негосударственных учреждениях услуги дешевле, а заработная плата работников ниже, чем в государственных. Однако граждане стремятся попасть именно в государственные учреждения, так как качество услуг в них выше.

В нашей стране развитие негосударственного сектора социального  обслуживания происходит крайне медленными темпами. Не более 5% составляют учреждения некоммерческих организаций, финансируемые за счет собственных средств либо благотворительных пожертвований, около 15% составляют учреждения частных предпринимателей (услуги сиделки, нянечки, гувернантки, бытовые услуги) финансируемые получателями услуг. В тоже время в большинстве регионов России имеют место списки ожидания на услуги отделений надомного обслуживания, домов-интернатов общего профиля, для лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями и лиц вернувшихся из мест лишения свободы, реабилитационных центров для инвалидов и т.д., что является свидетельством недостаточности государственной базы оказания даже гарантированных социальных услуг и основанием для передачи государственного заказа негосударственному сектору. Отсутствие механизма получения государственного заказа на условиях социального конкурса, создающего равный доступ к бюджетным средствам разным поставщикам, является основным тормозом развития негосударственного сектора социальных услуг, повышения их качества и конкурентоспособности, доступности и права выбора.

В современных условиях дефицита бюджета, перед органами социальной защиты населения встает задача не только разумно использовать государственные  средства, но и уметь их зарабатывать для улучшения социального обслуживания и укрепления материально-технической базы учреждений. В этих целях представляется важным развитие предпринимательских начал в рамках центров социального обслуживания в виде создания производственно-бытовых служб. Открытие сапожных, швейных, столярных мастерских, мастерских по ремонту теле-радио-бытовой техники, часов, парикмахерских способствовало бы решению сразу нескольких задач. Во-первых, это дает возможность оказывать малоимущим слоям населения бытовые услуги по низким ценам. Во-вторых, учреждение социального обслуживания может таким образом «зарабатывать» собственные средства для расширения перечня предоставляемых социальных услуг, укрепления материально-технической базы учреждения и оказания материальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В-третьих, таким образом, решается проблема лечебно-трудовой деятельности, профессиональной и социальной реабилитации граждан, в том числе граждан пожилого возраста, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В настоящее время  на сайте Министерства экономического развития РФ размещен проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который, в отличие от действующего в настоящее время Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривает более подробное регулирование соответствующих правоотношений. В частности, законопроектом предлагается установить четкие нормы по оказанию платных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, допустить частный бизнес к социальной работе. В конкурсе на исполнение государственного заказа на предоставление социальных услуг будут участвовать организации всех организационно-правовых форм собственности, в том числе, и частные предприниматели. Однако для реализации этого необходим четкий механизм и разумный подход.

Совершенно ясно, что  в России назрела острая необходимость изменения структуры системы социального обслуживания и создания управляемого рынка социальных услуг, которые должны предоставляться как государственным, так и негосударственным сектором. Необходимо повышать качество социального обслуживания и расширять перечень предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей. Для решения указанных задач необходимо усовершенствовать стандартизацию социального обслуживания; осуществить разработку ценового механизма финансирования социальных услуг и переход от сметного финансирования содержания учреждений социальной защиты к договорному финансированию государственных и муниципальных заказов на предоставление социальных услуг в рамках целевых программ. Также необходимо совершенствование механизма контроля качества предоставляемых услуг; привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг, государственная поддержка некоммерческих организаций, кадровое обеспечение государственной и негосударственной систем социального обслуживания. Развитие негосударственного сектора социального обслуживания позволит расширить региональную сеть организаций социального обслуживания, укрепить их материальную базу, повысить обеспеченность населения социальными услугами при рациональном использовании средств региональных бюджетов.

Для развития предпринимательства  в сфере социального обслуживания требуется осуществить ряд мер, включающих изменение системы оплаты за социальные услуги (в том числе  с учетом зарубежного опыта); введение договорного принципа в процессы социальной поддержки; разработку иных организационно-экономические механизмов реализации социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  социального обслуживания пожилых  людей как одна из форм социальной защиты населения

2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

Система права нашей  страны состоит из норм права различного уровня иерархии. Помимо норм национального права (т.е. нормативных актов, принятых нашими органами государственной власти), есть еще и нормы международного права, которые также действуют на территории РФ. Действие норм международного права отчасти или непосредственно устанавливают свое правовое регулирование по социальной поддержке.

Существует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Согласно ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 г. №1920-1, каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Все страны мира, включая Россию, должны соблюдать все общепринятые права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных соглашениях. Не допускается какое-либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции страны. Кроме того, когда международные документы фиксируют их более высокий уровень, приоритет должен признаваться за общепризнанными принципами и нормами международного права.

Законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, закрепленные как в Конституции страны, так и в международных соглашениях.

Россия признает и гарантирует  права и свободы человека и  гражданина в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, которые являются составной частью ее правовой системы. Более того, Конституция России признает приоритет международного права над внутренним. Это означает, что ни один российский закон не должен противоречить Всеобщей декларации прав человека, Пактам о правах человека и другим международным соглашениям в этой области. Отмена или умаление прав и свобод человека и гражданина будет означать нарушение не только Конституции страны, но и взятым на себя Россией международным обязательствам.

Самым главным (самым  верховным по юридической силе) нормативным  актом считается Конституция Российской Федерации, которая гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия должны устанавливаться отдельными законами, помимо их провозглашения в Конституции РФ.

Помимо Конституции РФ, другие законодательные акты федерального уровня также могут составлять систему законодательства в данной области правоотношений. В настоящее время есть ряд подобных законодательных актов.

Прежде всего, это Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Данный законодательный акт устанавливает общее правовое регулирование в области правоотношений по социальной защите всех категорий граждан, которые нуждаются в такой помощи.

Есть и другие законодательные  акты в области социальной защиты, которые регулируют правоотношения по оказанию социальной помощи, в том  числе и пожилым гражданам. Например, Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого расхода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Есть и Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный законодательный акт устанавливает меры по социальной поддержке инвалидов и меры по социальной защите инвалидов.

Среди всех законодательных актов  РФ особое место занимают следующие: Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» является основным связующим звеном между рассматриваемыми законодательными актами. Данный Закон устанавливает основные, общие правовые нормы, применимые ко всем правоотношениям в области социального обслуживания и социальной защиты граждан, является продолжением более узкой области правоотношений социальной защиты отдельной категории граждан - инвалидов и пожилых людей. Есть ряд других законодательных актов, которые могут устанавливать свои виды социальной защиты и обслуживания по отношению к инвалидам и пожилым гражданам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» перечисляет все виды социальной помощи и поддержки, оказываемой инвалидам, однако данный законодательный акт подробно их не регламентирует, а именно Федерального закона от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» подробно определяет оказание пожилым людям определенного вида социальной помощи.

Помимо законодательных актов  на федеральном уровне есть и ряд  подзаконных нормативных правовых актов. Нормативно-правовые акты подзаконного характера более детально регулируют отдельные узкие области правоотношений в сфере получения социальных услуг (обслуживания). Их вправе принимать практически каждый орган исполнительной власти на федеральном уровне. Такие нормативные акты не должны противоречить федеральным законам, законам Федерации по вопросам социальной защиты, но они дополняют их и регламентируют, как правило, сам процесс получения того или иного вида социальной помощи (обеспечения). В настоящее время можно выделять два вида таких нормативных правовых актов именно в области социальной защиты:

- принятые органом исполнительной  власти именно в отношении  своих сотрудников (такой акт  устанавливает для работающих  служащих органа исполнительной  власти какие-либо социальные  гарантии, обеспечивает их материально);

- принятые именно во исполнение (для практической реализации) законодательных актов в области социальной защиты определенных категорий граждан.

Нормативные правовые акты (подзаконные) второго типа принимаются в основном федеральным исполнительным органом  власти, на котором лежит обязанность по проведению государственной политики в области социальной защиты населения РФ.

Можно выделить следующие нормативные правовые акты подзаконного характера, которые дополняют и развивают отдельные положения Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»:

- Номенклатура учреждений (отделений)  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов, направлена письмом Минтруда РФ от 05 января 2003 г. №30-ГК;

- Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», утверждены Постановлением Минтруда РФ от 27 июля 1999 г. №32;

- Методические рекомендации по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 27 июля 1999 г. №29;

- Примерный устав государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения, утвержден Приказом Минтруда РФ от 04 ноября 1997 г. №283;

- Рекомендации по обеспечению  учреждений социального обслуживания  граждан пожилого возраста и  инвалидов техническими средствами и оборудованием, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. №18;

Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей