Проблемы социального обслуживания пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM_2.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста на получение социальных услуг.

Согласие на социальное обслуживание лиц, признанных в установленном  законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения соответствующих сведений. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Граждане пожилого возраста, а также их законные представители  имеют право отказаться от социального  обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях  социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а также имеют право на:

- обеспечение им условий  проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим  требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

- социально-медицинскую  реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие  в лечебно-трудовом процессе с  учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения  группы инвалидности;

- свободное посещение  их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь  адвоката в порядке, установленном  действующим законодательством;

- предоставление им  помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

- сохранение занимаемых  ими по договору найма или  аренды жилых помещений в домах  государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

- участие в общественных  комиссиях по защите прав граждан  пожилого возраста, создаваемых, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.

Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Указанные категории граждан могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. Принуждение граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Ограничения прав граждан  пожилого возраста при оказании им социальных услуг допускаются в  порядке, предусмотренном Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении  граждан пожилого возраста в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности  или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Гражданам пожилого возраста, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Данный отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста

Актуальность споров в сфере социального обслуживания не снижается, проблема защиты прав престарелых  граждан по-прежнему остается острой т.к. в нашем современном обществе достаточно остро стоит вопрос о  правоприменении законодательства, так как на сегодняшний день очень часто нарушаются права и законные интересы граждан пожилого возраста. Кроме того, современное российское законодательство в сфере социального обслуживания и лиц пожилого возраста чрезвычайно мобильно и нуждается в существенных изменениях и дополнениях.

Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» применяется уже свыше 10 лет, и за это время сложилась определенная практика применения его положений.

Рассмотрим на примерах судебную практику по защите нарушенных прав граждан пожилого возраста.

Есть акт Верховного Суда РФ - суда системы общей юрисдикции, и в приводимом примере судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила ранее действовавший нормативный правовой акт в части содержания одной его правовой нормы, т.е. фактически изменила правовое регулирование, хотя новой нормы права и не создала.

Перейдем к содержанию Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.11.2005 г. №1-г05-27. Постановлением главы администрации Архангельской области от 30 марта 2005 г. №58 «Об утверждении Порядка и условий государственного социального обслуживания на территории Архангельской области» утвержден Порядок и условия стационарного социального обслуживания, в п. 2.9 которого установлено, что стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания и детей в детских домах-интернатах, находящихся на полном государственном обеспечении, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключенного между указанными гражданами (их законными представителями) и стационарными учреждениями социального обслуживания. За стационарное обслуживание граждане пожилого возраста и инвалиды ежемесячно перечисляют 75% установленных им пенсий и денежных выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки, на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Исполняющий обязанности  прокурора Архангельской области  обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2.9 Порядка и условий стационарного обслуживания в части слов «установленных им пенсий и денежных выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки», ссылаясь на то, что ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 г. №244 был установлен размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, не превышающий 75% установленного размера пенсии, т.е. одной пенсии без других видов выплат. Решением суда от 30 августа 2005 года в удовлетворении заявления прокурору отказано. Как определила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, суд первой инстанции (т.е. в данном случае это был областной суд Архангельской области) не учел, что граждане пожилого возраста и инвалиды, пользовавшиеся в Архангельской области таким видом социальной услуги, как стационарное обслуживание, до принятия оспариваемого Порядка уплачивали за него до 75% пенсии, в полном объеме сохраняя при этом право на получение всех иных предусмотренных законом видов социальных выплат и льгот, предоставлявшихся в натуральной форме. В связи с этим установление оспариваемыми нормами платы в размере 75% и от денежных выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки, то есть тех же социальных выплат и компенсаций, заменивших натуральные льготы, не может расцениваться иначе, как снижение уровня социальных гарантий и нарушение условий, предусмотренных федеральным законом.

Отдельно необходимо отметить жилищный вопрос, который в разные времена всегда стоял довольно остро. Проблема предоставления жилого помещения не раз освещалась и рассматривалась, но все равно не потеряла своей важности.

Согласно ст. 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Виды жилых помещений  специализированного фонда определены статьей 92 ЖК РФ. К таковым отнесены: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения для временного поселения беженцев; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Жилые помещения в  домах системы социального обслуживания населения предназначаются для  проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг (ст. 96 ЖК РФ).

На примере Санкт-Петербурга хотелось бы отметить, что одним из направлений социальной защиты жителей Санкт-Петербурга из числа одиноких граждан пожилого возраста является предоставление им жилых помещений в домах специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законами Санкт-Петербурга от 05.05.2006 г. №212-32 «О жилищной    политике        Санкт-Петербурга», от 04.04.2006 г. № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга», от 18.09.2007 г. №1163 «О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения» и от 24.07.2000 г. № 357-37 «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге».  

В настоящее время  в девяти районах Санкт-Петербурга функционируют четырнадцать специальных  жилых домов, в которых проживает 866 человек из числа одиноких граждан пожилого возраста и одиноких супружеских пар пожилого возраста. 

В соответствии с действующими нормативными документами, жилые помещения в специальных жилых домах предоставляются для проживания одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим возраста, установленного законодательством (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации), нуждающимся в создании условий для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту. 

Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей