Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;
2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;
3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………................7
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18
1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»…..……………….37
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………...44
2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52
Заключение…………………………………………………………………...63
Библиографический список………………………………………………..
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания
Проведение на территории района государственной политики в сфере социальной защиты обеспечивается центром социальной защиты населения области. Деятельность центра направлена на своевременное и в полном объеме предоставление гарантированных государством социальных выплат различным категориям граждан, повышение уровня качества и доступности социальных услуг.
Значительные средства в размере 72 млн. рублей, выделенные ОСЗН на реализацию социальной политики позволяют оценить эффективность этих вложений. Благодаря успешной работе по предоставлению мер социальной поддержки снижается количество малоимущих граждан.
Важнейшим направлением социальной политики является адресная поддержка населения, в первую очередь малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан. За оказанием адресной помощи за 2011 год обратились 3387 человек. Сумма выплат составила 2 млн. 475,13 тыс. рублей. На сегодняшний день основными причинами обращения за адресной помощью являются потеря кормильца, безработица в связи с болезнью, а также потребность в социальной поддержке граждан, имеющих низкий уровень дохода. Каждое обращение граждан рассматривается в центре в индивидуальном порядке, проводится обследование материально-бытовых условий проживания семей, что предусматривает адресный подход предоставления социальной помощи с учетом конкретной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи и дохода. Гражданам с нулевыми доходами без уважительнойпричины, которых можно назвать социальными иждивенцами, адресная помощь не оказывается.
Критерием эффективности семейной политики является рост благополучия семей, который в значительной степени зависит от разнообразия форм поддержки семей с детьми. Малоимущим семьям, в состав которых входят несовершеннолетние дети, предоставляется ежемесячное пособие на ребенка. Размер пособия зависит от количества детей в семье и социального статуса семьи. Его выплата в настоящее время осуществляется отделом на 1273 ребенка. Сумма выплат составила 3 млн.742,2 тыс. рублей. Была оказана финансовая помощь в размере 17 тыс.461 руб. на газификацию жилого дома многодетной малоимущей семьи, проживающей на территории Амурской области.
За счет средств федерального бюджета за 2011год производились выплаты семьям с детьми на общую сумму более 7 млн. рублей, в том числе:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию выплачено 291 гражданину на сумму 7 млн.002 тыс. рублей.
- единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию выплачено 73 гражданам на сумму 867тыс. рублей.
В соответствии с Законом Амурской области от 28.03.2009г. №259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью» ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка от 1,5 до 3 лет предоставлена 243 семьям на сумму 1млн.548 тыс. руб.
Благодаря повышенному вниманию обеспечению укрепления института семьи со стороны администрации области внесены изменения в действующее законодательство по категориям получателей выплат от 1,5 до 3 лет, что позволило малоимущим гражданам без ограничения возраста рассчитывать на данные меры социальной поддержки.
Не менее важной формой поддержки детей, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет проведение оздоровления в загородных детских оздоровительных лагерях в возрасте от 7 до 15 лет. За 2011 год 151 ребенок воспользовался бесплатными социальными путевками.
Поставленная Президентом России Д.А.Медведевым задача о необходимости эффективной государственной политики в области поддержки семьи и детства, стимулирования роста демографии и получившая поддержку законодателей нашла свое продолжение и на территории Амурской области. Проведен мониторинг среди категорий семей из числа многодетных, а их в районе 212, по выделению земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства на территории района. Результатом проделанной работы является бесплатное выделение 10 земельных участков для многодетных семей. Работа в данном направлении продолжается.
Как и в целом по Амурской области, в Благовещенском районе наблюдается уменьшение численности населения вследствие высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости, и высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста и связанный с ней большой разрыв продолжительности жизни у мужчин и женщин.
Демографическая проблема остается одной из наиболее острых проблем и работа в данном направлении не должна прекращаться. Основными направлениями были и остаются: пропаганда семейных ценностей, реальные социальные гарантии и экономические меры, позволяющие семьям иметь необходимые ресурсы для рождения более чем одного ребенка.
За счет средств областного бюджета ежемесячно получают денежные выплаты 1935 региональных льготников. На выплату ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным израсходовано 8 млн. 832 тыс. руб. Доля граждан, относящихся к льготным категориям областного уровня, составляет 8,4%. В среднем по району, каждый восьмой житель имеет право на получение льгот областного уровня.
Гражданам с низким уровнем доходов предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Причем одинокие старики, матери одиночки, многодетные семьи имеют право на получение субсидии уже в том случае, если их расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 10% от совокупного дохода, а не 22%, как следовало бы по федеральному стандарту. Субсидии на оплату ЖКУ были предоставлены 1123 семьям на сумму 7 млн. 188,8 тыс. руб., что составляет 12,4 % к общему числу проживающих в районе семей. Средний размер субсидий с начала года составил 840,76 руб. на семью.
По состоянию на 1 июля 2011 года в соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг получили 4600 льготников федерального и регионального уровня на общую сумму 18 млн.160,5 тыс. руб.
Ведется работа с организациями жилищно-коммунального хозяйства по уточнению информации об установке приборов учета в домовладениях льготников. В 2011 году результатом проделанной работы явились массовые перерасчеты излишне выплаченных сумм льготникам. С администрациями сельских поселений района заключены соглашения о ежемесячном предоставлении информации о регистрации либо снятии с учета всех граждан на подведомственным им территориям. Кроме того, в 2011 году произведен перерасчет ежемесячных денежных выплат по оплате за ЖКУ за отопление льготным категориям граждан совместно зарегистрированными с ними лицами, но являющимися временно выбывшими гражданами.
В феврале-марте 2011 года силами социальных работников был проведен мониторинг индивидуальной нуждаемости в тех или иных услугах граждан, не являющихся получателями мер социальной поддержки в центре социальной защиты. Результаты мониторинга позволили выявить 69 особо нуждающихся в помощи государства малоимущих граждан и обеспечить им доступность получения социальных услуг.
На реализацию «ветеранского проекта» - Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714, в 2011 году в Благовещенский район поступили федеральные денежные средства для обеспечения жильем ветеранов ВОВ и вдов фронтовиков в сумме 13 млн. 960 тыс. 800 рублей. Эти средства позволили выдать субсидии на приобретение жилья 14 ветеранам. На сегодняшний момент восемь ветеранов состоят на очереди на улучшение жилищных условий. Но, увы, время – главный враг наших ветеранов, с каждым годом их ряды редеют. Очень хотелось бы, чтобы всем ветеранам удалось дожить до новоселья.
Для реализации перечисленных и многих других направлений социальной поддержки населения центром социальной защиты населения производятся не только назначения выплат мер социальной поддержки, но и осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств. За 2011 год в организации и предприятия различных форм собственности, хозяйствующие субъекты были подготовлены и разосланы 168 запросов по подтверждению предоставленных доходов граждан, обратившихся за различными видами пособия. В результате проведенной работы 40 обратившимся гражданам было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по причине расхождения в доходах.
Кроме того, ОСЗН подготовлены 11 запросов на получателей мер социальной поддержки в ОВД по Благовещенскому району по оказанию содействия в проверке достоверности предоставленных доходов граждан, что дисциплинирует граждан и позволяет специалистам ОСЗН проводить назначения и выплаты исходя из реальных потребностей обратившихся.
Социальная работа направлена на поддержку и защиту самых нуждающихся слоев населения. Безусловно, приоритет развития данного направления - повышение качества социального обслуживания, но не менее важен и спектр услуг, который должен соответствовать конкретным нуждам граждан. Нужно активнее работать над тем, чтобы люди получали не только те услуги, которые традиционно предоставляются социальной службой, но и дополнительные услуги, в силу различных условий и обстоятельств соответствующие индивидуальной потребности нуждающихся. Мониторинг в виде периодических опросов получателей услуг позволит оценить ассортимент и качество социальных услуг.
О необходимости поднимать престиж отрасли и профессии социального работника, вводить механизм материального стимулирования и привлекать в отрасль молодые кадры говорилось не раз, в том числе и на самом высоком государственном уровне. Надо сказать, что базовая система оплаты труда в зависимости от количества обслуживаемых граждан, сложившаяся на федеральном и региональном уровнях в 90-х годах прошлого века, не отвечает современным требованиям и безнадежно устарела. Необходимо переходить на оценку труда работников социальной сферы в зависимости от количества и качества фактически оказанных услуг.
Сегодня, важнейшей задачей по-прежнему остается повышение эффективности деятельности системы социальной защиты и социального обслуживания населения. Планируя свою дальнейшую работу, в числе основных, следует выделить необходимость решения следующих задач:
- Удовлетворение реальных потребностей людей, и, в конечном итоге, повышение уровня и качества жизни населения;
- Обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов, направленных на предоставление мер социальной поддержки, в том числе проведение денежных выплат;
- Усиление принципов адресности предоставления социальной помощи, направленных на поддержку наименее обеспеченных категорий граждан;
- Оптимизация затрат на все произведенные расходы, в целях рационального расходования бюджетных средств.
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан
В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.).
Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства - три четверти. Такое положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат - ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии - предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной помощи”(с изменениями на 25 декабря 2009 года, редакция, действующая с 1 января 2010 года), разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.
Информация о работе Проблемы социальной защиты малоимущих граждан