Проектирование трудоустройства инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработка проекта по организации трудоустройства инвалидов в городе Иркутске.
В соответствие с целью работы были поставлены задачи:
Рассмотрение теоретических и правовых основ изучения проблем инвалидов в сфере трудоустройства.
Прогнозирование проблем трудоустройства инвалидов.
Разработка проекта программы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе Иркутске.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ 5
1.1. Подходы к изучению проблем трудоустройства инвалидов 5
1.2. Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства 13
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов и оценка действующих программ в сфере трудоустройства инвалидов 19
2.2. Разработка проекта программы по трудоустройству инвалидов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проектирование трудоустройства инвалидов.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Профессиональная реабилитация –  система мер, направленных на возвращение или вовлечение инвалида в общественно-полезный труд. Основная цель – обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов, а также самообеспечению [7, 15].

При этом процесс легитимации трудоустройства  инвалидов основан как на общегуманитарных принципах, так и прагматических, рациональных. Средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов, возвращаются государству в виде налоговых поступлений. В случае ограничения доступа к профессиональной деятельности расходы на инвалидов увеличиваются. Профессиональная реабилитация инвалидов включает в себя профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство. Первая из них – это система и процесс определения наиболее развитых способностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. Она предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Образовательно-реабилитационная среда предполагает создание специальных технологий профессионального образования; формирование безбарьерной среды общения; обеспечение охраны здоровья инвалидов; обеспечение этапного реабилитационного сопровождения образовательного процесса; создание условий для развития потенциальных способностей личности.

Трудовое устройство инвалидов  – заключительный этап профессиональной реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий. По отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья принято применять понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, личностным мотивам и профессиональной подготовке. Оно должно соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим нормам. Основными терминами и понятиями здесь являются «вредные и опасные факторы»; «тяжесть труда» и «напряженность труда».

Таким образом, в методологическом плане возникновение, развитие и  легитимация идеи трудоустройства  инвалидов рассматриваются во взаимосвязи с цивилизационным развитием обществ, обусловивших появление социальной политики. Модернизационные процессы создали условия и предпосылки возникновения социальных движений инвалидов. Отмечается активная деятельность общественных организаций инвалидов, особенно в эпоху информационного общества. Благодаря этому меняется статус самих инвалидов, они начинают эффективно решать правовые и социальные проблемы, а также меняется отношение общества к инвалидам.

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — право на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ и Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации [2, 3].

Согласно данным законам, инвалидам  предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда [4, 14].

В Указе Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. рекомендовано правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной субъектов РФ разработать региональные целевые программы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы  необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства, однако, на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Трудоустройство инвалидов определяется комплексом факторов, одним из которых является государственная социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Финансовые и налоговые льготы, гранты, субсидии, целевое финансирование и т.п., имеющие в странах Запада первостепенное значение, на современном этапе развития российского общества пока не сопоставимы с заявленной ролью социального государства.

Современное правовое обеспечение  государственной политики трудоустройства инвалидов нуждается в оптимизации из-за неэффективности ряда нормативных актов, регулирующих их трудоустройство. Низкий уровень осведомленности инвалидов о возможностях и правах нивелирует деятельность целого ряда институтов социальной политики государства.

К основным проблемам инвалидов  на рынке труда в современном  российском обществе относятся несоответствие имеющихся условий труда состоянию здоровья инвалидов, низкая заработная плата, нежелание работодателей принимать инвалидов на работу, отсутствие в регионе предприятий, где созданы необходимые условия труда для инвалидов и специальных предприятий для этой категории населения.

Таким образом, социальное проектирование в сфере трудоустройства инвалидов - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов в сфере трудоустройства инвалидов на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования, направленная на преодоление существующих социальных проблем в сфере трудоустройства инвалидов, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

1.2. Специфика проблем  инвалидов в сфере занятости  и трудоустройства и пути их  решения

В настоящее время ни для  кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова. [20, C. 173]. Так же, она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) инвалидов, к одним из важнейших социальных ограничений инвалидов.[20, C. 82].

Естественно, такое большое  количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.

Как свидетельствует история, «долгое время к инвалидам относились не так как ко всем остальным людям». [17, С. 6]. В настоящее время отношение к инвалидам так же отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. «Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты» [19. С. 91].

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.

В связи с этим возникает  необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается  в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Принято условно разделять ограничения  функций по следующим категориям:

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Каждое ограничение имеет  классификацию по степени выраженности:

1 степень – способность  к выполнению трудовой деятельности  при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность  к выполнению трудовой деятельности  в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств

3 степень – неспособность  к трудовой деятельности.

Критерием для определения  группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи [15, С. 6-7].

Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей ас получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда[14, С. 74]. При этом, немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида [18, С. 82].

Кроме того, нужно менять саму психологию наших сограждан. Необходимо, что бы они видели в инвалидах  людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей  к инвалидам. Это в свою очередь  непосредственно скажется на том, что  случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере  занятости и трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет  сейчас. Для Российского государства  необходима последовательная социальная политика в отношении людей с  инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах  и единых социальных стандартах для  всех групп граждан, проживающих  на территории Российской Федерации. Здесь  же встает и проблема демократии в  целом, потому, что "только общество, основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным  и конкурентоспособным. Кроме того, необходимо привлекать к участию в разработке соответствующих законов самих инвалидов, так как никто кроме них самих не знает все их трудности. Для того, что бы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или хотя бы минимизировать их, определенно, не достаточно просто какого-то набора соответствующего законодательства (путь и отвечающего всем современным и гуманным требованиям). Оно должно формировать психологию мировосприятия всего российского общества, которое должно видеть в инвалидах обычных людей. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, свойственным нашей стране, и с безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав.

Кроме того, в связи с  недостаточно благоприятной экономической  обстановкой, государство не в состоянии  выделять достаточное количество средств  на создание специальных рабочих  мест (имеется ввиду как создание специализированных предприятий для  инвалидов с аналогичными проблемами со здоровьем, то есть для слепых, глухих и т. д., так и устройство рабочих  мест на предприятиях, специально не приспособленных  для работы инвалидов, где трудятся здоровые люди). В нашей стране еще очень долго будет сильно отношение к инвалидам (в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Эти устаревшие взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества, надо жестко искоренять. Предложения, которые даются для улучшения положения инвалидов в сфере занятости и трудоустройства должны тщательно рассматриваться. Общество не может уходить от них и одной из задач вновь избранной Государственной Думы должно быть именно создание необходимых условий для беспрепятственного вхождения инвалидов в процесс общественного разделения труда.

Как следует из вышесказанного, невозможно эффективно осуществлять профессиональную реабилитацию инвалидов без внедрения  системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для их трудоустройства, а это требует особого внимания со стороны государства и общественных организаций, а также применения всей совокупности мер по формированию рынка труда инвалидов.

Трудоустройство инвалидов  подразумевает решение целого комплекса  вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том  числе и на рабочем месте, получение  инвалидом профессионального образования  и психологическая адаптация  к новым условиям жизни (особенно это актуально, если инвалидность приобретена в зрелом возрасте). Поскольку для решения этих вопросов остается сделать еще многое, трудоустройство инвалидов является на сегодняшний день очень острой проблемой [13, 15].

Для того чтобы успешно  противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам  больше возможностей трудоустройства  и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи:

  1. Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп.
  2. Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами.
  3. Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов
  4. Привлечь внимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства.
  5. Распространять успешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций инвалидов через организацию конференций, издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и издание итогового пособия по проекту.

Информация о работе Проектирование трудоустройства инвалидов