Профессиональные требования и личностные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе.Профессиональные требования к социальному работнику.Нравственное сознание социального работника.Личностные качества социального работника.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 к.р..doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Среди многообразия профессиональных функций, которые  определяют успешность деятельности социального  работника, можно выделить следующие  функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься  проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности,  включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк.

Одной из наиболее сложных  проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, - он сам нацелен на диалогические отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.

Педагогическая  функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации5.

Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

Психологическая функция  реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни.

Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности.

Психотерапевтический  уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального  работника могут способствовать преодолению негативных влияний  среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.

Современная психологическая  наука связывает активную позицию  человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность.

Интернальность  представляет собой способность  и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним  происходит, и контролировать различные  аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.

Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.

Реализация  психологической функции социальной работы весьма часто  предполагает решение проблем смыслообразования клиента, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата.

Все функции  социальной работы взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Более того, они  интегрированы между собой и  их выделение целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.  

 

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.

2.1. Нравственное сознание социального работника.

Фундамент личности социального  работника, на котором строятся его  личностные качества, составляет ее нравственность. 
Нравственные качества социального работника неразрывно связаны с этическими ценностями социальной работы: человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность и гибкость.

Нравственность (фундамент личности социального работника) - внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо. 
Нравственность социального работника обеспечивается нравственным сознанием, структура которого включает: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность. 
 Нравственное сознание, вытекающие из убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический самоконтроль за этичностью социального действия в повседневной социальной работе. Но нравственное сознание базируется на основе нравственного знания.

Нравственные  знания - комплекс знаний об этике, нравственности, действующих в обществе, обеспечивающих нравственно-этические устои общества. 
 Нравственные знания формируются в процессе изучения, как общей этики, так и профессиональной, что позволяет освоить необходимые этические правила, используемые в повседневной работе. Такими правилами являются, например, известный Кантовский императив, где благом признается то, что составляет благо для большинства. Широко распространено Золотое правило нравственности.  
 Однако в информационный век иметь знания еще не означает пользоваться ими. В обществе широко распространены понятия - двойная мораль, двойной стандарт, двойное дно, двойное лицо и прочее. 
Поэтому вторым элементом в структуре нравственного сознания являются нравственные убеждения.

Нравственные убеждения - внутренняя убежденность в необходимости  и правильности действующих в  обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.

Нравственные убеждения  являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми. 

Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания - нравственную потребность в этическом действии.

Нравственная  потребность в этическом действии - наличие внутренней, подсознательной  потребности действовать в соответствии с этическими нормами, сформированными на основе нравственного знания и убеждения. На этой, высшей ступени нравственного сознания человек, не задумываясь, поступает этично. Только в этом случае он чувствует себя в комфортных условиях в процессе своей деятельности. Без нравственного деяния человек с этической потребностью не может спокойно жить.

Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих  поступать не в соответствии с  нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.

Таким образом, формирование нравственного сознания в этапах (или фазах) знания, убеждения, потребности в действии являются важнейшими этапами формирования этически зрелого специалиста по социальной работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.

Этическое сознание специалиста по социальной работе не формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание социального работника - отражение его социального бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся в процессе профессиональной деятельности.  
   Этические отношения в социальной работе - совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформации в системе "человек - среда", вызываемой социальными услугами. 

 

 

 

 

2.2. Личностные  качества социального работника.

В самом начале надо заметить, что далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой-либо другой деятельности.

В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует.

Некоторые социальные работники  чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности6. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной  адаптивности. Личностные качества социального работника можно разделить на две группы.

Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника