Реабилитатция детей инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Содержание

Введение 2

Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации 5

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 22

Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 33

Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.

Трудности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов 41

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации 45
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50

Заключение 77

Список использованной литературы 87

Приложение 90

Вложенные файлы: 1 файл

реабилитация детей инвали.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

3.Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу  осуществляется при помощи службы  “Персональный ассистент” и  транспортной службы, которые помогут  детям посещать интегрированные  кружки и обычные классы.

4.Знания о независимой жизни людей, имеющих инвалидность, передаются на семинарах, организуемых службами “От родителя к родителю” и “Правовая защита интересов ребенка”.

Заключение.

Президентская программа “Дети России” всколыхнула третий сектор, объединяющий неправительственные организации. Включение в программу, поддерживаемую бюджетом, инновационной практики независимых организаций, является ярким примером положительных изменений в социальной политике Государства. Союз и сотрудничество между государством и неправительственными организациями имеет большое значение для таких организаций, как клуб “Контакты-1”, так как признание нас равноправными партнерами, умеющими внести положительную динамику в социальную политику, дает нам силы и желание работать, проявлять инициативу и принимать на себя всю ответственность за предлагаемые нами идеи, модели, программы.

Опыт появляется только у тех, кто работает. Клубу “Контакты-1” дает возможность работать и доказывать свою полезность обществу Президентская программа “Дети России”.

Целевая программа реабилитации

детей - инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра “Ивма” города Калуги

Актуальность проблемы

Реабилитационный центр “Ивма”- некоммерческое, благотворительное  объединение семей, имеющих детей- инвалидов, уже более 5-ти лет занимается учебно- педагогическими работами, направленными на помощь аномальным детям и их родителям.

В течение ряда лет центр ведет постоянно корректируемую, компьютерную базу по аномальным детям г. Калуги. Сейчас она насчитывает 985 детей- инвалидов, получающих социальные пособия (без учета психических больных, а их по их данным это около 30% от общего числа):

- 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из  них - тяжелые постельные больные;

- 11% с заболеванием глаз и  тугоухостью;

- 17% с различными анатомическими отклонениями (сколиозы, косолапие, вывихи врожденные, отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).

Как правило, эти заболевания приводят к задержке психического развития детей, а в дальнейшем - к тяжелым психическим недугам при отсутствии грамотных реабилитационных мероприятий. Статистика показывает, что если при рождении психическими расстройствами страдают лишь около 10% детей - инвалидов, то к 16 годам около 30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60 годам более 90% инвалидов с детства страдают психическими заболеваниями.

Следует признать, что из всего количества детей, а их в Калуге менее 70 тысяч, детей - инвалидов около 1,4%. Если принять экспертную оценку российских врачей по тяжелой инвалидности детей, то 4,5% или 3150 детям в городе следует назначить социальные пособия (пенсии) по инвалидности.

Из них:

- ортопедических больных - 1300;

- с нарушением психического  развития - 360;

- хирургических больных - 219;

- с детским церебральным параличом (ДЦП) - 159. То есть не менее 50% детей - инвалидов имеют сохранный интеллект.

Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок- инвалид сможет постоянно находиться в специальном реабилитационном центре: нет экономических условий для их строительства и создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут адаптироваться в обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием реабилитационного потенциала семьи.

 

Основные цели и задачи

Основные задачи Реабилитационного центра и создаваемых им клубов можно объединить блоками.

Информационно-методический блок

Создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей:

- создание достоверной системы  учета детей-инвалидов, позволяющей  получать информацию об уровне детской инвалидности, ее динамику, проблемы, потребности и интересы детей и их семей;

- создание пункта сети или  использование существующей электронной  сети информационного обмена  по проблемам детской инвалидности;

- освоение новых информационных и диагностических технологий при работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации блока этих задач центр:

- разрабатывает анкеты, тесты, программы  и методики работы с детьми- инвалидами;

- проводит работу  по оснащению  телекоммуникационной системы (компьютер, модем, программное обеспечение);

- проводит техническое оснащение  современными средствами тестирования  и диагностики детей, информационной  технологии обучения.

Учебно - педагогический блок

Блок, изначально ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги мне сделать все самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое, но сам. Это:

- реализация Принципа детерминированной  динамической Среды, создающей условия  воспитания  и развивающего обучения  детей-инвалидов на основе методик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского К.Э. и Ушинского К.Д.

Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую деятельность:

- проводит интеграционную, педагогическую  работу на экспериментальных  площадках по инновационным направлениям работы с детьми-инвалидами;

- решает вопросы обеспечения  дидактическими материалами, Монтессори  материалами, методиками и программами  учебно-педагогической работы,  компьютерными  программами и т.п.

Блок прагматической школы

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни: - предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда, преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.

Центр в своей работе:

- способствует созданию и расширению  сети учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, с помощью  которых дети могут получить  необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом оснащении надомного труда.

Инженерный блок

Создан из-за существенного возрастания насыщенности современного информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного диагностического и коррекционного оборудования. Это:

- расширение потенциальных возможностей  детей-инвалидов с помощью реабилитационных  технических средств.

Центр:

- решает вопросы обеспечения  необходимым оборудованием для  конструирования и изготовления  в местных условиях устройств, приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих возможности ребенка-инвалида.

Блок медицинского оздоровления

Естественное желание  родителей, имеющих детей с аномалиями в развитии, это:

- медицинское оздоровление детей-инвалидов, направленное на восстановление  и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

Центр:

- проводит работы по созданию  оздоровительных кабинетов нетрадиционной  медицины, разрабатывает системы  и методики медицинского оздоровления  аномальных детей.

Блок духовного развития это:

- помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и достоинства; - организация культурно-досуговой деятельности детей и их семей в атмосфере любви,понимания и заботы.

Кроме этого центр оказывает:

- гуманитарную помощь семьям, имеющим  детей-инвалидов;

- способствует осуществлению внешних  контактов, включая зарубежные, по  вопросам детской инвалидной  тематики;

- разрабатывает законодательные, экологические, научные, инновационные  и др. инициативы, соответствующие  целям и задачам центра;

- способствует повышению реабилитационной культуры родителей и заинтересованных лиц по компонентам интегрированного подхода к проблемам детской инвалидности:

1. основам общей психологии и  педагогики;

2. основам практической психологии  и коррекционной педагогики;

3. основам прамедицинских знаний;

4. основам экологии, гелиоэкологии  и валеологии;

5. основам организации культурно-досуговой  деятельности детей с ограниченными  возможностями;

6. другим.

Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при отсутствиии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации  в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми.

 

Программа создания сети надомных производств

Программа состоит из двух частей - образовательной и организационной.

Образовательная часть программы базируется на четырех основных принципах:

- борьба с замкнутостью и  одиночеством детей с недостатками  в психофизическом развитии, что  впоследствии ведет к различным  отклонениям в нравственном, физическом становлении личности, к эмоциональной напряженности;

- содействие саморазвитию личности, ее активная социальная защита, способствующая раскрытию субъектной  позиции каждого ребенка с  недостатками в умственном или  физическом развитии, реализацию его творческого потенциала;

- взгляд на семью как первооснову  социального воспитания, как главное  условие реализации задатков  и способностей человека, приобщение  его к культуре;

- использование огромного воспитательного  влияния природы на развитие ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

Отдельные элементы образовательной части программы уже отрабатывались в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе самодеятельных  художников.

В задачи образовательной части программы входит:

1) формирование у детей - инвалидов  основ целостной эстетической  культуры через развитие исторической  памяти, развитие их способностей  и задатков;

2) развитие наблюдательности у  детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности;

3) выработка осознанного отношения  к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое  развитие личности;

4) воспитание потребности в труде, уважения к мастерам своего  дела, заботливого и бережного отношения к природе;

5) формирование общих и начальных  профессиональных умений и знаний, необходимых для обустройства  личного хозяйства, включая подсобный  садовый (дачный) участок;

6) развитие творческих способностей  в процессе художественной деятельности, включающей основы научно-исследовательской;

7) побуждение к сознательному  выбора одной из профессий, связанных  с народным и декоративно-прикладным  искусством или современными  информационными технологиями;

8) обучение Основам безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в городе (социуме)”;

9) использование новейших информационных  технологий развивающего художественно- эстетического образования, включая  мультимедийные средства и компьютерную  анимацию;

10) включение в муниципальные, региональные, федеральные и международные  гуманитарные программы.

К особенностям образовательной части программы следует отнести практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов и их семей. Применение основных принципов художественно- эстетического образования для приобритения ребенком-инвалидом основ возможной профессии, связанной с народными и декоративно- прикладными искусствами или иной конкурентной специальностью. Использование природного материала для развивающего художественного образования детей - инвалидов.

Основным показателем педагогической эффективности образовательной части программы является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной социальной среде , формирование познавательного интереса детей-инвалидов к народному и декоративно- прикладному искусству, новым информационным технологиям, творческой активности, самостоятельности, бережного отношения к природе и памятникам культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его духовном развитии.

Организационная часть программы - это комплекс мероприятий по оснащению и функционированию системы рабочих мест надомного производства:

- маркетинговые исследования рынка  сбыта продукции;

- приобретение, установка и ввод в действие необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;

- комплектование сырьем, заготовками, материалами;

- сбыт продукции;

- финансово- бухгалтерское сопровождение.

Со временем возможно выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы.

Таким образом, основным показателем эффективности программы является подготовка детей - инвалидов и их семей к активному использованию прамедицинских знаний народной медицины с целью улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром.

Информация о работе Реабилитатция детей инвалидов