Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблемы социализации младших школьников в сфере досуга и найти возможности их решения.
Объект исследования: - процесс социализации учащихся младших классов в условиях детского досуга.

Содержание

Введение
3
Глава I Досуг как сфера социализации детей младшего школьного возраста……………………………………………….
5
Сущность понятия «досуг» и его характеристика…………..
5
История развития сиротсва и благотворительной помощи
18
Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи…………………………………………………………
25
Глава II Эффективные технологии в сфере досуга………………
43
2.1. Игровые технологии как средство социализации…………..
43
Заключение………………………………………………………….
53
Библиография………………………………………………………
57
Приложение………………………………………………………..
59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая работа.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом  учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

 

    1. История развития сиротства в России

 

История развития с сиротством в России имеет свои особенности и условно делится на следующие этапы:

1 этап. Зарождение социальной помощи, призрения  в славянских общинах

В родовой общине существовало так называемое «приймачество» – усыновление. «Приймать в семью сироту» могли пожилые люди, если им нужна была помощь по хозяйству или не было наследников. Другой формой призрения была мирская помощь: ребенок переходил из дома в дом на кормление.

2 этап. С X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения

Основная помощь в этот период была связана с княжеской  защитой и попечительством. Были открыты училища для обучения детей разных сословий. Призрение  нуждающихся, страждущих и сирот было одной из основных забот Владимира Мономаха, что подтверждает и его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите». Сестра князя, Анна Всеволодовна, открыла в Киеве училище для девиц, которых содержала и учила за свой счет.

В России все  монастыри и крупные храмы  содержали больницы, богадельни или  приюты. Там учили словом и делом  соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о детях и др. Простой люд  тоже оказывал помощь и поддержку друг другу, и особенно – детям. На этом этапе дети еще не воспринимались государством и церковью, как ценность для общества.

3 этап. С начала XVII века до реформы 1861 год

Петр I создает государственную систему призрения нуждающихся. В 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», куда брали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Детей обеспечивает государство, и в казне выделены средства на их содержание. Когда дети вырастали, мальчиков отдавали в учение к мастерам или в матросы, а девочек к кому-нибудь в услужение или замуж. Если же после дети подвергались болезням или увечью, то могли вернуться в приют. Благотворительность становится устойчивой традицией. В 1797 году Мария Федоровна, жена Павла I, писала императору о работе воспитательных домов и приютов, где предлагала «…отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное – после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки – до 15». Таким образом было положено начало системе воспитания сирот в семье.

Церковь понемногу  отходит от дел призрения. Впервые  в России на государственном уровне начинает осуждаться детоубийство. Если раньше помощь детям оказывалась исходя их христианских заповедей, то на данном этапе выдвигается тезис о государственной необходимости.

4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века

  1. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи. Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов). В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия.
  2. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.

5 этап. С 1917 года до 90-х годов XX века 

Переломом в  развитии системы призрения и  благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена.

Уничтожив благотворительность, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число  которых резко увеличилось. Сиротство, беспризорность, проституция несовершеннолетних – вот социальные проблемы того времени.

В 30-х годах  опустился «железный занавес». Было принято решение о закреплении  детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что решало проблему трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем. Все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло, и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые.

Новые потрясения, связанные с Великой Отечественной  войной (1941 – 1945 гг.), вновь обострили  положение детей. «Теперь, когда  тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, – писала газета «Правда», – их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». К социально обездоленным детям стали относиться, как к жертвам войны. 
В 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы–интернаты (детские дома – 100-150 детей, школы-интернаты – 350-500 детей). И детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

В 1988 году принято  постановление «О создании детских  домов семейного типа». В начале 90-х гг. реализуются три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи». А в 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики. После семидесятилетнего перерыва Россия изучает зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Сиротство сегодня

Прошли годы. Мир вошел в XXI век. Изменилась жизнь, изменились нравы. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Основная причина социального сиротства сегодня – добровольный отказ матери от своего ребенка. Чаще отказ происходит от новорожденного в роддоме. Но еще в течение трех месяцев родители могут изменить решение и вернуть ребенка в семью.

Случается и  принудительное изъятие ребенка  из семьи, если родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны.

В последние  несколько лет распространено скрытое социальное сиротство. Исследования показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации, низких зарплатах и безработице граждан, вызванных экономическим кризисом. Институт семьи не представляет ценности для людей, о чем свидетельствуют многочисленные разводы.

Последствия социального  сиротства бывают разные, но все  они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь  ребенка с миром взрослых и  сверстников разрушается. Комплексы и осознание своей ненужности остаются с ним, возможно, на всю жизнь. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.

Сегодня, как  на государственном уровне, так и  в среде общественных организаций, предпринимаются определенные попытки  профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства говорить еще очень преждевременно. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье.

Государственными  и общественными организациями  внедряются комплексы обучающих  программ, направленных на преодоление  социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая  работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для  тех, кто готов их усыновить, сегодня  предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения  самой процедуры усыновления. В  частности успешно действует  практика возмездной опеки над детьми-сиротами: приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Социальное  сиротство – одна из самых печальных  реалий жизни нашего общества. Множество  людей по долгу службы или добровольно  работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.

Благополучная семья – не та, которая не имеет  проблем, а та, которая находит  силы их решать.

Причины сиротства  в современной России.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по – настоящему трагический мир. Потребность иметь  отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Ребенок, который  растет и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное и , скажем прямо, противоречивое явление. Бывает много различных трагических обстоятельств( война, стихийные бедствия, болезнь и т. п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца .Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении ХХ века и связанными с 3-мя разрушительными войнами, террором 20- 30 годов, а так же последствиями перестройки конца 80-х начала 90-х годов.

У ребенка есть право иметь родителей и право  на их заботу. Дети – сироты этого  права лишены. Однако безотрадным  социальным фактом является то, что  в условиях мирного времени, при  достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества в дома ребенка, детские дома и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей.

Анализ состава  детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатов преобладают дети из семей:

.Где родители лишены родительских прав 68%,

 Одинокие  родители не воспитывают своих  детей - 8 %,

. Отказались  от родительских прав при рождении  ребенка - 7%,

Родители не дееспособные по болезни - 7 %,

Родители находятся  в заключение - 4%,

Сироты - 5%,

Подкидыши - 1%.

 

1.3.Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

 

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием  в психическом развитие детей  по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности детей. Они медленнее овладевают речью. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления на контактах ребенка с окружающими людьми, словом, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом.

У этих детей  уже общий обзор, они не знакомы  со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику, живущему в семье. Обедненность чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно - образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой. У многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правило при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения. Постоянное пребывание в кругу сверстников, шум, досуг, спланированный и организованный взрослыми, редкие минуты уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость.

У детей, воспитывающихся  вне семьи, в сфере общения  обнаруживаются существенные различия воспитание ребенка в семье и  вне ее, но, несомненно одна из основных. А главная, общение - фактор, который определяет многие вторичные различия, его дефицит порождает отставание или отношение в психическом развитии.

Рассматривая  особенности социализации детей  сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.

Под социализацией понимают процесс становления человека в  системе социальных отношений как  компонента этой системы, то есть человек  становится частью социальной общности, какой - либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов  культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Существует два подхода  к понимании сущности социализации, различающими представлениями о  человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи  указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью  общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Информация о работе Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга