Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:28, контрольная работа
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нужны руководители — лидеры с организационной и предпринимательской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители — плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.
Вопрос №1 Ролевые функции руководителя в организации:
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нужны руководители — лидеры с организационной и предпринимательской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители — плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.
Основные задачи высших руководителей
организации состоят в
Руководители среднего звена
(подразделений и предприятий, входящих
в данную организацию) назначаются
и освобождаются от должности
первым лицом или его заместителями
и несут ответственность перед
ними за выполнение полученных заданий
и сохранность имущества
Отношение к представителям
среднего звена в современной
теории управления негативное, и при
любой возможности предприятия
на Западе идут на их сокращение. За счет
таких мероприятий удается
Руководители низового звена — бригад, участков, групп и пр., работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.
В общем, руководители всех звеньев несут, помимо официальных обязанностей, неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Это очень важно с той точки зрения, что не только подчиненные зависят от руководителя, но и руководитель зависит от своих подчиненных в готовности исполнять их распоряжения и неофициальные просьбы.
В работе руководителя много
привлекательного. Она предоставляет
широкие возможности для
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится выполнять различные ролевые функции, например:
- администратор (наблюдает за исполнением);
- плановик (разрабатывает
методы и средства, с помощью
которых другие достигают цели)
- политик (устанавливает цели и линию поведения в группе);
- эксперт (источник достоверной
информации или
- представитель группы во внешней среде;
- регулятор отношений внутри группы;
- судья, миротворец;
- символ (пример, лицо группы);
- диктатор (отменяет индивидуальную ответственность в группе: все претензии ко мне, действуйте от моего имени; де лайте, как я сказал);
- отец ( к которому обращаются за помощью);
- козел отпущения (человек, отвечающий за все в случае провала).
Выделенные роли - это, по существу, набор тех умений и навыков, которыми должен обладать руководитель.
Современная научно-техническая
революция кардинально изменила
условия и характер производства
и труда. Технологические и социальные
процессы стали настолько сложными,
а знания и квалификация исполнителей,
их независимость настолько
• межличностные (символ власти, лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев);
• информационные (центр,
концентрирующий информацию и
распространяющий ее среди
• решающие (планирующий
и начинающий изменения в
Вопрос №2 Стиль руководства и эффективность управления
Стиль руководства можно
рассматривать как частную
Начало развития теории стилей руководства выло положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей.
1. Авторитарный (диктаторский),
для которого характерны
2. Демократический. Руководитель
доводит до подчиненных
3. Попустительский. Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность отдел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в се составе. Дела в группе идут сами по себе, так как руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Эффективность руководства зависит от ряда факторов: организационной культуры, используемой технологии, ожидания от использования определенного стиля руководства, моральной удовлетворенности подчиненных от работы с руководителем того или иного стиля. Кроме того, усиленное внимание к отношениям в коллективе и нуждам и желаниям работников эффективно тогда, когда производственные задания являются рутинными и непривлекательными для сотрудников.
Наряду с понятием «стиль руководства» существует представление о стиле управления, соотношения между которыми достаточно неопределенны и сложны, так как не удается полностью и непротиворечивым образом развести эти два вида профессиональной деятельности. Понятие стиля руководства является более широким, так как охватывает сферу межличностных отношений, носящих и официальный, и неофициальный характер, в то время как стиль управления связан непосредственно с решением конкретных управленческих задач. В литературе по теории и практике управления коллективом представлен широкий спектр стилей управления, которые совпадают по существу со стилями руководства.
4. Авторитарный стиль,
для которого характерно
5. Коллегиальный стиль.
Для менеджеров с этим стилем
главная установка: надо
6. Плановый стиль. Для
менеджеров, демонстрирующих этот
стиль, главное -- план, программа.
Управление на основе четкого
и глубоко проработанного
7. Авральный стиль спешки
и компанейщины, когда цель часто
достигается любой ценой.
8. Либеральный стиль часто
и не без основания называют
еще и попустительским.
9. Регламентирующий или
контролирующий стиль, для
10. Перестроечный стиль.
У субъекта этого стиля всегда
масса идей и проектов, в связи
с которыми он постоянно
11. Консервативный стиль
управления, который во главу
угла ставит незыблемость
12. Дипломатический стиль.
Менеджер с этим стилем слывет
в коллективе дипломатом, который
способен договориться и
Информация о работе Ролевые функции руководителя в организации