Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа
В данном исследовании предпринята попытка теоретического анализа исторического развития ценностных ориентаций женщины с XIX века по настоящее время.
Объектом исследования являются семейные и внесемейные ценностные ориентации российских женщин
Предмет исследования - соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентаций в жизни российских женщин.
Идея эмансипации была созвучна революционным настроениям второй половины века — и многие девушки из разорившихся дворянских семей становились нигилистками, сотрудницами швейных мастерских, "народницами" и просто участницами революционных кружков. Среди участников самой крупной революционной организации "Земля и воля" были 18 женщин, в 70-х годах женщины составляют уже почти 20 процентов от всех революционеров, входили практически во все тайные организации. Софья Перовская стала первой женщиной, казненной в России по политическому обвинению, Вера Фигнер пережила 20-летнее заключение в одиночной камере Шлиссельбургской крепости, Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, Мария Спиридонова возглавила позднее партию социал-революционеров.
Революционерки остались в памяти современников как одержимые, бескомпромиссные, бесстрашные женщины. О них единственных среди активисток борьбы за полноценное участие женщин в обществе писали в советское время.
Но были и другие, о которых в советское время не вспоминали, хотя их деятельность и образы были одной из тем прогрессивной печати того времени. Это нередко были женщины глубоко религиозные, нередко — довольно знатные дворянки или богатые купчихи. Их объединяло стремление к благотворительности и помощи ближним. Многие женщины стали известны как меценатки и сестры милосердия — общины этих подвижниц к концу века создавались по всей России, они осуществляли уход за престарелыми и одинокими больными, создавали приюты для одиноких матерей, принимали участие в борьбе с эпидемиями.
Несомненно, что борьба за эмансипацию женщин и развитие женского движения во второй половине XIX века оказали влияние и на некоторые так называемые дамские журналы, в некоторых из которых начинала появляться критика на легковесность содержания в российских изданиях для женщин. В ряде журналов для женщин также все чаще обращалось внимание общественности на то, что из светских барышень, озабоченных нарядами, танцами и кокетством, в быту получаются плохие хозяйки и матери, поэтому журналам надлежало изменить отношение к женщине. Женские журналы вступили в спор с противниками женского творчества и труда вне дома. «Мужчина взял себе все: и гражданскую деятельность, и науку, и литературу, и искусство, мужчина не отказывается и от своей доли семейного счастья, а женщина должна довольствоваться тем, что ей оставлено»,- писал журнал «Рассвет»(1859 г.).7
Журнал «Женский вестник» (1867 г.) делал печальный прогноз на тот случай, если общество не станет воспринимать женщину как полноценную личность: «Большинство же из [женщин] ничего не знающие и не приученные ни к какому труду существа, остаются тягостным бременем в семье и, если им посчастливилось выйти замуж, оканчивают печально и бесцельно свое жалкое существование. Разврат, нищенство или богадельня ждет их в будущем».8
Но, прошло время, и журнал «Друг женщин» (1882 г.) уже видел своих читательниц среди женщин образованных. С большой радостью издания начали сообщать о новостях в женском образовании, труде, благотворительной, общественной деятельности. Журналы поддерживали образ самостоятельной женщины, способной учиться и употребить знания в собственном деле. Таких женщин во второй половине 19 в. уже было немало. Некоторые сами открывали женские журналы. Например, журнал «Лучи» принадлежал А.О. Ишимовой, София Мей основала «Модный магазин», Адель Гоппе после смерти мужа продолжила редактировать «Модный свет и модный магазин», «Новый русский базар» и открыла собственные журналы «Модистка» и «Парижская мода».
С 1889 года в Москве начинает издаваться ежемесячный литературный журнал "Женское дело". В новом издании публиковались работы по истории развития обсуждения "женского вопроса" и положению женщины в семье, обществе и государстве в России и за границей; летопись женского движения и женского труда, биографии выдающихся женщин на разных поприщах деятельности, статьи по общественным вопросам, женская беллетристика и стихотворения, а также - художественная хроника, обзор выставок, репертуаров театров и музыкальные новости.
В начале XX века женщины разных социальных слоев предпринимают попытки создания журналов, представляющих женщин как умных, активных политических и общественных деятельниц, прекрасно сочетающих в себе и семейные качества. Так, например, с 1904 года женщина-врач М.И. Покровская издавала в Петербурге журнал "Женский вестник". Главная цель издания - борьба с политическим равнодушием женщин и даже создание так называемой "женской партии".
Графиня А.З. Муравьева с 1906 по 1917 годы издавала журнал "Дамский мир", адресованный дамам из состоятельных буржуазных кругов и аристократии. Если бы не революция 1917 года, на долгие годы ограничившая печать рамками принципа партийности, вполне возможно, что журнал мог стать основой, прототипом для современных отечественных глянцевых журналов. Это было роскошное издание на дорогой бумаге, с цветной обложкой и серией приложений в виде альбомов модной одежды, моделей детской одежды, выкроек и листов с узорами для вышивания и вязания. Большой раздел был посвящен культуре: литературе, музыке, театру, живописи. В отделе беллетристики печатались произведения Ги де Мопассана, Э. Золя и других известных писателей.
Присутствовал в журнале и своеобразный дайджест интересных сведений о науке, политике, женских правах заграницей, традициях воспитания детей, устройства быта семьи на даче, которые выходили под рубрикой "С миру по строчке". В "Дамском мире" была постоянная рубрика о моде "Письмо из Парижа". И надо отметить, что авторы не всегда преклонялись перед западными кутюрье. Они призывали читательниц обратить внимание на свою страну.
В годы Первой Мировой войны журнал "Дамский мир" вводит раздел "Война", где публикует обзоры военных действий адаптированным языком, советы женщинам, занимающимся благотворительной работой в госпиталях и на дому, советы как помочь раненным достать необходимые документы, выкройки теплой одежды для военных и раненных. Рассказывает журнал и о мужественном поведении женщин в военных госпиталях на фронте и в тылу. Много рекомендаций о получении навыков медицинской сестры и тому подобных вещей.
Религиозная тема затрагивалась только по большим церковным праздникам. Тогда как рубрика "Оккультный ящик" присутствовала довольно часто. Журнал вел также активную переписку с читательницами, что позволяет говорить об хорошо налаженной "обратной связи". Затрагивались те же вопросы, которые присутствуют и на страницах современных женских журналов - проблемы здоровья, разбор трудных психологических ситуаций читательниц, советы юным девушкам.
Кроме элитарного "Дамского мира", существовал журнал "Женщина", который являлся представителем другого типа женских журналов - для менее аристократичной аудитории с хорошим образованием и средним достатком. В рекламной подписной кампании указывалось, что журнал будет опорой семьи, так как в центре семьи стоит женщина. Идеалом журнала была независимая женщина, которая успешно справляется со своими семейными и социальными обязанностями. Кроме номеров, подписчики бесплатно получали практические руководства по уходу за ребенком, о домашнем бюджете, рецепты, выкройки, отрывки из произведений знаменитых авторов о женщинах и литературные сборники стихов и рассказов читательниц журнала. Первый год эта довольно обширная программа соблюдалась полностью, и, в итоге, принесла журналу признание и в столице и в провинции. Но в 1909 году, на втором году своего существования журнал изменил подзаголовок и стал "еженедельным иллюстрированным журналом для семейного чтения". Литературно-художественной стороне теперь уделялось больше внимания. Все материалы были распределены по двенадцати отделам: женщина - гражданка, мать, жена, хозяйка, домашний врач; женский мир; детский мир; домашний стол; цветы, овощи, плоды; домашние животные; домашняя энциклопедия; последние моды. Таким образом, журнал "Женщина" стремился показать весь многообразный мир женщины.
С сентября 1906 года "по западно-европейскому образцу" в Москве начинает выходить специализированное издание по вопросам семьи и брака, где также обсуждается "женский" вопрос, - это "Брачная газета". Издание и этой газеты не осталось без читательского внимания, о чем свидетельствует огромный поток писем от женщин с любовными историями, юмористическими рассказами и, конечно же, рекламными объявлениями межличностного характера. К примеру, "Молодая шатенка, 22-х лет, вполне интеллигентная, способная к глубокому чувству, желает познакомиться с интересным, обеспеченным человеком (30 - 35 лет). Если переписка оставит хорошее впечатление, согласна выйти замуж. Имею капитал 15 000 рублей. Прошу выслать карточки в контору Брачной газеты."
Подобный вид межличностной коммуникации, несомненно, свидетельствует о существенном раскрепощении поведения женщины в обществе. "Женское дело" и "Брачная газета" в России начала века считались передовым изданием. Их издатели всесторонне освещали женские проблемы, а также вели широкую просветительскую работу в обществе9.
XX век, отмеченный буржуазной революцией 1905 года, ознаменовался новым витком развития дискуссии о положении женщин. К этой поре уже тысячи женщин работали в земских школах и больницах, на фабриках и заводах, уже сложились разные направления и настроения дискуссии по "женскому вопросу". На повестку дня встал вопрос о гражданских и политических правах.
Важным событием эпохи стал состоявшийся в декабре 1908 года в Санкт-Петербурге Первый Всероссийский женский съезд, собравший более 1000 делегаток со всей страны. Главная резолюция съезда была посвящена проблеме равного избирательного права для женщин, но единства съезд не продемонстрировал — "рабочая группа" во главе с Коллонтай покинула съезд, заявив о невозможности сотрудничества женского пролетариата и представительниц буржуазии. Съезд имел огромный резонанс, реакция политиков была от восторга до негодования, и современники не могли не признать, что "общественное воззрение на женщину изменилось".
В 1910 году в Петербурге был созван еще один женский съезд — Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами. Первый Всероссийский съезд по образованию женщин состоялся там же в 1912 году. Второй всероссийский женский съезд, намечавшийся на 1913 год, не состоялся.
Начало XX века отмечено резким увеличением числа политических и политизированных периодических изданий. В марте 1914 года появился журнал "Работница", которому предстояло долгие годы олицетворять мир женской прессы в советской России. Этот журнал отказался от противопоставления мира женщин и мира мужчин. Для "Работницы" мужчина был товарищем по борьбе за равные социальные права и т.п. Журнал ставил основной своей целью "всестороннюю защиту интересов женского рабочего движения", положив тем самым начало печатному органу марксистского направления русского феминистского движения, которое потом после революции 1917 года развивалось вплоть до 1928 года.
19 марта 1917 года по улицам Петрограда прошла 40-тысячная манифестация петербургских женщин с требованиями равных политических прав. Среди организаторов шествия были известные феминистки Шабанова, Тыркова и Покровская, а также яркие представительницы Всероссийской лиги равноправия Поликсена Шишкова-Явейн, графиня Софья Панина и другие. Результатом всех этих событий явилось объявление Временным правительством всеобщего равного избирательного права без ограничения по признаку пола.
Советская власть в числе самых первых своих законодательных актов провозгласила равенство мужчин и женщин во всех областях экономической, политической и культурной жизни. В 20-е годы официально разрешается аборт, тысячи и тысячи женщин уходят из деревень на стройки первых пятилеток, поступают в университеты, становятся активистами и агитаторами за дело построения социалистического общества. Многие женщины из других стран Европы и Северной Америки (в том числе из США) стремятся в страну великого социального эксперимента, вдохновленные идеями равенства. Женское феминистское движение в России в начале XX века, таким образом, прошло эволюционный путь от либеральной направленности к социалистической, марксистской. Можно говорить, что феминистское движение существовало в СССР до 1928 года, когда были упразднены женсоветы.
Однако при всех вроде
бы положительных изменениях
в положении женщин с первых
же лет советской власти, очевидно,
обозначилась и оборотная
Действительно, советские законы в отношении равных прав и возможностей женщин были, пожалуй, самыми прогрессивными в 20-х годах. Но механизмов обеспечения равенства не было выработано, ни тогда, ни десятилетия позднее. На самом деле советская женщина немедленно стала подвергаться двойной нагрузке, которая преследовала ее многие десятилетия. С одной стороны, она обязана была трудиться в общественном производстве, осваивать мужские профессии и в обязательном порядке принимать участие в общественной жизни, с другой, возвращаясь домой, вынуждена была следовать традиционной роли жены и матери. Недолговечные социальные эксперименты в виде коммунальных кухонь, рабочих общежитских коммун и прочих новшеств 20-х годов довольно быстро отошли в прошлое — вместе с дискуссиями 20-х годов о свободе творчества, свободной любви и свободе вообще.
Государство становилось все
более жестким и тоталитарным,
ему требовались дешевые