Роль педагогической антропологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Современное педагогическое мировоззрение основывается на антропологическом знании и принципиально меняет подход к ребенку и его воспитанию.Согласно антропологическим представлениям каждый ребенок - человек, т.е. сверхсложное, неисчерпаемое, во многом загадочное явление. Ему с самого рождения присущи все видовые особенности: он - живое, целостное и противоречивое, динамичное и активное существо, обладающее даром речи и мысли, социальностью и разумностью, духовностью и креативностью, потребностью и способностью воспитывать и быть воспитанным. Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогическая антропология как предмет социально философского исследования……………………………………………………..7
1.1. Предмет и область применения педагогической антропологии……………………………………………………...………………7
1.2. Возможности педагогической антропологии………………………..9
1.3. Источники педагогической антропологии…………….……………11
1.4. Методы исследования…………………………………………..……13
1.5. Воспитание человека обществом………………...………………….15
1.6. Воспитание человека человеком……………………………….……17
Глава II. Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность…………………………………………….….19
2.1. Объекты и субъекты социальной работы…………………………...19
2.2. Основные функции социальной работы ………………………...…23
2.3. Cодержание и средства социальной работы…………..……………25
2.4. Управление и цели как структурные элементы социальной работы……………………………………………………………………….……26
2.5.Практические ценности в социальной работе………………………28
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………….…32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа за первый курс 2011.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Источники педагогической  антропологии.

Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.

Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться, приниматься во внимание педагогической антропологией. Физиология и психология как источники педагогической антропологии выступают на первый план. Но человек – единственное из известных нам существ, физиология которого опосредствована социальной средой, разумеется, в меньшей степени, чем психология, но все же достаточно ощутимо. Стало быть, педагогической антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук, сопоставив их друг с другом и с практикой воспитания и образования.

Таким образом, педагогической антропологии приходится интерпретировать данные как базовых, исходных наук о человеке, так и венчающей их философской антропологии.

Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и их сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь рождает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания. 
Педагогическая антропология сама выступает как один из источников целостного человековедения. Свое понимание человека как воспитателя и воспитуемого педагогическая антропология черпает из истории человечества.

В социальных институтах и в материальном производстве воплощены дух, идем, мышление, все продуктивные психические способности людей. Поэтому история промышленности и общественных установлений есть основание для классификации и типологии личности, для ее феноменологии, для изучения исторически преходящего в личности и вечно сохраняющегося, хотя и видоизменяющегося в ней.

Психологическая наука, изучающая факты сознания и допускающая интроспекцию в качестве своего метода, напротив, дает антропологии непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций, впрочем, так же нуждающийся в их проверяющем соотнесении с другими науками. Прежде всего – с науками о процессе познания, о творчестве и практической деятельности: логикой (методы познания); феноменологией духа 
(научное, художественное и религиозное творчество); политической экономией; правом; историей.

Поскольку педагогическая антропология изучает человека как существо, развивающееся в процессе воспитания, постольку ее интересует проблема задатков и эволюции психики. Природные задатки человеческой психики – свойства нервной системы, возможности усвоения человеческих достижений и развития психических свойств.

Специфически человеческое сознание выражается в его самосознании, в рефлексии, недоступной для других известных нам существ. Мышление не сводится к актуализации ранее образованных ассоциаций. Напротив, существует и регрессивное уподобление прежнего опыта новому. Результаты мыслительной работы нередко ведут к перестройке структуры и замене содержания предшествующих элементов тезауруса. Рефлексия позволяет преодолевать противоречия между старым и новым в нашем опыте, между чувственным и рациональным, воображаемым и реальным, желаемым и действительным.

Рефлективная деятельность сознания обслуживается системой чувствований. В ней велик удельный вес бессознательных побуждений и стремлений. Чувтвования выступают в роли посредника между познанием и волей, заключающейся в образовании желаний, принятии решений и проведении их в жизнь, в поступках и деяниях, во власти человека над собой, в его пользовании свободой.

1.4. Методы исследования.

В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки мы обнаруживаем общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении.

Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится

1. синтезировать данные каждой  из этих областей,

2. параллельно осуществлять их  педагогическую интерпретацию

3. самой изучать многочисленные  факторы изменений в личности  и в коллективах.

Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы педагогикой, когда их переработка доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность построить предмет педагогической антропологии как посредника между педагогикой и всем многообразием человекознания.

Законы развития личности, устанавливаемые различными науками о человеке и человеческих обществах, служат главными источниками педагогической антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания.

Интерпретация данных и выводов наук о человеке является главным методом педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Следовательно, практика и здесь выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической антропологией знания.

В данном случае в понятие интерпретации включается:

- идентификация проблем, релевантных  для педагогики, в частности обнаружение  источников интерпретации

- модификация в педагогических  целях хорошо зарекомендовавших  себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний

- дедукция педагогических норм  из законов индивидуального и  группового развития.

Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. 
Интерпретация служит педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии.

Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это сравнительно – исторический, сравнительно – эволюционный, сравнительно – этнографический, биографический, казусный.

Сравнительно – исторический незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления родовой специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.

Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.

В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний.

1.5. Воспитание человека  обществом.

В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает историю. Из них развиваются события, разнообразные группы, социальные институции. Важнейшие из этих потребностей, ценностей и знаний передаются человеку обществом. Они детерминированы исторически накопленной культурой. 
Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и юности.

Следовательно, история движется воспитанием и обучением. Все позитивное задано хорошим образованием, все негативное – его недостаточностью и дурным качеством.

Спасение человечества только в правильном, природосообразном, образовании. Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели совместной деятельности. Это – всемирно-историческая задача.

Просвещение предстает перед нами как единственная альтернатива насилию, разрушению, деградации.

Из всех существующих и принципиально мыслимых классификаций исторических типов обществ для педагогических наук важнее всех одна. А именно то, что делит общества на свободные (правовые, демократические, республиканские) и авторитарные (тиранические, деспотические, тоталитарные). В обществах первого типа практикуются различные формы самоуправления. Авторитарные общества самоуправление подавляют. Для правового общества нужна самоуправляемая личность, а для тоталитарного – управляемая. Отсюда – диаметрально противоположные задачи воспитания.

Но человек никогда не является чисто коллективистическим существом, точно так же, как он никогда не является существом истинно индивидуальным. 
Поэтому здесь речь идет только о переходах от преобладания одного к преобладанию другого в ходе развития личности. И это развитие может иметь различные стадии, которые имеют характерные последствия для воспитания.

Правовое общество – такая форма ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Деспотизм, напротив, неразрывно связан с нивелированием личности как таковой. 
Нивелирование масс является, по общему правилу, коррелятом тоталитаризма.

1.6. Воспитание человека  человеком.

По сравнению со всеми известными нам существами человек появляется на свет в наибольшей степени свободным от инстинктов. Поведение новорожденного запрограммировано в недостаточной для его выживания степени. Условные рефлексы развиваются во взаимодействии с окружающей средой только при достаточном уходе. Человек рождается беспомощным и нуждается в воспитании, чтобы выжить.

Судьба человека тоже почти целиком зависит от воспитания. Оно спасительно, но в нем таятся и серьезные угрозы для настоящего и будущего ребенка.

Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу. 
Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение, истолкование, приглашение. В личности необходимо взращивать чувство собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких обстоятельствах унижать достоинство ребенка. Воспитание обязано освободиться от малейшего призвука угнетения. Эксплуатации и тиранства.

Природосообразному воспитанию приходится исходить из чувств воспитуемых. Чувственные ощущения, склонности и страсти проявляются в человеке в самой сильной степени. Там, где культура не привнесла в них известную тонкость, они разрушительны. И там исчезает всякая сила, и ничего доброе и ценное произойти не может. Жестокость страстей является следствием привычек, которые передаются в ходе воспитания. Результатом незнания средств, помогающих сопротивляться их первичным движениям, обуздывать их, отвращать и направлять их действие.

Воспитание подчиняется жестким законам, они проистекают из природы человека. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания отражает в себе системность личности. Невозможно человеку развиваться по частям. 
Просвещение рассудка не дает еще нравственности. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Это – закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе. Для включения личности в социально ценную активность и обеспечения эффективного самообразования.

Педагогический закон «золотой середины» говорит о том, что любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны. В частности, он значит: не ломай воли ребенка, иначе он станет рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом. Дай ему понимание наших мотивов и дай ему здоровый материал для тренировки воли. Материал посильных и понятных ему, принятых им трудностей, вытекающих из общей жизни семьи или замещающего ее коллектива. Идеал – не послушание нашей воле, а послушание необходимости. Всегда послушный нам ребенок – или забитый или притворяющийся. Правильно развивающийся человек должен понимать – обсуждать их.

 

 

Глава II. Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность.

2.1. Объекты и субъекты социальной работы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Рассмотрим некоторые объекты социальной работы.

1.Пенсионеры и инвалиды. Демографическая  ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых в современном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.

Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Информация о работе Роль педагогической антропологии в социальной работе