Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание

Введение.
I. Социальный институт.
1. Понятие «социальный институт».
2. Типология социальных институтов.
3. Функции и дисфункции социальных институтов.
II. Роль социальных институтов в жизни общества.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

человек и его потребности-1.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в изменении и самообновлении.

Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путём создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Это происходит тогда, когда люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения, их появление зависит в основном от энергичных призывов.

Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов Общая социология: Учебное пособие / Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.
  2. Немировский В. Г.  Социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.
  3. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Образовательный стандарт XXI).
  4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 624 с. – (Высшее образование).
  5. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М., 2008. – 384 с.
  6. Матецкая А.В. Социология культуры: Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии. - Ростов, 2006. - 260 с.
  7. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с.
  8. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
  9. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 244 с.
  10. Словарь-справочник по социальной геронтологии. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 208 с.
  11. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова М., 1995 – 227 с.

Общая социология: Хрестоматия. Изд-во «Высшая школа». 2006 г. - 783 с

 

Список используемой литературы

 

1. Краткий словарь по социологии.- М.:Политиздат,1988

2. Марксистско-ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во  Московского ун-та,1989

3. Общая социология: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Основа социологии. Изд. Саратовского  университета,1992

5. Предмет и структура социологической  науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.

6. Социология. С.С. Фролов. Издательство Логос, М., 1996.

7. Социология. Учебное пособие. Издательство  Знание, М., 1995.

8. Социология / Г.В. Осипов и др. М: Мысль,1990.

9. Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).

Список литературы:

  1. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984. № 1, с. 125.

Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972, с. 163 -173.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000, с.189.

    1. Добреньков В.И., Социология: Учебник для вузов. – М.: изд-во «Инфра-М», 2007, с.211.

     5.  Дюркгейм  Э. О разделении общественного  труда. Одесса, 1900,с.89.

6. Казарицева  Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для            вузов / под общей редакцией профессора  Г.С. Батыгина.—Москва. 2000, с.234.

  1. Кравченко А.Н. Основы социологии. Учебное пособие. Екатеринбург. Деловая книга. М.: Логос 1998г, с.384.

Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1998,с.301.

Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 1996,с.170.

Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М., 1999,с.302

Социология. Учебник. Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова.—М.: Гардарики 2000г,с.474.

  1. Харчева В. Основы социологии: Учебник.—М.:Логос, 2000.с.302.
  2. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1999,с.290,c.315.

     14.Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В.     Осипова М., 1995,с.227.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Роль социальных институтов в формировании социальных потребностей человека