Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проведенное исследование дает основания  рассматривать личностную организацию  виктимных детей (девушек) как пограничную, в основе которой лежит пережитое в детстве и отрочестве насилие, причем разные формы насилия имеют разное влияние на личностную организацию, обуславливая ее специфические особенности.

Глава 4. Новые  тенденции в вопросах насилия  по отношению к детям

 
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям

Выделение насилия  в семье в самостоятельную  социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. 
Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.

Недостаток  информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость  разрешения вопросов, связанных с  насилием, вызывает сопротивление и  желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек, совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых.

Еще нет разработанных  теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу – это:

. отсутствие  федерального закона, обеспечивающего  защиту жертв домашнего насилия;

. судебная и  правоохранительная практика, отрицающая  проблему домашнего насилия;

. высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.

Историческое  отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. 
Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Когда же насилие  в семье стало социальной проблемой  и получило негативную оценку со стороны  общества? Осознание социально-психологических  причин данной проблемы произошло в  Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и гендерных исследований, а так же социальным работникам. Рутман А. Оказание медико- психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. [33, с.13].

В Советском  Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.

В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться  рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.

Публично о  насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года, по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье?[43].

Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети и престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. Однако согласно исследованиям жертвы, оказывающие сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет пассивность. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально- психологическое исследование-М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28]. Хотя известно, что сопротивление может привести к наиболее тяжким последствиям.

Физическое  насилие – это «общественно опасное  противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли» Антонян Ю.М., 
Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии-М.: изд-во 
НИИ МВД,1999.[5, с.119]. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также в воздействии на внутренние органы без повреждения наружных тканей (например, путем отравления).

Согласно отечественной  юридической доктрине психическое  насилие выражено словосочетанием "угроза применения насилия". Под  угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением  физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п.

К сожалению, в отечественной уголовно-правовой доктрине не выделяется такая распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется тем, что изнасилование (как самое распространенное половое преступление) посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность ребенка, но и на его честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и физического и психического насилия.

В УК РФ нет специальных  статей, предусматривающих ответственность  за преступления, совершенные лицами, находящимися в родственных отношениях. 
Правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые "за закрытыми дверями": в семье, по отношению к родственникам и тем более детям, т.к. такой вид насилия нередко воспринимается как неизбежный атрибут процесса воспитания. Поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае тяжких преступлений – убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.

В прошлом были редкие попытки объяснить бытовое  насилие, в том числе, и по отношению  к ребенку, через различные психологическое  особенности личности. 
В частности, указывалось на нарушение эмоциональной способности к сопереживанию, отсутствие сочувствия и альтруизма, на повышенную тревожность, враждебность, слабость самоконтроля, на низкую устойчивость к стрессам, на деформацию личности и ее психологического склада, на искажение социализации и ценностного отношения к человеку и др. (Алинина Н.В., 
Бассин Ф.В., Филонов Л.Б.)[4]. Но в целом преобладали социологические подходы в криминологических исследованиях семьи, которые наиболее полно и успешно воплотил Д.А. Шестаков и Рутман.[33].

С точки зрения социальной психологии такая позиция в принципе неверна. 
Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

Полученные  нами в ходе исследования результаты подтвердили, что эмоционально близкие  контакты с родителями могут служить  не только негативными, но и сдерживающим от совершения преступления фактором [5]. 
Так, если в детстве хорошие отношения со своими родителями имели только 
37,8% из общего числа обследованных, то на момент совершения преступления такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%.

Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог, работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной которых являются разные формы насилия. Захарьева И.А. Нет Насилию! – СПб.: изд-во СПб. УниверситетаМВД России,2000.[14, с.12]. Являясь многочисленными жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия, 
"дают" неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по проблеме насилия можно разделить на несколько групп:

1) вопросы, касающиеся  конкретных действий – это  самая многочисленная (по количеству  запросов) группа:

. какие существуют способы и формы работы с различными группами риска;

. как помочь  подростку, испытывающему насилие  в семье;

. можно и  нужно ли работать с младшими  школьниками;

. как работать  с семьей;

. как работать  с жертвой;

. какой должна  быть первая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию и т.д.).

2) вопросы, касающиеся  профилактики:

. эффективна  ли профилактика насилия;

. можно ли  говорить о профилактике, если  ребенок уже подвергался насилию  и т.п.

3) единичные  запросы по вопросам, касающимся  концептуального аспекта, с нашей точки зрения, немаловажного:

. определение  понятия "насилие";

. характеристика  групп риска: потенциального преступника  и потенциальной жертвы;

. истоки и  причины насилия.

4) блок вопросов  о службах помощи, существующих  в городе (какие; где; кому помогают).

Выше говорилось, что с теоретической точки  зрения насилия над детьми можно  рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации. 
Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его).

Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным  с насилием, у школьного психолога  есть три приоритетных направления в работе:

. профилактика  насилия;

. работа с  проблемой, связанной с фактом  насилия;

. профилактика  виктимности.

Как в отношении  совершающего насилие, так и в  отношении жертвы, изучение причинной  цепочки ведет далеко за пределы  конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование 
"насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска, а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми одновременно является и профилактикой правонарушений.

Отдельно следует  рассмотреть особенности социально-психологических  подходов к сексуальному насилию, которое  характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное  насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое  насилие. М.: ВНИИ 
Проблем исследования,1990.[28].

Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

 
4.2 Анализ позиций насилия

Понятие насилия  распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

Социально-психологические  теоретические исследования насилия  выделяют ее как органическую часть  агрессии и жестокости. Точнее понятия  «жестокость» и 
«насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.: 
ВЛАДОС,1997.[32, с.48].

Агрессию можно  определить как целенаправленное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. 
Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28].

Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества